Ев. Марк. 16:1-7
«По прошествии субботы»… О чем могли бы нам сказать эти слова? Они говорят нам о том, что Христос воскрес в третий день, как Он и Сам сказал Своим ученикам: «Сын Человеческий предан будет в руки человеческие, и убьют Его, и в третий день воскреснет» (Ев. Матф. 17, 22-23). Христос умер в пятницу, пролежал во гробе всю субботу и воскрес в первый день недели, который начался после захода солнца в субботу.
В Евангелии от Марка говорится о трех мироносицах: Марии Магдалине, Марии Иаковлевой и Саломии. В Евангелии от Луки упоминается имя мироносицы Иоанны, и прибавляются слова: «…и другие с ними» (Ев. Лук. 24, 10).
Евангелист Марк очень краток во всем своем Евангелии; он краток и в повествовании о воскресении Христа. Он говорит о мироносицах: они «купили ароматы, чтобы… помазать Его». В Евангелии от Луки говорится, что ароматы для помазания тела Христа были приготовлены еще в пятницу, как мы читаем: «Возвратившись же приготовили благовония и масти; и в субботу оставались в покое по заповеди» (Ев. Лук. 23, 56). С нетерпением ждали ученицы Христа, когда кончится суббота, чтобы совершить помазание тела своего любимого Учителя. Только Мария из Вифании была спокойна: ведь она уже совершила помазание Христа к погребению.
Солнце начало восходить, и жены-мироносицы спешат ко гробу. Но удивительно: ни одна из них не вспомнила слов Христа о том, что Он воскреснет в третий день. Наоборот, они уверены, что Он лежит во гробе, и их озабочивает только большой камень, приваленный на их глазах ко гробу Христа. Они говорят между собой: «Кто отвалит нам камень от двери гроба?»
Но разве была необходимость в помазании ими Христа после того, как на помазание Его тела было употреблено сто литров благовоний, принесенных Никодимом? Что представляли их скромные дары по сравнению с даром Никодима? Но здесь мы должны сказать, что Бог смотрит не на обилие даров, Ему приносимых, а на сердце приносящих Ему дары.
Вспомним бедную вдову, которая принесла Богу только две лепты, но которая так порадовала сердце Христа своим малым даром. Этот малый дар был всем, что она имела, и поэтому в очах Христа он был весьма большим даром. Пальмовые ветви в Палестине — явление самое обычное, но они радовали сердце Христа в день Его торжественного входа в Иерусалим, потому что эти пальмовые ветви были даром сердец приносящих их. В глазах Христа всякий дар, приносимый нами от сердца, превращается в золото, в дар самый драгоценный.
Следует отметить, что среди мироносиц мы не видим матери Иисуса. Ее душу пронзило «оружие» — оружие материнской скорби при виде таких страданий Сына.
«Кто отвалит нам камень от двери гроба?» Тревога мироносиц была напрасной: камень оказался отваленным. На нашем пути следования за Христом много камней, порой весьма великих. Много камней, озабочивающих нас; пугающих нас; давящих наше сердце. Это камни — трех родов: во-первых, камни воображаемые. Их нет в действительности, но мы воображаем, что они есть. Многие наши камни порождаются нашими сновидениями; другие наши камни порождаются нашими «предчувствиями». Есть немало камней, которые созданы больной психикой.
Во-вторых, есть камни, действительно существующие. У первых христиан был весьма большой камень на пути: это был грозный Савл, дышавший угрозой и убийством против детей Господних. Мы знаем, как этот большой камень был отвален Господом: Христос силой Своей превратил Савла в апостола Павла. У Марфы и Марии в Вифании был тоже большой камень: их брат Лазарь лежал на одре смерти. Но и этот камень был отвален Господом!
И, наконец, есть камни, не отваливаемые Господом. Что же нам делать с ними? Нам остается только одно: поднять наши очи к Господу и сказать Ему: да будет Твоя воля! И Господь превратит эти камни в ступени чудесной лестницы, ведущей нас к высотам духовного совершенства и особой близости ко Христу. Пусть наш взор видит на каждом нашем камне светлого ангела, возвещающего нам о силе воскресшего Христа!
Мироносицы вошли во гроб и «увидели юношу… облеченного в белую одежду; и ужаснулись». Может быть, ужаснулись бы и мы. если бы увидели сияющего белизной ангела. Но нам надо быть готовыми к встрече с этими удивительными существами. Мы не видели пока их, но мы увидим их в день пришествия нашего Господа Иисуса Христа, о Котором сказано, что Он придет «во славе Своей и все святые Ангелы с Ним» (Ев. Матф. 25, 31). И в вечности, где они окружают престол нашего Господа, мы будем лицезреть их во веки веков. Они будут для нас самыми близкими и дорогими существами!
Что же сказал ангел мироносицам? «Не ужасайтесь! Иисуса ищете Назарянина, распятого»… Ангелы плачут с плачущими и радуются с радующимися. Один из них, видит скорбь мироносиц: для них отваленный камень означал, что их Господа, по-видимому, унесли, чтобы присоединить Его тело к телам казненных разбойников. О, как велика их скорбь! Об одной из мироносиц — Марии Магдалине — Евангелие говорит: «Она стояла у гроба и плакала» (Ев. Иоан. 20, 11). Ангел спешит с утешением к плачущим мироносицам. Он говорит им: «Христос воскрес, Его нет здесь. Вот место, где Он был положен». Теперь они, мироносицы, должны были вспомнить слова Своего Учителя Христа о воскресении Его в третий день. Они становятся благовестницами о воскресении Иисуса Христа. С радостной вестью посылает их ангел к плачущим ученикам: «Идите, скажите ученикам Его и Петру, что… там (в Галилее) Его увидите». «Скажите ученикам и Петру». Петр был виновнее всех других апостолов, позорно отрекшись от Учителя, и он плакал больше всех. И Христос через ангела посылает ему Свое прощение! Нет ли среди нас плачущего Петра, которому воскресший Христос также уготовал прощение?