Христос у гроба Лазаря

(Ев. Иоан. 11:3-45).

Страницы Евангелия — это повествование о силе и славе нашего Господа Иисуса Христа. Но 11 глава Ев. Иоанна — это повествование о явлении особой силы и славы Христа. Много чудес совершил наш Господь Иисус Христос, и каждое из них показывает нам Его божественную силу и славу. Но чудо, совершенное над смердящим Лазарем, превосходит все чудеса Христа, о которых нам повествует Евангелие.

И что удивительно: И глава Ев. Иоанна, показывающая нам Христа в Его высшей божественной силе и славе, показывает нам Его и истинным Человеком, способным плакать, как способны плакать все люди на земле. Мы читаем в стихе 35: «Иисус прослезился». Слезы Марии, сестры Лазаря, и слезы людей, оплакивавших его смерть, вызвали слезы сострадания у нашего Господа Иисуса Христа. В Послании к Евреям 4, 15 нам дан чудный образ Христа, как Первосвященника Церкви, сострадающего ей во всех ее немощах: «Мы имеем не такого первосвященника, который не может сострадать нам в немощах наших»…

«Был болен некто Лазарь из Вифании» — такими словами начинается 11 глава Ев. Иоанна. Разве Христос, поднявший Лазаря из тления и разложения, не мог не допустить его болезни? Конечно, мог. Но, может быть, болезнь Лазаря была наказанием за его какой-либо грех? Мы часто думаем, что болезнь является наказанием за наш грех, но это не так. Христос о болезни Лазаря сказал, что она — к славе Божьей. Мы знаем, как долго апостол Павел страдал от жала в своей плоти и Христос не освободил его от этого жала, а сказал, что Он хочет в телесной немощи Павла проявлять Свою божественную силу.

Значит, болезнь, по словам Христа, может иметь и свою светлую сторону, то есть быть ко благу больного. В каком смысле? Болезнь чада Божьего может быть «лестницей», которую видел во сне Иаков, — лестницей, соединяющей землю с небом; лестницей, соединяющей больное чадо Божье с горним миром, где Христос одесную Бога (Колос. 3, 1). Болезнь погружает дитя Божье в божественную Книгу — Библию и в молитвенное общение с Богом. Болезнь — это зеркало нашего христианства, которое показывает, каков наш внутренний человек.

«Сестры послали сказать Ему (Иисусу): «Господи! вот кого Ты любишь, болен». Лучшее, что мы можем сделать во время нашей собственной болезни, или болезни близких нам людей, — это сказать о болезни Христу. Есть духовная песнь с такими словами: «С верой скажи ты все Иисусу, — лучшего Друга тебе не найти, — Он хочет быть твоим Братом и Другом, — все Иисусу скажи». Но значит ли это, что мы в дни болезни должны пренебрегать медициной — врачами и лекарствами? Нет!

Бог создал врачебные средства природы — растительные и минеральные, и Бог дал разум человеку, чтобы врачевать болезни. Поэтому в дни болезни нет никакого греха в том, чтобы и земными средствами помогать больному организму преодолевать болезнь. Но все же мы, верующие, знаем, что главный Врач находится на престоле Всевышнего, и поэтому мы в дни болезни прежде всего поднимаем наши взоры к Нему и взываем к Нему о помощи.

«Иисус же любил Марфу и Марию и Лазаря»… Эта милая семья в Вифании была маленькой Церковью Христовой. Как были различны характеры членов этой маленькой церкви. Марфа, из-за своей склонности к суете, мало сидела у ног Христа; Мария, наоборот, далекая от забот о хозяйстве, любила сидеть у ног Христа, когда Он приходил в Вифаиию. О Лазаре мы знаем мало, но можно думать, что о>н занимал середину между Марфой и Марией: он был энергичен и в хозяйстве, он был и внимателен к словам Христа.

В наших церквах члены очень различны; одни — с задатками Марфы, другие — с качествами Марии. Есть немало и Лазарей. Но вот Христос любил и Марфу, и Марию, и Лазаря. Как мы не похожи в этом отношении на нашего Господа. Мы делаем предпочтение либо одним, либо другим верующим, но Христос любит всех Своих детей одинаково, ибо Он любит нас безграничною любовью, а безграничная любовь не может быть большей или меньшей. Церковь — это сад с различными цветами, но небесный Садовник — Христос заботится одинаково о каждом цветке в Своем саду.

«Когда же (Иисус) услышал, что он (Лазарь) болен, то пробыл два дня на том месте, где находился». Здесь мы видим промедление Христа в оказании помощи. Зная, чем кончилась болезнь и смерть Лазаря, мы говорим, что это промедление было мудрым промедлением Христа. Но для Марфы, Марии и Лазаря промедление Христа было, возможно, непонятным. Наши молитвы, может быть, тоже все еще остаются без ответа, и мы ропщем, вместо того чтобы вникать, почему Господь медлит с ответом. Но будем уверены, что во всех случаях промедления в ответах на наши молитвы нам будет явлена мудрость Божья. «Он знает путь, Он знает», — твердит доверчиво душа положившегося на Христа чада Божья.

«После этого сказал ученикам: пойдем опять в Иудею. Ученики сказали Ему: Равви! давно ли иудеи искали побить Тебя камнями, и Ты опять идешь туда?» Путь в Иудею был на сей раз опасным для Христа. Апостолы были правы, удерживая Учителя от этого пути. Но Христос пошел этим путем, и пошел для того, чтобы воскрешением Лазаря явить и ученикам Своим, и всему иудейскому народу, и человечеству всех времен Свою Божественную силу и славу.

Многие пути нашей жизни могут быть для нас неприятными, нежелательными и трудными. Но если мы на этих путях можем прославить и возвеличить нашего Господа Иисуса Христа, то мы должны безбоязненно идти ими. Вспомним слова ап. Павла в Филип. 1, 20: «Ныне, как и всегда, возвеличится Христос в теле моем, жизнью ли то, или смертью». Смерть, как и болезнь, — очень трудный путь; это путь «долиной смертной тени», «о ап. Павел готов идти этой мрачной долиной с радостью, если только смерть его возвеличит Христа. Так мы должны относиться ко всем нашим трудным путям, лишь бы возвеличивался Христос в нашей жизни.

«Марфа услышавши, что идет Иисус, пошла навстречу Ему… и сказала Ему: «Господи! если бы Ты был здесь, не умер бы брат мой». Эти же слова сказала Христу и Мария. В этих словах кроется вера в силу Христа: если бы Он был в Вифании, то Он не допустил бы смерти Лазаря. Но в этих же словах слышится и сомнение — сомнение, что Христос может вернуть к жизни их уже смердящего брата. И Марфа и Мария верят, что будет всеобщее воскресение мертвых, но они не ждут воскресения брата в этот же день. Марфа говорит Христу: «Знаю, что воскреснем… в последний день». А у гроба Лазаря она говорит: «Господи! уже смердит; ибо четыре дня, как он во гробе». Эти слова Марфы дышат сомнением: Господи! уже поздно — он смердит.

Трупный запах поколебал веру Марфы. Сомнения — это частая болезнь многих детей Господних. Но где причина наших сомнений? В недостаточном знании Христа. Мы знаем Христа как нашего Спасителя, простившего нам грехи наши и омывшего нас Своей драгоценной Кровью. Но это только азбука в нашем духовном знании. Ап. Павел говорит о более глубоком познании Христа в Филип. 3, 10: «Чтобы Познать Его- и силу воскресения Его». О более глубоком познании Христа мы читаем и в Ефес. 3, 18 — 19: «Чтобы вы, укорененные и утвержденные в любви, могли постигнуть со всеми святыми, что широта и долгота, и глубина и высота, и уразуметь превосходящую разумение любовь Христову, дабы вам исполниться всею полнотою Божьею». Твердость и непоколебимость нашей веры зависит от степени познания нами Христа Иисуса.

Пойдемте теперь ко гробу Лазаря. Его гроб — пещера (обычный способ погребения у иудеев), и камень был привален к ней. Так был погребен и наш Господь Иисус Христос. Тело Лазаря уже «смердело», от него исходил тлетворный запах. И к этому разлагающемуся телу Лазаря Христос обращается со словами: «Лазарь! иди вон!» То есть: выходи из пещеры! «И вышел умерший».

Вера в воскресение мертвых жила в сердцах и ветхозаветных праведников, так же как учение о воскресении всех умерших принадлежит к основным учениям и Нового Завета. Возьмем слова ветхозаветного праведника Иова: «Я знаю, Искупитель мой жив, и Он в последний день восставит из праха распадающуюся кожу мою сию» (19, 25). Тела умерших — и тлеющие и уже истлевшие — будут восстановлены и соединятся с душами. В этом и будет заключаться воскресение мертвых. Воскрешенный Христом Лазарь был участником вечери в Вифании, где возлежал за трапезой вместе со своим Воскресителем. Воскрешенные Христом праведники будут участниками «брачной вечери Агнца».

Воскрешение Лазаря — это чудо из всех чудес, совершенных Христом во время Его земной жизни. Мы можем не сомневаться, что именно это чудо вызывало особенно громкую «Осанну» в честь Христа при Его последнем входе в Иерусалим. Люди могут качать головой при слышании этого повествования Евангелия о воскрешении Лазаря — этого поистине чуда из чудес. Но для нас, верующих в существование всемогущего Бога, нет непонятных чудес. Для нас существуют только великие и славные дела Бога. Если Бог сотворил вселенную, то почему Он не может сотворить новое тело при воскрешении Им мертвых? Пусть чаще звучат в наших сердцах слова нашего великого Бога: «Есть ли что невозможное для Меня?» (Иерем. 32, 27).

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s

%d такие блоггеры, как: