Три отношения ко Христу на Голгофе

Ев. Марка 15, 22 — 24; Ев. Марка 15, 29-32; Ев. Марка 15, 40 — 41.

Евангелие описывает людей, занявших место у подножия креста Голгофы. Всех их можно разделить на три группы. И каждая из трех групп имела свое отношение к распятому Христу. Наше отношение к людям может быть трояким: либо мы равнодушны к ним; либо мы относимся к ним с враждою; либо мы исполнены к ним любовью. Наука «психология» называет эти три чувства: апатией, антипатией и симпатией. Вот эти три чувства по отношению к нашему Господу Иисусу Христу мы видим и на Голгофе. Одна группа людей, находившихся на Голгофе, была полна апатии к страдающему на кресте Христу. Другая группа людей на Голгофе была полна антипатии к распятому Христу. Третья группа людей на Голгофе была исполнена симпатии к распятому Спасителю.

У кого же мы видим на Голгофе апатию ко Христу? У воинов, распявших Христа. В их сердцах полное безразличие к Спасителю мира. У них нет ни малейшего интереса к Тому, над чьей головой была надпись: Иисус Назарей, Царь Иудейский. По законам Рима, воинам, приводившим в исполнение смертный приговор, полагалось брать себе одежды казненных преступников. И вот они занимаются дележкой одежд Христа. Это наследие Его было небогатое: нижнее одеяние, верхнее одеяние — хитон, пояс и сандалии. Более ценным был хитон, не сшитый, а весь тканный, возможно, руками Его любящей матери. О хитоне воины сказали друг другу: «Не станем раздирать его, а бросим о нем жребий, чей будет». Бедные воины — они радовались этому скромному имуществу, доставшемуся им от Спасителя мира, в то время как они могли бы получить от Него вечное спасение, которое получил там же, на Голгофе, покаявшийся и уверовавший разбойник. Но к этому наследству, как и к Самому Христу, воины были совершенно равнодушны. Итак, они заняты одеждами Христа — при полном безучастии к Его страданиям. Не тронула их и молитва Христа: «Отче! прости им, ибо не знают, что делают».

Есть люди, которые так любят Христа, что они готовы ради Него на все. Есть люди, которые так преданны Христу, что они в любое время отдадут свою жизнь за Него, если бы это потребовалось. Но есть немало людей, которых, как и воинов на Голгофе, Христос нисколько не интересует. У них полнейшая апатия, полнейшее равнодушие к Нему.

А у кого на Голгофе мы видим антипатию к распятому Христу? У первосвященников, священников, фарисеев и книжников! Их неприязнь ко Христу была так велика, что у себя в Синедрионе они приговорили Его к смерти, а затем, у Понтия Пилата, они «…возбудили народ просить Варавву, а Иисуса погубить» (Ев. Матф. 27, 20). Достигнув удовлетворения своего требования, они, казалось бы, должны были разойтись по домам, но нет, неприязнь ко. Христу повлекла их на Голгофу, и там, забыв свое священническое достоинство, они изрекали ужасающие злословия по адресу распятого Спасителя, увлекая на такое же злословие и толпу, собравшуюся на Голгофе. Их насмешкам над Христом не было конца. Они требовали, чтобы Он сошел с креста, и тогда они уверуют. А что делал Христос во время их злословия? Он молчал! Он поступал так, как сказано в 1 Петра 2, 23: «Будучи злословим, Он не злословил взаимно; страдая, не угрожал, но предавал то Судии Праведному». Или как пророк Исайя (53,7) говорит: «…как агнец пред стригущим его безгласен, так Он не отверзал уст Своих». Есть люди, которые тоже молчат, когда их злословят, но это потому, что они чувствуют, что заслужили эти злословия. Христос же был непорочен, и злословия сыпались на Него совершенно незаслуженно. Он ощущал их как острые стрелы, вонзавшиеся в Его сердце. Мы часто слышим в проповедях, что требование сойти с креста было для Христа великим искушением. Но в чем заключалось это искушение? Может быть, в том, чтобы бежать от страданий и мук креста? Но еще в Гефсиманском саду Христос сказал Отцу: «Не Моя воля, но Твоя да будет». Нет! Искушение на кресте заключалось для Христа в том, что враги Его считали молчание Его за слабость и бессилие, в то время как Он мог сойти с креста, приведя воинов в оцепенение, и этим показать Свою божественную силу и славу. Людям, поносившим и злословившим Его, Христос мог бы в одно мгновение закрыть уста, — для этого стоило Ему только сойти с креста и на виду у всех покинуть Голгофу, и никто пальцем не шевельнул бы, чтобы остановить Его. Не бессилие удерживало Христа на кресте, как думали Его враги, а безграничная любовь к нам, грешникам, ибо без пролития Его Крови не было бы нам прощения наших грехов.

Итак, перед нами прошла картина отношения ко Христу первосвященников и священников, фарисеев и книжников, — отношения, которое называется антипатией, неприязнью или враждой.

У кого же на Голгофе царила в сердце симпатия ко Христу? Это «Мария Магдалина, и Мария, мать Иакова и Иосии, и Саломия… и другие многие, вместе с Ним пришедшие в Иерусалим». С высоты Своего креста Христос видел этих друзей Своих. Он знал, что в их сердцах живет большая любовь к Нему и их сочувствие было истинным бальзамом для Ело страдающей души. Они смотрели издали на своего любимого Учителя. Возможно, вера их подвергалась большому испытанию, поскольку и они, как и ученики из селения Еммаус, «надеялись было, что Он есть Тот, Который должен избавить Израиля». Но любовь их ко Христу была такой сильной, что они могли бы умереть за Него, не задумываясь. В этих любящих Его сердцах Христос видел начаток тех миллионов христиан, которые будут готовы на любую жертву ради Него, своего Спасителя.

У самого подножия креста стояли мать Иисуса Христа и Его ученик и апостол — Иоанн. В их сердцах горела наибольшая любовь ко Христу. Мы знаем, что любовь имеет степени: она может быть малой, она может быть большой, и она может быть захватывающей все наше существо — и ум, и сердце, и волю. Теперь перед каждым из нас вопрос: каково мое отношение ко Христу? Что я питаю к Нему — равнодушие, неприязнь или любовь? И если любовь, то какую?

Оставьте комментарий