Ев. Иоан. 20:1-18
Ночь с субботы на воскресенье еще не кончилась. Еще мерцают звезды на темном ночном небосклоне. Борясь со сном, еще несут стражу воины, поставленные у гроба Господня. Но вдруг, «сделалось великое землетрясение: ибо Ангел Господень, сошедший с небес, приступив отвалил камень от двери гроба и сидел на нем; вид его был как молния, и одежда его бела как снег. Устрашившись его, стерегущие пришли в трепет и стали как мертвые» (Ев. Матф. 28, 2-4). Бесстрашные воины Рима «пришли в трепет и стали как мертвые»; великое землетрясение и вид сидящего на отваленном камне ангела напугали их до смерти. Очнувшись, они побежали в город возвестить первосвященникам о случившемся (Ев. Матф. 28, 11).
Но вот начался рассвет. Первые лучи восходящего солнца озарили вершину горы Елеонской. Слышно пение проснувшихся птиц. Еще блестит роса на траве и висит каплями на листьях дерев. А в саду Иосифа Аримафейского слышны тихие женские голоса. Это жены-мироносицы: Мария Магдалина, Мария Иосиева, Мария Иаковлева, Саломия, Иоанна и другие — направляются ко гробу своего любимого Учителя. Две из них — Мария Магдалина и Мария Иосиева — последними ушли из сада после погребения Христа; а теперь они первыми идут ко гробу. В руках у мироносиц приготовленные ароматы. Они знают, что тело Христа достаточно благоухает от благовонного мира Никодима. Но то было даром любви ко Христу Никодима. А у них горит в сердце свой огонь любви ко Христу. И они несут Ему свои дары любви. Пусть они не такие великие и ценные, как дары Никодима. Но они помнят слова, сказанные Христом о Марии из Вифании после помазания Его: «Она сделала, что могла» (Ев. Марк. 14, 8). В сердцах мироносиц только одно желание: взглянуть еще раз в лицо своего Друга и Учителя, излить на Него свои благовония и затем с новой печалью в сердце покинуть сад и вернуться домой — в свою родную Галилею. Оставаться далее в чужом для них Иерусалиме они считают бессмысленным. И вот они идут ко гробу, чтобы бросить последний прощальный взгляд на любимого Учителя.
На пути ко гробу они ведут разговор. О чем? Мы слышим их шепот: «Кто отвалит нам камень от двери гроба?» Они видели, как погребали Христа, и знают, какой большой этот камень. Бедные, озабоченные мироносицы! Хорошо, что они ничего не знали о печати на камне и о страже, поставленной у гроба. Если бы они знали об этом, возможно, они не направились бы ко гробу вообще. Но забота их о камне оказалась напрасной. В утреннем сумраке они видят, что камень отвален, и не руками человеческими, а силой Божией. О, миллионы наших напрасных забот! Сколько раз Господь являл нам Свою руку помощи, а мы все снова малодушествуем. Жалкие мы ученики и ученицы у нашего Господа Иисуса Христа.
Мария Магдалина полна страха и трепета. Она уверена, что тело Христа украдено. Она оставляет других мироносиц и бежит к апостолам Петру и Иоанну с вестью: «Унесли Господа из гроба, и не знаем, где положили Его». Мария чувствует свое бессилие, но она полна решимости найти украденное тело Христа.
Между тем оставшиеся в саду мироносицы с бьющимися от волнения сердцами входят в пещеру. Она пуста и все же не пуста: они «увидели юношу, сидящего на правой стороне, облеченного в белую одежду; и ужаснулись». О, бедное человеческое сердце, способное пугаться даже тогда, когда следовало бы радоваться и славить Господа. Ангел говорит мироносицам: «Не ужасайтесь! Иисуса ищете Назарянина, распятого. Он воскрес, Его нет здесь. Вот место, где Он был положен. Но идите, скажите ученикам Его и Петру, что Он предваряет вас в Галилее; там Его увидите» (Ев. Марк. 16, 6-7).
В этой ангельской вести о воскресении Христа одно слово особенно трогает наше виновное во многом пред Господом сердце — это слово «и Петру». Нас не удивило бы, если бы ангел сказал: «и Иоанну»,- ведь Иоанн бесстрашно стоял у самого подножия креста Голгофы. Но он говорит: «и Петру» — отрекшемуся от Христа Петру. Это была весть прощения Петру от нашего воскресшего Господа. Это — весть прощения и всем детям Божиим, плачущим от сознания своих прегрешений перед Господом.
Жены-мироносицы, со страхом и радостью великою, «побежали возвестить ученикам Христа». На пути к ученикам их встретил воскресший Иисус и сказал им: «Радуйтесь!.. Пойдите, возвестите братьям Моим, чтобы шли в Галилею, и там они увидят Меня» (Ев. Матф. 28, 9-10).
Но вернемся в сад Иосифа Аримафейского. После ухода жен-мироносиц появляются в саду два человека. Это апостолы Петр и Иоанн. Иоанн остановился у входа во гроб… Он видит одни только пелены и не входит во гроб. Он — в недоумении, что это значит… Несколько позднее появляется у гроба и Петр, и со свойственной ему решительностью он входит во гроб, а за ним и Иоанн. Что же видят они? Прежде всего они видят, что тела их любимого Учителя нет во гробе. Значит, права была Мария Магдалина, которая пришла к ним со словами: «Унесли Господа из гроба, и не знаем, где положили Его». Но нет, если бы тело Иисуса было унесено, то пелены не остались бы во гробе. Да и плат, который был на главе Христа, не был бы так аккуратно сложен. Нет! Тело Иисуса не могло быть украдено! И Иоанн, любимый ученик Христа, пришел к убеждению: значит, Он воскрес, Он жив. С такой мыслью оба апостола покинули гроб.
Мария Магдалина — самая преданная Христу ученица — вернулась ко гробу Учителя. В саду уже не было никого. Мария не боится… ведь любовь изгоняет страх. Она стоит у гроба и плачет. Она даже входит в пещеру и наклоняется над гробом. Ей хочется видеть хотя бы место, где лежало тело Иисуса. Глубокая тишина царит кругом. Вдруг свет озарил пещеру: перед Марией два ангела в белом одеянии. Храбрые воины Рима испугались одного ангела; Мария не вздрогнула, увидев двух ангелов. Ее мысли сосредоточены только на одном: где могло бы быть тело Иисуса? Она слышит вопрос ангела: «Что ты плачешь?» Она повторяет слова, которые уже слышали от нее апостолы Петр и Иоанн. «Унесли Господа моего, и не знаю, где положили Его».
Услышав шорох, Мария оборачивается и видит перед собою незнакомца. Незнакомец говорит ей: «Жена! что ты плачешь? кого ищешь?» Ослепленная слезами Мария принимает незнакомца за садовника и говорит ему: «Господин! если ты вынес Его, скажи мне, где ты положил Его, и я возьму Его». О, Мария, как ты любишь Христа! Ты готова даже одна понести Его тело! Одно только слово из уст незнакомца: «Мария!»- и пелена спала с ее глаз. Она узнала голос своего Спасителя. Этот же самый голос когда-то сказал ей: «Мария! прощаются тебе грехи твои!» О, этот голос она никогда не забудет; она узнает его из тысячи голосов. Но Мария хочет, как и Фома позднее, ощутить раны Иисуса,- ведь она видела, какими гвоздями были прибиты руки и ноги Христа ко кресту. Иисус говорит ей: «Не прикасайся ко Мне…» Он хочет ее веры без видения и осязания! Слава Господу, мы имеем именно такую веру! И Он посылает ее к братьям Своим, апостолам, возвестить им о воскресении и о вознесении Своем.
Мария поспешила к ученикам Христа с радостной вестью о Его воскресении. Будем помнить, что первой увидела воскресшего Христа женщина — Мария Магдалина. Будем помнить также, что первой благовестницей о воскресении Христа была тоже женщина — Мария Магдалина. Сестры! Вы особенно должны этому радоваться! А мы, братья, не должны этому завидовать, а помнить слова Евангелия, что и братья, я сестры — все они «одно во Христе Иисусе» (Галат. 3, 28).