Уроки для верующих из жизни Моисея (Часть 1)

«ВЕРОЮ!»

Евр. 11, 23 — 28

Слово Божие одним словом открывает нам тайну силы. Это одно слово: «верою!» На страницах Библии повествуется о многих великих делах, совершенных мужами Божиими, но все они являются делами Божиими, совершенными Богом через человеков.

Мы приступаем к страницам Библии, повествующим о Моисее. Перед нами пройдет великая жизнь этого благословенного служителя Божия. Мы увидим очень большие и славные дела, совершенные им. Но в Послании к Евреям четыре раза повторяется о Моисее, что эти великие дела он совершил верою.

О великом значении веры говорит и наш драгоценный Учитель Христос:

Прочтем два места. Лук. 17, 6; Марк. 9, 23.

Но что значит вера? Может быть, это сила, с помощью которой творятся великие дела? Если это так, тогда можно воздать славу верующим людям, потому что они в вере обладают силою. Нет, вера не есть сила. Она только цепочка, связывающая нас с Богом — вечным и всемогущим Богом.

Вера — это связывающий нас с источником вечной силы в Боге провод, по которому эта сила устремляется в нас и творит через нас великие и славные дела.

Действие великой силы Божией мы увидим в жизни Моисея в очень яркой форме, потому что Моисей был связан с Богом верою. Правда, как и апостол Павел, он был очень одаренным человеком… Как и апостол Павел, он получил высшее образование своего времени, но и одаренность и образование — это только инструменты, которыми пользовался Господь. Скрипка знаменитого мастера Страдивариуса — прекрасный и очень дорогой инструмент, но он будет молчать, если не очутится в руках скрипача вроде Паганини… или будет очень неприятно звучать, если очутится в руках плохого музыканта.

Так и все прекрасные человеческие качества, — если не возьмет их Господь в Свои руки, они только инструменты. Так Господь употребил апостола Павла для строительства его руками Царствия Божия, так Он употребил и Моисея, так Он употребляет и каждого из нас.

Моисей попробовал сам сыграть на своем инструменте, и получилось весьма плохо. Я говорю о его попытке собственной силой освободить Израиля из плена. А у горящего тернового куста великий Господь взял инструмент в Свои руки, чтобы употребить Моисея для исполнения Своих божественных планов. И мы увидим, как Господь пользовался этим инструментом. Знаменитый жезл Моисея был прекрасным примером того, что Господь взял его (Моисея) в Свои руки и сделал Моисея послушным орудием Своим, каким и жезл был в руках Моисея. Посему Моисей и носил, как и апостол Павел, звание «раба Божия».

В повествовании Библии о Моисее часто встречаются слова: «Как повелел ему Господь!», что подразумевает полное послушание Моисея, полную отдачу себя Господу для выполнения Его божественных планов.

Какое требовалось послушание, какое требовалось доверие к Господу, чтобы отправиться с 3 миллионами израильтян в дикую, бесплодную и безводную пустыню. И Моисей проявил и послушание и доверие к Господу и повел это множество народа в пустыню без всяких запасов, уповая только на помощь и силу Божию.

И нам нужно только одно: вера. Связь через веру с великим Богом, с всемогущим Христом. И дела Моисея будут нашими делами: и выход из Египта; и расступление вод Чермного моря; и пища при полной засухе; и побежденные враги; и песни победы. «Все возможно верующему!», то есть все возможно человеку, сделавшемуся через веру каналом для силы Божией. Вот почему апостол Павел мог сказать замечательные слова: «Все могу… в Иисусе Христе!»

Уроки из жизни Моисея пусть помогут нам сделаться послушными орудиями в руках нашего Господа, своего рода «жезлами» в руках Всевышнего. У Господа был великий план в отношении своего народа — Израиля. Знакомясь с жизнью Моисея, мы будем знакомиться и с этим планом. Мы увидим также, как Господь будет его выполнять, пользуясь Моисеем.

У Господа есть и теперь Свои планы. В отношении каждого из нас! В отношении наших домочадцев! В отношении церкви! В отношении мира, всего человечества!

Планы есть, но есть ли послушные Моисеи?

 

МЛАДЕНЕЦ МОИСЕЙ.

Исход 2, 1 — 4; Евр. 11, 23

Моисей родился в Египте. Что это за страна? В истории ее называют «колыбелью цивилизации», «колыбелью культуры»… потому что в Египте родилась культура. Но мы, верующие, знаем эту страну потому, что в ней долгие годы жил и занимал высокий пост при дворце фараона — Иосиф, сын Иакова. А затем, уже в новозаветные времена, Египет был убежищем для младенца Иисуса. Прочтем: Матф. 2, 13 — 15.

Египет был житницею мира благодаря плодороднейшей долине великой реки — Нила. Египтяне называли реку Нил «благословенной рекою».

Это была очень религиозная страна, но языческая, то есть верила в великое множество богов. Египтяне поклонялись и деревьям, и животным, особенно крокодилам, и людям, и солнцу, и луне, и звездам. Вся страна была покрыта языческими храмами и жертвенниками. Если апостол Павел в Афинах был поражен множеством жертвенников, то как был бы он поражен в Египте! В Египте были храмы даже священных быков и баранов (телец Израиля). Были священные птицы.

Египетский пантеон был обширнее и разнообразнее, чем пантеоны Вавилона, Греции или даже Рима. Египтяне верили в загробную жизнь. Отсюда их поклонение мертвецам и хранение их трупов. Каждый покойник превращался в семейное божество. Вот в какой стране родился Моисей.

Как же очутился еврейский народ в Египте? 400 лет до рождения Моисея Иосиф переселил сюда своего отца и братьев. Фараон того времени, благоволя к Иосифу, дал Израилю лучший участок в земле Гесем, на берегу реки Нила. Здесь они быстро размножались и за 400. лет превратились в сильный и многочисленный народ.

Моисей родился в очень тяжелое для евреев время. Фараонов, которые благоволили к евреям, не стало. На смену им пришли фараоны, которые стали бояться роста еврейского народа в Египте. И эти фараоны начали борьбу с еврейским народом. Для Израиля начались трудные времена. Прочтем об этом: Исход 1, 7 — 14. Но народ размножался и размножался. Тогда был придуман страшный путь к уничтожению Израиля: Исход 1, 15 — 21. И этот путь не помог! Тогда было избрано еще одно ужасное средство: Исх. 1, 22. Вот в такое тяжелое время, в такую темную ночь родился Моисей.

Пойдемте теперь к его «яслям», к его колыбели. Хижина, где жили его родители, стояла на берегу великой реки Нила, недалеко от столицы Египта — города Мемфиса и от дворца фараона. Каждый день дочь фараона спускалась по мраморным ступеням к реке Нил, чтобы умываться её водою. И все это происходило невдалеке от дома Моисея! Войдем в хижину и познакомимся с семейством, где только что родился мальчик Моисей. Мы увидим его отца, мать, сестру — девочку лет 15, известную Мариам, чудесную певицу… и маленького брата, лет 3-х, тоже известного Аарона: 1 Пар. 6, 13.

В доме волнение… В былые времена рождение мальчика в еврейской семье было настоящим праздником… а теперь — это великое беспокойство… как спасти его от руки египтян?

Отец и мать Моисея сохранили веру в живого Бога. А разве не все израильтяне были верующими в живого Бога? Нет, многие из них совратились в идолопоклонство. Прочтем: Иис. Нав. 24, 14; Иезек. 20, 6 — 8. Но родители Моисея остались верны Господу.

Как младенчество Моисея напоминает нам младенчество Иисуса Христа! Вот Амрам и Иохаведа, подобно Иосифу и Марии, склонились над чудным младенцем — сыном. Его колыбель похожа на колыбель Иисуса. Он в корзиночке из тростника, а Иисус — на соломе. Здесь фараон искал смерти младенца Моисея, там царь Ирод — смерти младенца Иисуса. Но рука Господня была и здесь и там охраняющей рукой. Обоих она сохранила и, удивительное совпадение, — в Египте! «Верою (отца и матери) Моисей был скрываем три месяца»…

Но вот мы снова делаемся свидетелями удивительных путей Господних. Мы видели эти удивительные пути в жизни Иосифа. Как удивительно вела его рука Господня во дворец фараона… через глубочайшую скорбь. И совсем другим, но тоже удивительным путем эта же всесильная рука Господа ведет Моисея во дворец фараона.

Господь так устроил, что дальше скрывать младенца Моисея в доме родителей стало невозможно… Господь вложил в сердце матери удивительный план: сделать корзинку из тростника, осмолить ее и, положив в ней младенца Моисея, поставить в тростнике у берега реки.

Господь открыл очи дочери фараоновой — увидеть корзинку с младенцем в тростнике… и Господь же расположил сердце дочери фараона — усыновить мальчика Моисея себе и сделать его членом семьи фараона.

Чем дальше, тем больше дивились Амрам и Иохаведа путям Господним в отношении их сына, а также и в отношении всего израильского народа.

В отношении Моисея можно повторить слова апостола Павла: Га-лат. 1, 15. Ив жизни Моисея мы видим благословенную руку Господню «от утробы матери» до кончины на горе Нево, то есть от колыбели до могилы. Песнь Моисея: Откр. 15, 4.

 

МОИСЕЙ ВО ДВОРЦЕ ФАРАОНА.

Евр. 11, 24 — 26; Исход 2, 5 — 10.

На берегу Нила. Дочь фараона. Она замечает корзинку с младенцем Моисеем. Странный «кораблик» извлекают на берег. Корзинку открывают, и в ней прелестный ребенок… Моисей!

Находчивость 15-летней Мариам: она предлагает найти кормилицу и приводит к дочери фараона свою мать. С какой трепетной радостью приняла мать свое драгоценное сокровище из рук дочери фараона.

Младенец Моисей снова дома, в маленькой хижине своих родителей. До какого возраста пробыл он дома? Может быть, до 5 — 6 лет. За эти годы в сердце мальчика Моисея был заложен прочный фундамент веры, надежды и любви: веры в Господа, надежды на Господа, любви к Господу. Это чудный фундамент каждой человеческой жизни!

Наступило время мальчику Моисею перейти во дворец, то есть из нищего превратиться в принца. Это был опасный для души Моисея переход, но с фундаментом веры, надежды и любви в сердце такой переход не страшен. Наступила минута для тяжелого прощания: последние поцелуи, последняя молитва, последние наставления — всегда и горячо любить Господа… и мать повела сына во дворец. Повела с верою, что тот, кто сохранил его в водах реки Нила, сохранит его и во дворце фараона от искушений и соблазнов мира сего.

И вот Моисей во дворце фараона. Он — нареченный внук фараона. Он разъезжает на золоченых колесницах… он окружен небывалым блеском и роскошью… он наследник всех сокровищ Египта… он получает высшее образование своего времени. Он — культурнейший человек своего времени. Прочтем: Деян. Ап. 7, 22.

Но в ослепительном блеске фараонова дворца он непрестанно видел перед собой яркую путеводную звезду — своего Господа. Он не сводил глаз своих с Него.

Для него Он был величайшим Сокровищем, перед которым тускнели все сокровища Египта… Моисей мог в то время повторить слова апостола Павла: Филип. 3, 7 — 8.

Тридцать пять лет провел Моисей во дворце фараона. И сохранил Господа на первом месте в своем сердце. Это большой духовный подвиг! Иметь в любых условиях Господа на первом месте: Филип. 4, 12. Вот перед нами 40-летний Моисей. И — о чудо! — он отказывается называться сыном дочери фараона. Он решил: из принца превратиться снова в нищего. Из дворца перейти снова в бедную, убогую хижину. Он принял это решение сознательно: он не пылкий юноша — ему уже 40 лет. Он принял это решение бесповоротно. Какой переполох во дворце фараона произвело это решение Моисея! Какое недоумение у фараона, его дочери и у всех придворных! Но нам понятно это решение Моисея: он любил Господа и любил свой народ. У него была только одна цель в жизни: служить Господу и своему народу. Ради этой цели он и отказался от всего. Почел все за сор.

Это была большая жертва. С солнечной вершины спуститься в мрачную долину, причем — добровольно! Многие спускались, но потому, что не было другого выхода… А главное — он отдал себя самого народу. Он положил самого себя на жертвенник. Он мог бы помогать деньгами своему народу, — их было в его распоряжении достаточно… но он отдал самого себя. Вот он стоит в убогой хижине своих родителей и приносит Господу величайшую и драгоценнейшую жертву: себя самого. «Вот я, — говорит он Господу, — пошли меня!»

Принесли ли мы такую жертву? Апостол Павел умолял верующих приносить такие жертвы: Римл. 12, 1. Был день в нашей жизни, когда и мы оставили все, подобно Моисею, и пошли за Иисусом. Для многих это была большая жертва: многим пришлось расстаться с близкими и дорогими друзьями. От многих отвернулись мужья… но взирая, подобно Моисею, на эту «звезду светлую и утреннюю» и прислушиваясь к Его милому голосу, говорящему каждому из нас: «Следуй за Мною!» — мы идем за Ним, оставив все, как шел и Моисей, оставив все, а следование за Христом приводит часто и в Гефсиманию и на Голгофу… Как это и было в жизни Моисея!

Но «с Ним сладко и во тьме шагать». Это испытал Моисей. Это знаем по опыту и мы.

Над головами всех детей Божиих — и Моисея и нас — ярко сияют слова из книги Откровения 14, 4: «Это те, которые следуют за Агнцем, куда бы Он ни пошел». Чудные слова! Дай Господь, чтобы они осуществлялись в нашей жизни так, как в жизни Моисея.

 

МОИСЕЙ В ПУСТЫНЕ.

Исход 2, 11 — 21; 3, 1 — 4.

«Моисей вышел к братьям своим (сынам Израилевым)». Откуда он вышел — из дворца или из хижины? Очень многие думают, что из дворца… Но слова послания к Евреям (И, 24 — 26) говорят о том, что он вышел из хижины. Если бы из страха он покинул дворец фараона, свою нареченную мать и все сокровища египетские, то это уже не верою, не добровольно, и в этом не было бы никакой жертвы.

Моисей, покидая верою дворец фараона, не мечтал быть вождем Израильского народа. Он хотел быть простым служителем его, хотел страдать с народом Божиим. Но план Божий — сделать его вождем Израиля — был ему еще неизвестен.

И вот он приступил к своему служению. День за днем он выходит из своей хижины (из дворца это было бы трудно осуществлять), чтобы видеть страдания своего народа… и нести ему утешение и ободрение. И однажды увидел он потрясающую картину: египтянин избивал одного еврея. Сердце Моисея дрогнуло от жалости к своему брату. Он вступился за обижаемого, убил египтянина и зарыл его в песок.

Рассмотрим этот поступок Моисея. Это была ревность не по рассуждению. Действуя под наплывом чувств, он упустил из вида последствия, которые могли бы получиться от этого: гибель не только его, но и избиение всего Израиля.

Он поспешил, забежал вперед с делом освобождения Израиля. В плане Божием были еще 40 лет страданий Израиля. Раскаленная печь должна была очистить их от их нечистоты — идолопоклонства. И очистила: Исх. 2, 23.

Он понадеялся на свою силу. На свою десницу. И упустил из вида другую десницу — всесильную руку Бога. В этом была его великая ошибка.

Мы часто повторяем эти же ошибки. И у нас много ревности не по рассуждению. И мы под наплывом чувств способны делать ошибки («огонь чуждый»). И мы часто забегаем вперед.

Не за Господом идем, а впереди Его. И тогда получается расхождение планов: Его и наших. В этом расхождении — частая трагедия нашей христианской жизни, причина многих слез. Мы часто надеемся на себя, забываем десницу Божию. Забываем, что наша задача — быть жезлом в руке Господней. Инструментом! Орудием! И только! Этому не научился пока еще молодой Моисей. Не научились и мы.

Великий Божий план в отношении Моисея, который был ему еще неизвестен, заключался в следующем: сделать Моисея вождем Израиля, руководителем ветхозаветной церкви. Это с одной стороны. А с другой — дать ему откровение того, что было от сотворения мира до него, Моисея! То есть всего того, что написано Моисеем в книге Бытия. Но для этого нужна была пустыня, как и для апостола Павла.

Как же Господь повел его в пустыню? Итак, в порыве неразумной ревности Моисей убил египтянина и зарыл его в песке… Он думал, что никто, кроме еврея, ради помощи которому он сделал это дело, не знает об этом. А еврей разгласил эту тайну. На другой день Моисей снова вышел к своим страдающим братьям — евреям. И увидел опять печальное зрелище: ссору двух евреев между собой. Он решил их примирить, но услышал от них слова: Исход 2, 14.

Весть об его поступке дошла и до фараона. Фараон исполнился гнева и решил убить Моисея. Для Моисея оставался один только путь: бежать. И он бежит! Куда? в пустыню Мадиамскую.

Так Господь употребил страх Моисея, чтобы привести его в пустыню в Свою великую школу.

И вот Моисей в пустыне. Прошлый раз мы видели его во дворце, на сияющей вершине горы. Теперь он в глубокой долине. Он был принцем, теперь он нищий. Пастух у своего тестя Иофора. А как он попал к Иофору? Иофор — священник Мадиамский. У него 7 дочерей. Все они пастушки. С водой в пустыне трудно. Вот эти девушки начерпают воды, наполнят корыта, чтобы напоить своих овец, а пастухи — мужчины других стад — прогонят их и, воспользовавшись их трудом, напоят свои стада, и так бывало часто. И однажды это произошло на глазах Моисея. Он вступился за бедных пастушек. Сам начерпал воды, наполнил корыта и напоил их овец. Девушки рассказали отцу об этом благородном поступке пришельца — египтянина. Отец их Иофор (он же Рагуил) пригласил в свой дом Моисея. Моисей поселился у него и женился на одной из его дочерей — Сепфоре.

В пустыне у него родилось два сына: Гирсам и Елиезер.

Сорок лет текла жизнь Моисея в пустыне Мадиамской, подобно самой тихой реке. Об этой жизни слово Божие говорит так: «Моисей пас овец у Иофора, тестя своего!»

С внешней стороны — жизнь очень однообразная, бесцветная: изо дня в день одно и то же. Но с Богом нет однообразия и бесцветности. Со Христом жизнь всегда самая красочная. Одно откровение за другим получал Моисей от своего Господа. Перед его внутренним взором проходили чудные картины: сотворения мира, сотворения Адама и Евы, их падения и изгнания из рая… История Каина и Авеля… Картины из жизни Ноя… Картины, полные красок, из жизни Авраама, Исаака, Иакова, Иосифа! Среди серого песка пустыни ярко сияли эти дивные краски прошлых событий. И Моисей описал их в книге Бытия. Эти 40 лет однообразного труда выработали в нем удивительное терпение, которое так было ему необходимо в дальнейшем, когда он стал вождем строптивого и капризного народа Израильского. Он стал кротчайшим из людей. Словом, пустыня была большой школой, где Господь из Моисея выделывал свой глиняный сосуд. Свой будущий жезл. Свое будущее послушное оружие.

Братья и сестры! Не жалуйтесь на свою однообразную жизнь. Повторяю: со Христом нет и не может быть однообразия и бесцветности. Со Христом — яркая, красочная жизнь. Все краски Библии — наши краски. В вечности мы узнаем, что наша повседневная жизнь была дана нам Господом, как благословеннейшая школа.

Реклама

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s

%d такие блоггеры, как: