ОБРАЗ ХРИСТИАНИНА В НОВОМ ЗАВЕТЕ

ХРИСТОС — ПРИМЕР ДЛЯ ХРИСТИАН

(Ев. Иоан. 13, 14 — 15).

Мы призваны следовать за Христом. Слово «следовать»- имеет своим корнем слово «след». Следовать за Христом — это значит видеть «следы» Христа, оставленные Им на земле, и идти по ним. Следами Христа являются Его слова и Его дела. Его следы — это Его пример, который Он дал Своим ученикам.

«Я дал вам пример», — говорит Он всем Своим ученикам в мире. Он сказал эти слова после того, как совершил омовение ног ученикам Своим. Посмотрим на это дело омовения ног, совершенное Христом за несколько часов до Своих страданий и смерти. Каким видим мы Христа при совершении этого дела? Мы видим Его в образе раба, слуги. И мы видим Его сердце, преисполненное любовью к ученикам. Вот именно в этом Он дал нам чудный пример: быть слугами нашим ближним и совершать служение с той любовью, с которой Он Сам совершал его.

Посмотрим на Христа в образе раба, в образе слуги. Вечеря в Иерусалимской горнице приготовлена. Приготовлена и вода для омовения ног по обычаю того времени. Приготовлена и умывальница, и полотенце. Но где же раб, где же слуга, который совершит омовение ног Христу и Его апостолам? Его не видно. Но, может быть, кто-нибудь из апостолов возьмется за это дело? Может быть, Иоанн, который среди апостолов отличался особой любовью? Нет, и у него не хватает смирения сделаться слугою для братьев своих. Тем более что у них только что был спор: кто из них будет большим в Царстве Небесном (Ев. Луки, 22, 24).

Все ученики уже заняли свои места за столом. И вдруг их Учитель, Христос, встает с вечери, снимает с Себя верхнюю одежду и, взяв полотенце, препоясывается. Потом взял воды в умывальницу и начал умывать ноги ученикам и отирать полотенцем, которым был препоясан.

Какая замечательная картина! Христос, Властелин Вселенной, Который мог одним единым словом призвать легионы ангелов Себе на помощь, превращается на Тайной вечери в истинного слугу и моет покрытые пылью ноги- Своих учеников. Он принимает образ слуги, сознавая Себя при этом истинным Богом. Повествование об омовении ног Христом соединено с замечательными словами о божественности Христа. Прочтем Ев. Иоанна 13, 3 — 4: «Иисус, зная, что Отец все отдал в руки Его и что Он от Бога исшел и к Богу отходит, встал с вечери, снял с Себя верхнюю одежду, и взяв полотенце, препоясался»…

Не будем думать, что Христос, приступая к омовению ног, как бы упустил из вида, что Он не только человек, но и Бог. Нет, Христос, приступая к омовению ног, знал, что Он Бог и Властелин Вселенной. Но Он сочетал божественное величие с самым глубоким смирением и уничижением. Вспомним Его слова: «Се дана Мне всякая власть на небе и на земле» — и сопоставим их с другими Его словами: «Научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем».

Величие и смирение — не является ли это чем-то несовместимым? Да, величие на ходулях и смирение — несовместимы. Но истинное величие и смирение — совместимы, что мы и видим в Господе нашем Иисусе Христе. Он Бог, и Он слуга всем. В глубоком смирении Христос говорит: «А Я посреди вас, как служащий» (Ев. Луки, 22, 27).

Далее: омывая ноги ученикам, Христос «явил делом, что… возлюбил их» (Ев. Иоан. 13,1). Другими словами, любовь Христа была явлена и в величайших делах, и в самом малом служении, как сказано в одной нашей песне: «Любовь великое свершает и в малом дивное творит».

Христос говорит о Себе: «Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих» (Ев. Матф. 20, 28), чтобы послужить в малом служении — как, например, в омовении ног или в приготовлении завтрака на берегу Геннисаретского озера для Своих продрогших от холода и уставших от безрезультатной рыбной ловли учеников, чтобы отдать душу Свою для искупления многих, то есть совершить величайшее дело любви — дело спасения грешников. Такова истинная любовь, Божья любовь: она способна на омовение ног и на принесение себя в жертву, на отдачу даже жизни.

И вот мы слышим слова Христа: «Я дал вам пример». Теперь мы знаем, о каком примере говорит Христос — не о буквальном омовении ног, конечно, а о примере служения в разных видах и формах. Христос оставил нам пример служения большого и служения малого: проповеди Евангелия и омовения ног. Пусть этот пример стоит всегда перед нами. Пусть Христова любовь побуждает нас и к большому и к малому служению.

Мы знаем, что вода приводит в движение большие турбины, но она исполняет свое служение и в виде маленьких капелек росы. Сопоставим два последних служения Христа: омовение ног на Тайной вечери и принесение Себя в жертву для спасения грешников на Голгофе. Одна и та же любовь породила оба служения. Сопоставим и два наши служения. Об одном из них мы читаем в Книге пророка Даниила 12, 3: «Обратившие многих к правде будут сиять как звезды, вовеки, навсегда». О другом служении мы читаем в Ев. Матф. 10, 42: «И кто напоит одного из малых сих только чашей холодной воды… истинно говорю вам, не потеряет награды своей».

Обратить грешника к правде Божьей или напоить жаждущего стаканом простой воды — какие различные служения и по значимости, и по награде. Но оба эти служения имеют источником своим одну и ту же любовь — любовь Христа. Пойдемте по стопам Иисуса Христа в служении большом и малом!

ОБРАЩЕНИЕ РАЗБОЙНИКА КАК ПРООБРАЗ ВСЕХ ОБРАЩЕНИЙ КО ХРИСТУ

(Ев. Луки 23, 39 — 43).

Два разбойника на Голгофе — это два рода грешников на земле. Грешники, обращающиеся ко Христу, и грешники, не обращающиеся ко Христу. Вина обоих разбойников была одинаковая. Но один разбойник осознал свою вину перед Богом, а другой не осознал своей вины перед Богом. Все люди на земле одинаково виновны перед Богом, о чем очень ясно сказано в Послании Иакова 2, 10: «Кто соблюдает весь закон и согрешит в одном чем-нибудь, тот становится виновным во всем».

Все люди виновны перед Богом в нарушении не отдельных заповедей, а всего закона в совокупности. Оба разбойника заслужили одно и то же наказание за свои преступления: позорную смерть на Голгофе.

Все грешники имеют один и тот же приговор от Бога, как сказано в Послании к Римлянам 6, 23: «Возмездие за грех — смерть». До Голгофы оба разбойника шли одной и той же дорогой — дорогой греха. На Голгофе их пути разделились: один обращается ко Христу, другой отворачивается от Него.

Как же совершилось обращение одного из разбойников ко Христу? Первое, что с ним случилось, это то, что он увидел свой грех, всю свою великую вину перед Богом, и страх предстать перед Богом наполнил его сердце. Услышав злословие по адресу Христа из уст другого разбойника, он удивился, что тот продолжает грешить, находясь уже на пороге вечности. И он обращается к нему со словами: «Или ты не боишься Бога?» Какая удивительная проповедь из уст такого удивительного проповедника и с такой удивительной кафедры — с позорного креста.

Первое, что случилось и при обращении всех нас ко Христу, было то, что и мы увидели весь свой грех, всю свою вину перед Богом, и наше сердце так же, как и сердце разбойника, исполнилось великим страхом предстать перед Богом.

Второе, что совершилось с разбойником на Голгофе, было то, что он признал, что заслужил наказание от Бога за свои грехи. Он говорит другому разбойнику: «Мы осуждены справедливо, потому что достойное по делам нашим приняли». Так было и со всеми нами, обращенными ко Христу: после осознания нашей вины перед Богом, мы осознали также, что заслужили наказание от Бога — изгнание от Его лица, то есть «смерть вторую» или ад.

Третье, что пережил разбойник на Голгофе, это то, что он убедился в полной невинности Христа. Но если Он невиновен, то почему же Он так страдает и умирает такой мучительной и позорной смертью? — думал разбойник. И тут он вспомнил, без сомнения, древние слова Библии, слышанные им еще в юности: «Он взял на Себя наши немощи и понес наши болезни… Он изъязвлен был за грехи наши и мучим за беззакония наши… Господь возложил на Него грехи всех нас» (Ис. 53, 4 — 6). И разбойнику стало ясно, почему невинный Христос так мучительно страдает и так позорно умирает. Эта тайна страданий невинного Христа и нам всем была открыта Духом Святым. И мы, слава Богу, уразумели, что Христос был изъязвлен за грехи наши и мучим за беззакония наши, и что Бог возложил на Него грехи всех нас.

Четвертое, что сделал разбойник на Голгофе, это то, что он обратился с молитвой ко Христу, с молитвой простой и искренней: «Помяни меня, Господи, когда прийдешь в Царствие Твое!» Другими словами: «Прими меня, Господи, в Царствие Твое!» Это значит, что он признал во Христе своего Спасителя и обратился к Нему с просьбой принять его в Свое Царствие как грешника, грех которого Он, Христос, взял на Себя. Мы все с такой же молитвой пришли некогда ко Христу, поверив в Него как в своего Спасителя.

И, наконец, пятое, что случилось с разбойником на Голгофе, это то, что он получил ответ от Христа на свою молитву. Какой это был ответ? «Истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю». О, этот чудный ответ Христа на молитву каждого кающегося грешника! Разбойник мог теперь спокойно ожидать своей кончины. И мы у подножия Голгофского креста получили этот же самый ответ распятого Христа за нашу молитву покаяния: «Будешь со Мною в раю!» И мы верим в это обещание Христа, нашего Спасителя. Опираясь на эти слова Христа, мы спокойно ожидаем своего последнего часа, своей кончины. Все, что произошло с разбойником на Голгофе, произошло и с каждым из нас. Мы увидели свой грех перед Богом. Мы осознали, что заслужили ад за наши грехи. Мы поверили, что Христос умер за нас. Мы обратились ко Христу с молитвой покаяния. Мы получили прощение и жизнь вечную. Остается только горячо возблагодарить Господа за все это.

ПРЕБЫВАТЬ ВО ХРИСТЕ И ПОСТУПАТЬ, КАК ХРИСТОС

(1 Иоан. 2, 6).

Новая жизнь, которую мы имеем после нашего рождения свыше, сопровождается двумя явлениями в нашей повседневной жизни: во-первых, пребыванием во Христе; во-вторых, уподоблением Христу. Оба эти благословенные явления тесно связаны между собой: плодом пребывания во Христе является уподобление Ему.

Пребывание во Христе прекрасно изображено в притче Христа о виноградной лозе и ее ветвях. Христос говорит: «Я есмь истинная виноградная Лоза, а Отец Мой Виноградарь… Я есмь Лоза, а вы — ветви; кто пребывает во Мне и Я в нем, тот приносит много плода».

В день нашего возрождения мы стали ветвями небесной виноградной Лозы — Христа и у нас началась благословенная жизнь общения с Ним и пребывания в Нем. А пребывание во Христе начало производить в нас чудный плод: уподобление Ему, преображение в Его славный образ. Но мы должны все сознавать, что связь наша со Христом и общение каше с ним еще не так тесно, как это должно было бы быть и как мы этого желали бы. О, пусть нашей горячей молитвой будет молитва о более тесном общении со Христом и о более глубоком пребывании в Нем!

Пребывания нашего во Христе люди могут не видеть, но носим ли мы образ Христа и уподобляемся ли мы Ему — это они могут видеть. Мы должны тщательно следить за сокровенной частью нашей духовной жизни, то есть за нашим незримым для людей общением со Христом, за нашей связью с виноградной Лозой. Ибо только от этой связи, от этого общения нашего со Христом зависит наше преображение в славный образ Христа, наше уподобление Ему во всем. Поймем раз и навсегда: прежде всего наше пребывание во Христе, а затем благословенные плоды подобной Христу жизни.

Мы все хотим носить образ Христа, а путь к преображению в Его образ — пребывание в Нем. Апостол Иоанн так ясно говорит о неразрывной связи пребывания во Христе и об уподоблении Христу. Прочтем еще раз его слова: «Кто говорит, что пребывает в Нем, тот должен поступать так, как Он (Христос) поступал».

Возьмем виноградную лозу и ее ветви. Что мы видим в лозе и ее ветвях? Одну и ту же жизнь. Жизнь лозы находится в ветвях. Так и жизнь Христа действует могущественно во всех верующих в Него. Сила Христа проявляет себя в жизни Его искупленных детей. Так что искупление наших грехов Кровью Христа — это только начало нашей новой жизни. А цель этой новой жизни во Христе — быть подобными образу Сына Божья (Римл. 8, 29). Как тихо и совершенно бесшумно переходит жизнь лозы в ее ветви и производит на них чудные сладкие плоды, так бесшумно и тихо переходит жизнь Христа в Его искупленных детей и производит в них свои благодатные плоды.

Чтобы знать, каковы эти плоды, надо посмотреть на небесную виноградную Лозу, когда она спустилась к нам на землю; надо посмотреть на плоды, которыми была так богата земная жизнь нашего Господа Иисуса Христа. Вот эти плоды: чистота, святость, кротость, смирение, любовь, беспредельная любовь ко всем. Далее — постоянная связь с Небесным Отцом и полное послушание Ему во всем, даже до смерти, и смерти крестной. Вот эти чудные плоды Небесной Лозы, Христа, будут и нашими плодами. Какой Христос — таковы и мы. Вот идеал всей нашей христианской жизни.

Все мы желаем быть похожими на Христа. Но, имея это чудное желание, мы упускаем из вида, где путь к этому сходству, где сила для его достижения. Путь только один: это наше пребывание в Лозе. К уподоблению Христу нам мешает наше маловерие: у нас нет твердой, непоколебимой веры в то, что преображение в образ Христа доступно и достижимо для всех верующих без исключения, только не нашей человеческой силой, а силой Иисуса Христа, действующей в нас, немощных, но пребывающих во Христе, как ветвь в виноградной Лозе. Христос ободряет нас, маловерных, словами: «Сила Моя совершается в немощи» (2 Кор. 12, 9), как совершается сила виноградной лозы в плодоношении ее ветвей.

Когда мы стоим перед высокой горой, нам страшно делается от ее высоты. Мы считаем немыслимым попасть на ее вершину. И когда мы взираем на Христа, на Его светлый, небесный образ, нам страшно подумать о том, чтобы сделаться похожим на Него. Высота Его характера нам кажется недостижимой. Но Христос ободряет нас словами: «Кто пребывает во Мне и Я в нем, тот приносит много плода» (Ев. Иоан. 15, 5). Много того плода, которым была так украшена жизнь нашего Господа на земле.

Наше пребывание во Христе должно быть сознательным. Это значит, что мы должны искать соприкосновения с Ним, искать настойчиво, как искала прикоснуться к Нему женщина, двенадцать лет страдавшая кровотечением. Толпа народа, шум и гам кругом не помешали ей прикоснуться к Нему и испытать на себе Его врачующую силу.

Мы тоже окружены людьми. В нашей жизни тоже достаточно шума и гама. И у нас много препятствий к постоянному пребыванию во Христе. Но мы должны все снова и снова пробиваться ко Христу и соединяться с Ним, как ветвь с лозой. Мы должны больше всего бояться разобщения со Христом. Послушаем серьезное предупреждение Христа: «Как ветвь не может приносить плода сама собою, если не будет на лозе, так и вы, если не будете во Мне» (Иоан. 15, 4).

Поставим же сегодня снова эту великую задачу перед собой: постоянно стремиться быть ветвью на небесной Лозе, постоянно следить, чтобы связь наша со Христом была в полном порядке; и, пребывая в Нем, поступать так, как Он поступал, жить так, как Он жил, следовать во всем Его примеру и идти по Его следам.

К ЧЕМУ ПРИЗЫВАЕТ НАС ХРИСТОС

(Иакова 1, 1 — 12).

«Иаков»… В Новом Завете говорится о трех Иаковах. Самый знакомый нам Иаков — это один из трех ближайших ко Христу апостолов, имена которых: Петр, Иаков и Иоанн. Этот Иаков был обезглавлен Иродом, о чем мы читаем в Деян. Ап. 12, 1 — 2: «В то время царь Ирод поднял руки на некоторых из принадлежащих к церкви, чтобы сделать им зло, и убил Иакова, брата Иоаннова, мечом». Этот Иаков называется Иаковом Заведеевым. Второй Иаков был тоже апостолом Иисуса Христа, но, в отличие от Иакова Заведеева, он назывался Иаковом Алфеевым. Был еще третий Иаков. Это был «Иаков — брат Господен». Он стал учеником Христа только после Его смерти и воскресения. Вот этот Иаков и является автором «послания Иакова».

Послание Иакова — самое раннее из всех 21 посланий, которые имеются в Евангелии. Оно написано иудеям, находившимся в рассеянии, то есть иудеям, верующим во Христа. Характерным для Послания Иакова является то, что оно от начала до конца призывает верующих во Христа людей к практическому христианству. Для всех христиан существует опасность погрузиться в теорию, уйти в область приятных чувств и почить на лаврах веры. Какое счастье, что существует Послание Иакова, которое зовет всех нас, верующих, к практическому христианству.

К чему же призывает нас сегодня Христос через апостола Иакова? Он призывает нас: 1) с великой радостью принимать все испытания жизни, 2) просить мудрости у Бога и 3) хвалиться высотою нашей в Господе. Остановим наше внимание на каждом из этих трех призывов.

«С великою радостью принимайте, когда впадаете в различные искушения». Апостол Иаков употребляет слово «искушение» в двояком смысле: в смысле испытания, то есть трудного переживания, и в смысле искушения сделать грех. В данном случае речь идет об искушениях в смысле «испытаний», то есть тяжелых переживаний. Трудно переносить испытания, но они нужны для испытания нашей веры и нашей преданности Христу.

Апостол Иаков говорит в своем послании о живой и мертвой вере. И мы должны знать, какова вера наша: живая она или мертвая. Но как узнать это? Мы знаем, как трудно бывает с первого взгляда узнать — какие перед нами цветы, живые или искусственные, так как искусственные цветы бывают похожи на живые. Так же трудно бывает отличить мертвую веру от живой. Но мы должны знать свою веру. А поэтому необходимо испытание нашей веры. Вот почему мы должны радоваться, когда мы проходим через огонь испытаний. Прочтем 1 Петра, 1, 6 — 7: «О сем радуйтесь, поскорбевши теперь немного, если нужно, от различных искушений (то есть испытаний), дабы испытанная вера ваша оказалась драгоценнее гибнущего, хотя и огнем испытываемого золота, к похвале и чести и славе в явление Иисуса Христа».

С помощью огня золото можно испытать или очистить. При очищении золота с помощью огня, то есть с помощью нагревания, от него отходят все посторонние примеси. При испытании золота огонь, то есть нагревание, превращает его в пар.

Огонь испытаний имеет тоже двоякое действие в отношении нас, верующих: он очищает нас от греховных примесей, и он выявляет нашу веру — живая она или мертвая, истинная или неистинная. Золото, выдержав испытание, получает пробу. Наша вера, выдержав испытание, тоже получает пробу. Какая радость видеть верующих с пробой, то есть прошедших через огонь испытания и выдержавших его.

Иаков говорит, в чем заключается «проба» у испытанных верующих. Прочтем Иакова 1, 12: «Блажен человек, который переносит искушение, потому что, быв испытан, он получит венец жизни». Вот проба испытанных верующих — венец жизни! Прочтем также Откров. 2, 10: «Будь верен до смерти», то есть будь верующим до смерти, и дам тебе венец жизни! Как же не радоваться огню испытаний?

«Если у кого из вас недостает мудрости, да просит у Бога, дающего всем просто и без упреков, и дастся ему». Как всем нам необходима мудрость! Но какая мудрость? Из этого же послания Иакова мы узнаем, какой мудрости нам недостает. Прочтем Иакова 3, 17: «Но мудрость, сходящая свыше, во-первых, чиста, потом мирна, скромна, послушлива, полна милосердия и добрых плодов»… Апостол Иаков говорит не о философской мудрости, а о мудрости, сходящей свыше.

Чистая жизнь, тихое, скромное поведение и дела любви и милосердия — вот необходимая всем нам мудрость. Мудрость свыше. О, если бы окружающий нас мир видел во всех нас эту замечательную мудрость! Как никогда должна быть чистой наша жизнь; как необходимо всем нам быть тихими и скромными в нашем поведении; как важно, чтобы наша жизнь была полна добрых дел, добрых плодов веры. Всем этим мы прославим Христа лучше всяких слов. Это и есть то разумное служение, о котором говорит апостол Павел в Римл. 12, 1.

Наконец, третий призыв: «Да хвалится брат униженный высотою своею». В английской Библии сказано: «Да радуется брат униженный высоте своей». Не звучит ли это парадоксом, то есть противоречием? Если унижен, то о какой высоте можно радоваться или какой высотой можно хвалиться? У апостола Павла есть слова, которые хорошо поясняют то, к чему мы призываемся Господом. Прочтем 2 Кор. 6, 10: «Нас огорчают, а мы всегда радуемся; мы нищи, но многих обогащаем; мы ничего не имеем, но всем обладаем». Как могут униженные и огорчаемые всегда радоваться? Как могут нищие обогащать других? Как могут ничего не имеющие всем обладать?

У Иакова была причина призвать «униженных» братьев к радости. Дело в том, что в то время вступить на путь Христа для каждого иудея означало вступить на путь великого уничижения и презрения со стороны правоверных иудеев. И этим униженным иудеям апостол Иаков напоминает о высоте, на которую они вознесены в своей христианской жизни. Полезно напомнить и нам об этой «высоте». Что это за высота, на которую мы все подняты Господом и которой мы хвалимся, и которой мы радуемся? Мы находимся на трех вершинах: на вершине горы Голгофы, горы Преображения и на вершине горы Елеонской.

На вершине горы Голгофы мы видим совершенное Христом дело нашего спасения. И, взирая с верою на крест Христов, мы исполнены великого ликования. На вершине горы Преображения мы видим славу Христа. И эта слава Христа наполняет сердца наши величайшей радостью. А на вершине горы Елеонской мы слышим голос Христа: «Се, дана Мне всякая власть на небе и на земле… и Я с вами во все дни до скончания века».

Как можно унывать, находясь на этих трех благословенных вершинах? Если бы мы не спускались с этих чудных вершин, мы никогда бы не впадали в уныние, а знали бы только ликование и славословие нашего Господа. Именно на этих трех вершинах униженные и огорчаемые дети Божьи способны всегда радоваться. На этих вершинах мы, нищие, способны обогащать других. На этих вершинах мы, ничего не имеющие, обладаем всем. Не будем сходить с этих высот никогда!

ОТРАДНОЕ И ПЕЧАЛЬНОЕ В ЖИЗНИ ХРИСТИАН

(1 Кор. 1, 1 — 12).

Церковь в Коринфе. Город Коринф был богатейшим торговым городом в Греции. По своей величине и по своему значению он занимал в Римском государстве второе место после Рима. Как же родилась Церковь Христова в этом городе?

О рождении Коринфской церкви повествуют первые 18 стихов 18 главы Деяний Апостолов. О чем же говорит это место Писания? Оно говорит, что Павел пришел в Коринф из Афин. Здесь, в Коринфе, он поселился в доме одной верующей иудейской семьи — в доме Акилы и Прискиллы, которые до этого жили в Риме, но были изгнаны со всеми иудеями из столицы Римского государства. Они были ткачами, ткавшими особую ткань, — ткань для палаток.

И апостолу Павлу было хорошо у них, так как и он был специалистом по деланию палаток, то есть по изготовлению палаточной ткани. Зарабатывая хлеб своими руками, Павел каждую субботу проповедовал в иудейской синагоге. Как он себя чувствовал в Коринфе, в этом громадном шумном городе, об этом он говорил очень откровенно в 1 Кор. 2, 1 — 3: «И когда я приходил к вам, братья, приходил возвещать вам свидетельство Божье не в превосходстве слова или мудрости, ибо я рассудил быть у вас не знающим ничего, кроме Иисуса Христа, и притом распятого и был я у вас в немощи и в страхе и в великом трепете».

Как мы благодарны апостолу Павлу за такую откровенность: он не постыдился на весь мир и на все века сообщить о великом трепете и страхе, который он переживал в Коринфе. Из Деяний Апостолов 18, 5 мы узнаем, что Павел был очень ободрен Силой и Тимофеем, прибывшими в Коринф из Македонии. Но главное ободрение Павел получил от Самого Господа, Который сказал ему в видении ночью: «Не бойся, но говори и не умолкай, ибо Я с тобою, и никто не сделает тебе зла; потому что у Меня много людей в этом городе».

Апостол Павел пробыл в Коринфе полтора года. Какой же был результат его работы? Прочтем Деян. Ап. 18, 8: «Крисп же, начальник синагоги, уверовал в Господа со всем домом своим, и многие из коринфян, слушая, уверовали и крестились».

Так родилась Церковь Христа в Коринфе. Продолжателем дела в Коринфе стал замечательный проповедник, с высшим образованием и удивительно обаятельный. Это был Аполлос. Прочтем о нем в Деян. Ап. 18, 24 — 28. Многие из верующих смотрят свысока на церковь в Коринфе. Читая главы 1, 3 и 5 и другие в Первом послании к Коринфянам, мы составили себе понятие о коринфянах, как о любителях разделений, как о плотских, а не духовных, как об имевших в своей церкви грубые плотские грехи. Да, все это было у коринфян. Но в Коринфской церкви было много и прекрасного. Это была церковь, богатая познанием и многими духовными дарами. Коринфяне поставили перед апостолом Павлом некоторые вопросы, которые имеют великое значение и для других церквей. И ответы на эти вопросы и составляют содержание обоих посланий апостола Павла к Коринфянам.

1 и 2 Послания к Коринфянам являются «организационными» посланиями, то есть посланиями, устанавливающими порядок в церкви. Свидетельство апостола Павла о Коринфской церкви: «Церкви Божьей, находящейся в Коринфе». Много болезней и в наших церквах, но они все же «Церкви Божий».

«Освященным во Христе Иисусе, призванным святым»… Несмотря на наличие в Коринфской церкви «плотских» членов, в ней есть «освященные во Христе и призванные святые», то есть дети Божий, которые не только удовлетворены своим спасением через веру во Христа, но которые жаждут чистоты сердца и святости жизни силою искупившего их Господа. В наших церквах тоже немало плотских членов. Но в каждой нашей церкви можно найти тоже «освященных во Христе», то есть идущих не только путем спасения, но и путем освящения.

«Непрестанно благодарю Бога моего за вас»… Павел! За кого благодаришь ты Бога? За церковь, где царит дух разделения, где так много плотских членов, где даже во время хлебопреломления столько беспорядка? Да, говорит апостол, я благодарю Бога моего за Коринфскую церковь, потому что я вижу в ней не только болезни ее, но и многое здоровое, достойное подражания. За что же благодарит Павел Бога? За то, что многие члены Коринфской церкви «обогатились во Христе всем, всяким словом и всяким познанием». Павел благодарит Бога, что «свидетельство Христово утвердилось во многих коринфских верующих».

Утвержденность в вере — за это стоит благодарить Господа. Павел благодарит Бога за то, что многие дети Божий Коринфской церкви «ожидали явления Господа нашего Иисуса Христа». Это — чудесное качество верующего человека: ожидание пришествия своего Господа.

А разве нам не следует также непрестанно благодарить нашего Господа за наличие в наших церквах многих детей Божьих, обогащенных также всяким словом и всяким познанием. Разве нет в каждой из наших церквей детей Божьих, в которых свидетельство Христово также прочно утвердилось, и не найдется силы в мире, которая могла бы поколебать их веру. Да, благодарение Богу, есть такие дети Божий всюду, во всех наших церквах!

А ожидавших явления нашего Господа разве мало в наших церквах? Есть, слава Господу, во всех наших церквах дети Божий, которые тщательно следят за своими светильниками, чтобы они всегда горели, и которые не хотят быть застигнутыми врасплох пришествием Христа.

Почему мы не видим этих замечательных детей Господних в наших рядах? Почему мы все стараемся отыскивать плохое и отрицательное? Будем учиться у апостола Павла плакать о болезнях наших церквей, но и радоваться о всем светлом и хорошем, что имеется в каждой нашей церкви, и за это хорошее благодарить, как он, Бога нашего. Как много в наших церквах братьев и сестер, занимающихся только порицанием своей церкви. И, конечно, из их уст давно уже не льется благодарность за то хорошее и святое, что имеется в их церкви.

Печальное в Коринфской церкви. Прочтем 1 Кор. 1, 11 — 12: «Ибо от домашних Хлоиных сделалось мне известным о вас, братья мои, что между вами есть споры. Я разумею то, что у вас говорят: «Я — Павлов», «Я — Аполлосов», «Я — Кифин», «А я — Христов». Апостол Павел узнает о четырех группировках в Коринфской церкви. Что сказать об этих группировках? Их разделяла не догматика, не какое-либо учение. Это не то, что группа «николаитов» в Пергамской церкви. Первые три группы создались благодаря особой привязанности верующих к трем благословенным служителям Господним: к Павлу, к Аполлосу и Кифе, то есть к апостолу Петру.

Павел и Петр были большими столпами в Церкви Христовой. Не удивительно, что верующие так льнули к ним. Аполлос был пока еще, как говорится, «восходящей звездой», но он уже начинал завоевывать своей высокой культурой и удивительной обаятельностью сердца верующих. А разве в наших церквах нет Аполлосов, вокруг которых группируются верующие? У нас больше разделений по линии симпатий или антипатий к тем или другим братьям, чем по линии догматических вопросов.

Четвертая группа верующих в Коринфской церкви, которые говорили о себе: «Мы Христовы», была самой печальной группой и причинила сердцу апостола Павла особенно большую скорбь. Почему же? Потому что в словах: «Я — Христов» — было желание унизить своих братьев и сестер. В этих красивых словах было много духовной гордости, самомнения и самопревозношения. Коринфяне, называвшие себя «Христовыми», были самыми злейшими противниками апостола Павла, оспаривавшими его апостольство и причинявшими ему много скорбей и слез.

Эта группа имеется и в наши дни. Они называют себя «духовными» и смотрят на других верующих как на «недуховных». Путь духовной гордости, самомнения, возвышения себя над другими верующими был всегда путем опасным, приводившим к печальным последствиям.

Мы видели отрадное и печальное в Коринфской церкви и в наших церквах. И мы можем сделать вывод: как много общего у наших церквей с церквами апостольскими! Это нас очень радует. Но будем следовать примеру апостола Павла. Будем смотреть его очами на наши церкви: пусть наши очи видят все печальное, все больное в наших церквах, но пусть они видят и все отрадное, все хорошее в наших церквах. О печальном пусть льются наши слезы, а об отрадном пусть льется наша непрестанная молитва благодарности!

БОЛЕЗНЬ СОМНЕНИЯ У ХРИСТИАН И ЕЕ ИЗЛЕЧЕНИЕ

(Ев. Иоан. 20, 24 — 29).

Сомнение — это очень распространенный недуг в христианстве. Это своего рода духовный грипп, через который прошли почти все дети Божий. А если кто им не болел еще, то можно ожидать, что заболеет. И как грипп бывает в виде эпидемии, то есть охватывает большое количество людей, так и сомнение может быть настоящей духовной эпидемией и может также охватывать большое количество верующих.

Слово «сомнение» на всех языках означает: двойное мнение, двоящиеся мысли. В раздвоении мыслей — суть этого духовного недуга. Апостол Иаков называет сомнение двоедушием. И действительно, у сомневающегося как бы две души.

Пойдемте в палату больных, именуемых сомневающимися, и послушаем, на что жалуются эти больные. Вот их разнообразные жалобы. Мы двоимся в отношении Библии: является ли она Словом Божьим или прекрасной, но человеческой книгой. Мы двоимся в отношении Иисуса Христа: Бог ли Он, пришедший на нашу землю во плоти, или только великий учитель нравственности? Мы двоимся в отношении молитвы: действительно ли она влияет на Бога или это просто средство для самоуспокоения? Мы двоимся в отношении загробной жизни: есть ли действительно жизнь после смерти или с уголком на кладбище кончается все?

Подойдем к постели больного сомнением Фомы и, спросим его: Фома, на что ты жалуешься? И мы слышим его ответ: мои мысли двоятся относительно воскресения Иисуса Христа: воскрес ли Он действительно или у моих братьев-апостолов была галлюцинация? Я решил поверить только тогда, когда увижу Христа и дотронусь до Его ран от гвоздей.

Как хочется сегодня сопоставить с болеющим сомнением Фомой свободного от этой болезни Авраама. Посмотрим на непоколебимую веру Авраама. Он и жена его Сарра, с человеческой точки зрения, безнадежны в отношении деторождения. Но Бог сказал им, что у них будет сын. И Авраам верит без малейшей тени сомнения. Как скала стоит он перед нами в своей вере. А Фома? Как все сомневающиеся, он, по словам апостола Иакова, подобен морской волне, ветром поднимаемой и опускаемой.

Авраам и все твердо верующие подобны скале; Фома и все сомневающиеся подобны морской волне. Скала и морская волна — какая громадная разница! Что можно построить на морской волне? Ничего. Фомы сомневающиеся — плохой материал для строительства дома Божья, для строительства Царствия Божья. Строить, вдохновлять, побеждать способна только вера, как говорит апостол Иоанн: «И сия есть победа, победившая мир — вера наша» (1 Иоан. 5,4). Сомнение расслабляет все наше существо и делает нас ни к чему не способными. Сомнение ввергает нас в уныние и может ввергнуть нас даже в отчаяние.

Посмотрим теперь на Врача — нашего воскресшего Господа. Вот Он стоит перед Своим больным учеником — Фомой. Больной прописал себе сам лекарство: «Если не увижу на руках Его ран от гвоздей, и не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в ребра Его, — не поверю». Но божественный Врач Христос знает, что осязание — это ненадежное средство для полного исцеления души от болезни сомнения. Христос знал, что если склонному к сомнениям Фоме кто-либо после осязания им ран Учителя скажет: Фома, а ты знаешь, что существует так называемая «осязательная галлюцинация», так не галлюцинация ли у тебя была, когда тебе показалось, что ты осязаешь раны Христа? И бедный Фома, основавший свою веру на осязании, снова очутился бы в волнах сомнений.

Христос пришел к Фоме со Своим лекарством от его болезни. Какое же это лекарство? Христос явил Себя Фоме как Бог, знающий его сердце, его мысли, а мысли Фомы были: «Если не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в ребра Его, — не поверю». И Христос открывает Фоме его мысли; Он говорит ему: «Подай перст твой сюда и посмотри руки Мои; подай руку твою и вложи в ребра Мои»… Христос повторяет даже слова, которые Фо1ма сказал апостолам, использует выражения, которые он употребил.

Вот это-то знание Христом его сокровенных мыслей и уврачевало Фому от сомнения. Раньше я думал, что Фому исцелило от сомнения осязание ран Христа; теперь я думаю, что Фома даже не нуждался больше в осязании их. Он уверовал, потому что увидел во Христе Бога.

Таким же образом Христос покорил сердце Нафанаила, сказав ему, что Он видел его под смоковницей, когда Филипп пришел к нему, чтобы позвать его ко Христу. И после этих слов Христа Нафанаил воскликнул: «Ты — Сын Божий!» Таким же образом Христос покорил и сердце самарянки, открыв ей всю ее печальную и греховную жизнь, когда сказал ей: «У тебя было пять мужей, и тот, которого ныне имеешь — не муж тебе»… После этих слов самарянка говорит Христу: «Господи, вижу, что Ты пророк!» И она идет в город и говорит людям: «Пойдите, посмотрите Человека, Который сказал мне все, что я сделала, не Он ли Христос?» И наши сердца покорены Христом и исцелены от сомнений всем тем, что Христос явил нам в нашей жизни: красотой Его образа и силой Его могущества.

Обратим внимание на возглас исцеленного от сомнений Фомы. Он говорит Христу: «Господь мой и Бог мой!» Этими словами он исповедует не только твердую веру в воскресение Христа, но и в божественность Христа.

ПРЯМЫЕ ПУТИ К СЕРДЦУ ХРИСТИАНИНА

(Ев. Луки 3,4 — 6).

«Глас вопиющего в пустыне»… Мы знаем, что это пророчество относится к Иоанну Крестителю. Его голос был слышен в пустыне Иудейской. Пустыня — это место тишины, безмолвия, место, где хорошо слышен всякий звук, всякий голос. Пусть в сердцах наших наступит тишина и безмолвие, пусть в этой тишине прозвучат слова, которые мы прочитали: «Приготовьте путь Господу!»

Господь хочет приходить к нам. Как благословенны для нас Его визиты, Его посещения! Но как часто Христос не находит прямого и свободного пути к нашему сердцу. Вот почему глас в тишине пустыни взывает: «Прямыми сделайте стези (то есть пути) Ему».

Каковы же препятствия для посещения нас Господом? Мы должны их сегодня увидеть и серьезно заняться их устранением. Это приготовит путь Господу к посещению нас с Своими благословениями и дарами. Устранение всех преград на Его пути к нам увеличит наш контакт с Ним; нашу связь с Ним сделает более живой и тесной. Каковы же эти преграды?

«Всякий дол да наполнится»… Дол — это долина, низина. Вот одна из преград для благословенного общения со Христом. Что же является «долом» — долиной, низиной в нашей духовной жизни? Это, во-первых, низкий уровень нашего христианства, низкий уровень духовного познания, слабое знание Слова Божья, низкий уровень нашего молитвенного общения с Богом.

И голос в тишине пустыни призывает нас подняться из наших низин к высотам духа, как сказано в Послании к Колоссянам 3, 1 — 2: «Итак, если вы воскресли со Христом, то ищите горнего, где Христос сидит одесную Бога; о горнем помышляйте, а не о земном». Вот что значат слова: «Всякий дол да наполнится».

«И всякая гора и холм да понизится». Есть горы благословенные, и они не должны понижаться. Например, гора Преображения, гора Голгофа, гора Елеонская и многие другие благословенные горы. Не к исчезновению этих гор призывает сегодня голос вопиющего в пустыне.

Но есть горы, являющиеся преградой для общения нашего со Христом. Такими горами являются: наше большое «Я», наше сомнение, наша сосредоточенность на себе, наша фарисейская праведность, наша духовная гордость и суд над другими, искание нами человеческой славы или вообще отсутствие смирения. Словами «всякая гора и холм да понизятся» Господь призывает нас к самому глубокому смирению. Ибо только смиренным обещана благодать. Прочтем: Ис. 57, 15.

«Да выпрямятся кривизны». Что значит кривизна? Кривизна — это отклонение от прямой линии. Прямой линией в нашей христианской жизни является Слово Божье и особенно учение Господа нашего Иисуса Христа. Всякое отклонение от Слова Божья является «кривизной» в нашей христианской жизни. Если Христос, например, говорит: «Любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас», то, конечно, отклонение от этой великой заповеди будет кривизной в нашей жизни.

Если Слово Божье говорит: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душою твоею», а у нас той любви к Господу нет, то не кривизна ли это? Или если Христос говорит: «Ищите прежде Царствия Божья…», а у нас оно на втором месте, то не кривизна ли это? Не отклонение ли это от учения Христа? Только послушанием Слову Божью и исполнением Его можно выпрямить все наши бесчисленные кривизны.

И, наконец, голос в пустыне призывает: «Неровные пути да сделаются гладкими!» Неровные пути, негладкие пути — это пути, усеянные камнями. Что это за камни на нашем пути? Это камни, о которые мы претыкаемся. Идем, идем, годами идем и вдруг преткнулись о камень.

Камни преткновения бывают разные. Галаты шли хорошо и вдруг преткнулись об обрезание. Одна сестра сказала мне, что она преткнулась о другой камень — субботу. Шла хорошо, радовалась о своем спасении и вдруг преткнулась. Но разве Господь хочет, чтобы мы претыкались о такие камни? Разве апостол Павел не пишет — Римл. 14, 5 — 6: «Иной отличает день ото дня, а другой судит о всяком дне равно. Всякий поступай по удостоверению своего ума. Кто различает дни — для Господа различает; и кто не различает дней — для Господа не различает».

Есть преткнувшиеся о 14-ю главу 1 Послания к Коринфянам: о незнакомых языках и пророчествах. А апостол Павел так ясно говорит: «Все ли апостолы? Все ли пророки? Все ли учители? Все ли чудотворцы? Все ли имеют дары исцелений? Все ли говорят языками? Все ли истолкователи?» Значит, по словам апостола Павла, не все.

Но есть дар, которым все дети Божий должны обладать и без которого все языки — и человеческие, и ангельские — превращаются в «медь звенящую» и «кимвал звучащий». Это — любовь. Любовь — это высший дар, который переживает все другие дары, как говорит апостол Павел: «Любовь никогда не перестает, хотя и пророчества прекратятся и языки умолкнут». Да уберет Господь все эти камни с нашего пути!

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s

%d такие блоггеры, как: