ПРООБРАЗЫ ГОЛГОФЫ В ВЕТХОМ ЗАВЕТЕ

Жертва Авеля

Быт. 4, 3 — 5

Перед нами простая история, изложенная в трех только стихах Библии, но эта история содержит центральную истину всего Священного Писания. Какова же эта центральная истина всего Ветхого и Нового Завета? Она заключается в том, что человек получает спасение и оправдание от Бога не собственными делами, а через веру в жертву, принесенную Христом на Голгофском кресте. Это действительно центральная истина всей Библии.

Рассмотрим теперь эту маленькую историю с жертвоприношением двух родных братьев — Авеля и Каина. В чем разница между жертвой, принесенной Авелем, и жертвой, принесенной Каином? И почему Бог «призрел на Авеля и на дар его», а на Каина и на дар его не призрел? На этот вопрос мы находим ясный ответ в Послании к Евреям 11, 4: «Верою Авель принес Богу жертву лучшую, нежели Каин». Эти слова говорят о том, что жертва Авеля была доказательством его веры, тогда как жертва Каина была свидетельством отсутствия у него веры.

Какую же веру имел Авель и как он ее приобрел? Он приобрел ее в доме своих родителей — Адама и Евы. Нет сомнения, что они часто рассказывали своим детям о жизни в раю, о грехопадении, о наказании за грех, постигшем их, и о том, как Бог заменил их опоясания из смоковных листьев одеждами кожаными (Быт. 3, 21). И, говоря об этих кожаных одеждах, они разъясняли своим сыновьям, что главный смысл этих кожаных одежд заключался в том, что было совершено заклание агнцев и пролитие их крови, без которой не могло быть укрытия их греховной наготы.

Смоковные листья, растения были для этой цели непригодны. Нужна была жертва животного — агнца, его смерть, его кровь. И мы можем не сомневаться, что Адам и Ева старались объяснять своим сыновьям то, что им самим стало ясно, а именно: что не кровь животных очищает нас от греха, а Кровь Сына Божия — этого истинного «Агнца», Который придет на нашу землю, чтобы умереть и Свою кровь пролить за грехи всего мира.

Так в доме Адама и Евы раздавалось «слово о кресте», о котором ап. Павел говорит, что оно «для погибающих юродство есть, а для нас спасаемых — сила Божия» (1 Кор. 1, 18). Для Каина это слово о кресте звучало как «юродство», и он не принял его в свое сердце верою. А для Авеля это же самое слово о кресте звучало как самая сладкая музыка, и он верил, что только Кровь Агнца Божия, Который умрет за грехи мира, спасет его и оправдает его перед Богом.

И вот они приносят свои жертвы Богу. Мы читаем: «Каин принес от плодов земли дар Господу. И Авель также принес, от первородных стада своего…» Как будто все хорошо. Каин смотрит с довольством на свою жертву: какая она красивая и приятная, — на его жертвеннике красивые плоды земли. Он смотрит на жертвенник Авеля, а там труп агнца, кровь… Какая неприятная жертва, — думает Каин… нет, я буду приносить Богу только плоды земли.

Авель стоит у своего жертвенника с верою в сердце, что агнец, лежащий на его жертвеннике, — это прообраз того истинного Агнца, Который будет заклан за грехи мира и Кровь Которого очистит грехи каждого кающегося грешника. Авель усвоил в доме своих родителей древнюю истину, что без пролития крови Христа на Голгофе не бывает прощения (Евр. 9, 22). Каин этой истины не усвоил и любовался плодами земли, красивой жертвой, но не говорящей о вере его в жертву Голгофы. Вот почему «Господь призрел на Авеля и на дар его, а на Каина и на дар его не призрел».

Мир наполнял сердце Авеля, глубокий мир, когда он смотрел на закланного агнца, лежащего на жертвеннике. Каин не ощущал этого благодатного мира в своем сердце, так как этот небесный мир дается только верующему в Кровь Иисуса Христа, пролитую на Голгофе.

Сегодня мы стоим перед жертвенником, воздвигнутом на Голгофе в виде креста. И на этом жертвеннике мы видим распятого Христа — Агнца Божьего, прообразом Которого был агнец, принесенный Авелем в жертву. По внешнему виду это очень некрасивая жертва. Пророк Исайя описывает ее такими словами: «Как многие изумлялись, смотря на Тебя, — столько был обезображен паче всякого человека лик Его, и вид Его — паче сынов человеческих!» (Ис. 52, 14).

Да, это была не бескровная, красивая по внешнему виду жертва Каина. Нет, это была жертва, прообразом которой была жертва Авеля, его закланный агнец. Но, взирая на «обезображенный паче всякого человека лик Христа», лик, увенчанный терновым венком и покрытый каплями крови, мы вспоминаем слова из Первого послания Петра 1, 18 — 19: «Зная, что не тленным серебром или золотом искуплены вы… но драгоценною Кровию Христа, как непорочного и чистого агнца».

Как было бы хорошо, если бы мы к словам «Кровь Христа» всегда прибавляли слово «драгоценная» — драгоценная Кровь Христа. Это слово в Послании ап. Петра говорит нам о драгоценности всего, что совершил Христос на Голгофе, о драгоценной жертве Христа.

Но есть люди, которые, подобно Каину, приносят Богу «красивые» жертвы и думают ими оправдаться пред Богом. Они кладут на жертвенник свои красивые добрые дела и любуются ими, как любовался фарисей в храме в притче Христа. Но этой красивой жертвой не будет оправдан ни один грешник перед Богом, так как «делами закона не оправдается никакая плоть» (Галат. 2, 16). Оправдание дает только пролитая драгоценная Кровь Христа. Оправдавшись драгоценной жертвой Христа, мы ощущаем глубокий мир в наших сердцах, тот мир, о котором пели ангелы в рождественскую ночь, — мир с нашим Господом.

Но разве Господь отвергает жертвы, подобные жертве Каина? Нет, не отвергает. Прочтем Второзаконие 26, 1 — 4: «Когда ты придешь в землю, которую Господь, Бог твой, дает тебе в удел, и овладеешь ею, и поселишься в ней: то возьми начатков всех плодов земли, которые ты получишь от земли твоей, которую Господь, Бог твой, дает тебе, и положи в корзину, и пойди на то место, которое Господь, Бог твой, изберет, чтобы пребывало там имя Его; и приди к священнику, который будет в те дни, и скажи ему: «сегодня исповедую пред Господом, Богом твоим, что я вошел в ту землю, которую Господь клялся отцам нашим дать нам». Священник возьмет корзину из руки твоей и поставит ее пред жертвенником Господа. Бога твоего».

Здесь мы видим повеление народу израильскому приносить, как жертву, плоды земли. Почему же тогда жертва Каина не была благо-угодной пред Господом? Потому что он принес жертву за грех не ту, которая была положена Богом. Жертвой за грех могла быть только кровь закланного агнца, то есть та жертва, которую принес Авель. Жертва же Каина могла быть только жертвой благодарения.

Господь ожидает от нас добрых дел, но добрые дела не могут быть жертвой за грех, — он не могут спасти нас и оправдать нас перед Богом; для этого нужна жертва Голгофы. Наши добрые дела могут быть только жертвой хвалы и благодарения за дар спасения, полученный нами на Голгофе.

 

Спасительная кровь Христа

Исход 12, 13

Библия говорит, что в страну фараонов, где высокий пост занимал Иосиф, переселился Иаков со всем домом своим. Из какого же количества душ состояла эта ветхозаветная церковь Израиля? Дом Иакова состоял из семидесяти душ, как сказано в Книге Бытие 46, 27: «Всех душ дома Иаковлева, перешедших в Египет, семьдесят». К ним надо прибавить членов семьи Иосифа в количестве пяти душ. Таким образом, перед нами семьдесят пять членов ветхозаветной церкви в стране фараонов, о чем мы читаем в Деян. Ап. 7, 14: «Иосиф, послав, призвал отца своего Иакова и все родство свое, семьдесят пять душ». Ветхозаветная церковь Израиля пробыла в стране фараонов четыреста тридцать лет (Исх. 12, 40). И за это время она из семидесяти пяти душ выросла в весьма многочисленный народ Божий. И вот наступило время для выхода ветхозаветной церкви из страны фараонов. Моисей и Аарон идут во дворец фараона и говорят ему: «Так говорит Господь, Бог Израилев: отпусти народ Мой…» (Исх. 5, 1). «Но фараон сказал: кто такой Господь, чтоб я послушался голоса Его и отпустил Израиля? Я не знаю Господа, и Израиля не отпущу…» (Исх. 5, 2). «И сказал Господь Моисею: теперь увидишь ты, что Я сделаю с фараоном; по действию руки крепкой он отпустит их; по действию руки крепкой даже выгонит их из земли своей» (Исх. 6, 1).

И вот Господь начал являть Свою крепкую руку фараону, и Он являл ее ему десять раз. В десятый раз крепкая рука Господа была явлена фараону в особо убедительной форме, когда ангел-губитель, ангел смерти поразил всех первенцев в его земле.

Но ветхозаветной церкви был Господом указан удивительный путь спасения. Прочтем об этом пути спасения в Книге Исход 12, 3 — 13: «Скажите всему обществу Израильтян: в десятый день сего месяца пусть возьмут себе каждый одного агнца по семействам, по агнцу на семейство… Агнец у вас должен быть без порока, мужского пола, однолетний… и пусть он хранится у вас до 14 дня сего месяца: тогда пусть заколет его все собрание общества Израильского вечером, и пусть возьмут от крови его и помажут на обоих косяках и на перекладине дверей в домах, где будут есть его…ешьте же его так: пусть будут чресла ваши препоясаны, обувь ваша на ногах ваших и посохи ваши в руках… это Пасха Господня… И будет у вас кровь знамением на домах, где вы находитесь, и увижу кровь, и пройду мимо вас…» Вот путь спасения, указанный самим Богом: кровь агнца.

Но мы видим кровь агнца в ветхозаветной церкви Израиля в двух видах. Кровь одна и та же, но все же она в двух видах: кровь, собранная в сосуде, и эта же кровь, помазанная на двери дома.

Поразмыслим теперь о крови другого Агнца — Агнца Божия, Иисуса Христа, закланного на Голгофе. В настоящее время Кровь Сына Божия, пролитая на Голгофе, находится в небесном святилище, как сказано в Послании к Евреям 9, 11 — 12: «Христос, Первосвященник будущих благ… со Своею кровию, однажды вошел во святилище…» Но эта же Кровь Христа должна быть на «дверях» наших сердец. Только тогда она будет спасительной для нас кровью.

Кровью, пролитой Христом за наши грехи на Голгофском кресте, помазано сердце каждого возрожденного человека, каждого чада Божия. Как же совершилось помазание нашего сердца Кровью Христа, Агнца Божия? Верою! Верою в слова 1 Кор. 5, 7: «Пасха наша, Христос, заклан за нас». Заклан не только за всех грешников, но и лично за меня. Такая вера низводит Кровь Христа в сердце верующего человека. И праведный Судия, Господь, говорит: «Увижу Кровь Голгофы в твоем сердце и пройду мимо тебя с Моим праведным судом».

Чувства израильтян, нашедших убежище в крови агнца, могли быть разные. Одни имели полный мир, доверившись крови агнца. Другие испытывали, может быть, некоторый страх в своем сердце. Но спасение каждого израильтянина зависело не от его чувств, а от того, была ли кровь агнца на его доме.

Наши сердца могут быть наполнены сегодня разными чувствами: одни из нас наполнены великим ликованием, то есть бурной радостью; другие ощущают просто покой и мир в своем сердце; а третьи находятся, может быть, в сомненье и тревоге относительно спасения своей души. Но если мы верим в великую истину, что Агнец Божий был заклан за каждого из нас, то мы все находимся в одинаковой безопасности, ибо Господь смотрит не на радость или уныние в нашем сердце, а на Кровь Голгофы, которая стала нашим убежищем.

Если бы мы зашли в пасхальную ночь в дома израильтян, то мы увидели бы, что агнец не только отдал кровь свою для спасения Израиля от смерти, но и стал пищей для ветхозаветной церкви. «Ешьте же его так», — сказал Господь обществу израильтян. В этом очень важный урок для новозаветной церкви Христа: Агнец Божий, закланный на Голгофе, является не только убежищем для нас от грядущего суда Божия, но и нашей духовной пищей, как говорит Христос ясно в Ев. Иоанна 6, 55 — 56: «Плоть Моя истинно есть пища, и Кровь Моя истинно есть питие; ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем».

Это «питание» наше Агнцем Божиим совершается тоже верою. И не только во время нашего странствования в небесный Ханаан, но мы будем питать наши души Агнцем Божиим и в небесном Ханаане. В Книге Откровения Иоанна Христос Спаситель наш именуется почти только Агнцем Божиим. И это понятно: ведь все счастье рая и все сокровища неба станут нашим достоянием только благодаря закланию Агнца Божия на кресте Голгофы и только благодаря пролитию там Его божественной крови.

 

Жертвенник во дворе скинии

Исход 27, 1 — 2

Одним из замечательнейших прообразов Голгофы в Ветхом Завете является жертвенник во дворе скинии собрания. Все в нем говорит о Христе, как Спасителе грешников. Познакомимся с его устройством и расположением в скинии.

Он был сделан, по повелению Божию, из дерева ситтим и меди. Дерево ситтим и медь — это две природы нашего Господа Иисуса Христа во время Его жизни на земле: природа человеческая и природа божественная. Во дворе скинии мы видим медь, в самой скинии — золото. По виду медь и золото похожи, но золото блестит лучше.

Медь в скинии — это прообраз земной славы Христа; золото в скинии — прообраз небесной славы Христа. Конечно, земная слава Христа не столь ослепительна, как Его небесная слава. Но все же она была видна через телесную оболочку Христа. Евангелист Иоанн пишет в своем Евангелии, в первой главе, 14-м стихе: «…и мы видели славу Его, славу как единородного от Отца». Но этот же Евангелист описывает славу Христа на небесах словами Откровения 1, 16: «…и лицо Его — как солнце, сияющее в силе своей». Мы знаем, что однажды на горе Преображения Христос засиял Своей небесной славой и Его лицо просияло, как солнце (Ев. Матф. 17, 2).

Жертвенник находился у входа скинии собрания. Так сказано в Книге Левит 4, 7. Это говорит о многом: ища общения с Богом в скинии собрания, каждый израильтянин прежде всего видел перед собой жертвенник; он стоял между ним и скинией. А что говорит Христос? Прочтем Ев. Иоан. 14, 6: «Никто не приходит к Отцу, как только чрез Меня». Прочтем и слова ап. Павла в 1 Тимоф. 2, 5: «Един Бог, един и посредник между Богом и человеками, человек Христос Иисус».

Итак, единственный путь к Богу — это Иисус Христос. Единственная возможность общения с Богом — это общение со Христом. Христос стоит у входа в Царствие Божие, и мы никогда не должны терять Его из вида. Он — прежде всего, — читаем мы о Христе в Пославши к Колоссянам 1, 17. Он — Альфа, как Он и Омега (Откров. 1, 10); Он — первый, как Он и последний.

Но какой же Христос должен стоять всегда перед нашими глазами? Какой жертвенник стоял всегда перед глазами израильтян? Жертвенник, на котором день и ночь горел огонь! Как сказано в Книге Левит 6, 13: «Огонь непрестанно пусть горит на жертвеннике и не угасает».

Прообразом чего является этот неугасимый огонь на жертвеннике в скинии собрания? Он является прообразом Голгофы, прообразом распятого Христа. Огонь. Голгофы — это, во-первых, огонь справедливого гнева Божьего, который должен был бы излиться на нас .за наши грехи и преступления, но он излился на Спасителя нашего Иисуса Христа. Этот огонь Голгофы, как всякий огонь, оставил на нашем Спасителе глубокие травмы — раны, которые мы никогда не должны терять из вида.

В Книге пророка Захарии 13,6 мы читаем: «Ему (Христу) скажут: «отчего же на руках у тебя рубцы?» И Он ответит: «оттого, что Меня били в доме любящих Меня». Мы все должны понимать значение Голгофы, как места, где совершился суд Божий над нашими грехами, но совершился этот суд над невинным Агнцем Божиим. Христос был наказуем Богом — вместо нас, грешников. Вот этот огонь суда Божьего на Голгофе пусть горит непрестанно пред нашими сердечными очами, чтобы мы всегда помнили, какою ценою мы искуплены Христом от вечного ада.

Огонь Голгофы — это, во-вторых, огонь безмерной любви Христа к нам, грешникам, любви, которая привела Его на Голгофу для искупления нашей вины пред Богом. Не римский сотник со своими воинами повел Христа на Голгофу, а божественная любовь в сердце Христа ко всем грешникам мира повлекла Его на страдания и смерть за нас.

Две тысячи лет горит этот огонь божественной любви на Голгофе, согревая бесчисленное количество душ своим благодатным теплом и зажигая огнем первой любви сердца детей Господних.

На вопрос: какой же Христос должен стоять всегда перед нашими глазами? — мы отвечаем: Христос с рубцами от огня божественного гнева, излившегося на Него за наши грехи, Голгофский Христос с огнем божественной любви к нам, грешникам, в Своем сердце.

Вот эти два рода огня на Голгофе — огонь суда Божьего и огонь любви Божией — пусть всегда видят наши сердечные очи.

«И сделай роги на четырех углах его, так чтобы роги выходили из него».

Слово Божие говорит о двояком значении рогов на жертвеннике во дворе скинии. Первое значение их: к нам привязывались жертвенные животные, как сказано в Псалме 117, 27: «вяжите вервями жертву, ведите к рогам жертвенника». Второе значение их: они были рогами спасения. В каком смысле? Каждый израильтянин, совершивший неумышленное убийство, мог считать себя в безопасности, если он достиг двора скинии и ухватился за роги жертвенника.

Так искал спасения от карающей руки Соломона Иоав, убивший двух военачальников — Авенира и Амессая. Мы читаем в 3 Цар. 2, 28: «и убежал Иоав в скинию Господню и ухватился за роги жертвенника». Но он все же получил возмездие, так как убил Авенира и Амессая умышленно. А если бы неумышленно, то он был бы спасен от возмездия. Вот почему Писание говорит о «роге спасения». Прочтем два места: Псалом 17, 3 — «Господь твердыня моя и прибежище мое… рог спасения моего и убежище мое»; Ев. Луки 1, 68 — 69 — «Благословен Господь Бог Израилев; что посетил народ Свой, и сотворил избавление ему, и воздвиг рог спасения нам…»

Христос на Голгофе стал «рогом спасения» для нас. Мы, грешники, ухватились за этот надежный рог спасения и находимся в полнейшей безопасности. Мы должны знать, что на рогах жертвенника была кровь, как сказано в Книге Исход 29, 12: «Возьми крови тельца, и возложи перстом твоим на роги жертвенника». Грешник, искавший спасения в скинии, держался за кровь. И мы держимся верою за Кровь Иисуса Христа, пролитую на Голгофе за наши грехи.

 

Медный змей

Ев. Иоан. 3, 14 — 15

В беседе Иисуса Христа с учителем израилевым Никодимом особое значение имеют слова Христа о медном змее как прообразе Голгофы. Знакомы ли мы с историей медного змея? Она описана в Книге Числа 21, 4 — 9: «От горы Ор отправились они путем Чермного моря, чтобы миновать землю Едома. И стал малодушествовать народ на пути. И говорил народ против Бога и против Моисея: зачем вывели вы нас из Египта, чтоб умереть нам в пустыне? ибо здесь нет ни хлеба, ни воды, и душе нашей опротивела эта негодная пища. И послал Господь на народ ядовитых змеев, которые жалили народ, и умерло множество народа из сынов Израилевых. И пришел народ к Моисею и сказал: согрешили мы, что говорили против Господа и против тебя; помолись Господу, чтобы Он удалил от нас змеев. И помолился Моисей о народе. И сказал Господь Моисею: сделай себе змея и выставь его на знамя, и ужаленный, взглянув на него, останется жив. И сделал Моисей медного змея и выставил его на знамя, и когда змей ужалил человека, он, взглянув «а медного змея, оставался жив».

И Христос, напоминая Никодиму эту историю с медным змеем, говорит: «Как Моисей вознес змею в пустыне, так должно вознесену быть Сыну Человеческому, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную». Рассмотрим же этот замечательный прообраз Голгофы, прообраз распятого за грехи мира Христа.

«И когда змей ужалил человека…» О чем говорят нам эти слова? В этих словах выражена очень ярко и образно доктрина Библии о грехе, то есть учение Слова Божия о грехе. Библия говорит о диаволе, как о древнем змее. Прочтем Откров. 12, 9: «И низвержен был великий дракон, древний змий, называемый диаволом и сатаною, обольщающий всю вселенную, низвержен на землю, и ангелы его низвержены с ним». Это он подошел в Едеме к первым людям с своим первым искушением и ужалил их своим смертоносным жалом, которым является грех, как сказано в 1 Кор. 15, 56: «Жало же смерти — грех».

Как важно для всех верующих знать учение Библии о грехе. Грех — это жало «древнего змия», диавола. Грех — это яд, который отравляет душу человека, как отравляет змеиный яд тело человека. Больше того: грех — это яд, ведущий к смерти, к духовной смерти, то есть к разобщению человека с Богом. И этот «древний змий» — диавол жалит всех людей — старых и молодых, образованных и простых. Нет человека на земле, не ужаленного «древним змием», не отравленного ядом греха. Диагноз небесного Врача гласит: «Все согрешили» (Римл. 3, 23).

Что же делать ужаленным древним змием, умирающим от яда греха? Слава Господу, Библия не только дала нам учение о грехе, как о яде древнего змия — диавола; она, эта божественная Книга Книг, дает нам и ясное учение о спасении от этого смертельного яда греха, ведущего к вечной гибели нашей души. В чем же спасение от яда греха?

В повествовании Библии о медном змее мы читаем: «И когда змей ужалил человека, он, взглянув на медного змея, оставался жив». Вот где лекарство от укуса древнего змия и смертельного яда греха. Вот она — божественная гомеопатия: «подобное лечится подобным». На шесте висит медный змей, то есть олицетворение смертельного яда, того самого яда, от которого умирали ужаленные израильтяне. Ведь змей страшен только своим ядом.

И путь к спасению от смерти каждого ужаленного Бог наметил самый простой и доступный для каждого умирающего от смертельного яда змея. «И сказал Господь Моисею: сделай себе змея и выставь его на знамя, и ужаленный, взглянув на него, останется жив». «Взглянув на него, останется жив» — как просто, как легко, как доступно для каждого умиравшего израильтянина.

Христос говорит Никодиму, что медный змей Моисея — это прообраз Голгофы. В каком же это смысле? Христос пошел на Голгофу с грехом всего человечества на своих плечах. И вот Он — распятый висит на кресте. И в Его лице ко кресту пригвожден грех каждого человека. И в Его лице наказан грех каждого человека. Наказан! Получил возмездие — вот в чем спасение наше!

В лице Христа распятого наказан наш грех — вот. в чем любовь Божия к нам, грешникам. Христос наказан, а мы освобождены от наказания; Христос умер, чтобы мы были живы. И спасение каждого ужаленного «древним змием» грешника в том, чтобы с верою смотреть на крест Голгофы, на наказуемого там вместо нас Иисуса Христа. Об этом пути спасения, таком простом и легком для всех ужаленных и умирающих от яда греха грешников, и говорит Христос Никодиму: «И как Моисей вознес змею в пустыне, так должно вознесену быть Сыну Человеческому, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную».

Мы все веруем, что в распятом на Голгофе Христе наш грех наказан и получил полное возмездие от Бога. И, веруя в этот великий факт, мы все исцелились от ран греха, нанесенных нам «древним змием» — диаволом, и получили жизнь вечную. И все это нам дало страдание и смерть Христа на Голгофе.

Как нам понятны теперь слова пророка Исайи: «И ранами Его мы исцелились» (Ис. 53, 5). Исцелились от смертельного яда греха. Вечная хвала Христу за Его страдания и смерть на Голгофском кресте.

 

Вера Раавы

Евр. 11, 31

На острове Патмосе ап. Иоанну был задан вопрос: «Сии облеченные в белые одежды кто, и откуда пришли?» (Откр. 7, 13). Присматриваясь к великому множеству людей в белых одеждах и с пальмовыми ветвями в руках своих (Откр. 7, 9), мы не можем не обратить внимания на двух человек из них, которые являются особыми трофеями благодати Божией.

Кто же эти два человека, белая одежда которых особенно ярко сияет на фоне их прежней греховной жизни? Это Раав-блудница и разбойник, покаявшийся на Голгофе. О разбойнике мы часто слышим проповеди, особенно в предпасхальные дни, и много гимнов воспевают благодать, спасшую его — величайшего грешника. Но как мало мы знаем о великой ветхозаветной грешнице разве, которая, во имя Голгофской жертвы Христа, так же как и разбойник, занимает место среди «великого множества» людей в белых одеждах. Мы постараемся познакомиться и с ней, тем более что ее имя значится и на страницах Нового Завета.

Кто же это такое — Раав? Она — жительница Ханаанской земли, значит, хананеянка. Хананеи были язычниками: они не знали живого Бога и поклонялись идолам. Раав с самых юных лет вступила на широкий путь порока, и пила грех, как воду. Как же эта язычница, идолопоклонница и такая великая грешница обрела веру, о которой возвещают даже страницы Евангелия?. «Верою Раав-блудница, — говорит Дух и Святой в Послании к Евреям, — «е погибла с неверными». «Верою»… но откуда у нее эта вера?

Слово Божие говорит, что вера — от слышания (Римл. 10, 17). Но от кого могла слышать эта темная язычница и рабыня своего ужасного порока весть о живом Боге? А что она и другие жители Ханаанской земли слышали о живом Боге, — об этом сама Раав сказала посланцам. Иисуса Навина, пришедшим к ней в дом. Прочтем ее слова в Книге Иисуса Навина 2, 9 — 10: «Я знаю, что Господь отдал землю сию вам… ибо мы слышали, как Господь иссушил пред вами воду Чермного моря…»

«Мы слышали»… говорит Раав, но от каких вестников — это остается в неизвестности. Растения можно встретить на железных крышах домов и на каменных утесах скал. Но кто насадил их там? Ветер или птица? Кто они — эти неведомые сеятели жизни? «Мы слышали», — говорит Раав; она употребляет имя Господа, то есть живого Бога. Но кто эти неведомые сеятели, которые насадили веру в живого Бога в сердце Раавы и других жителей ее земли? Не будем гадать, если. Слово Божие об этом не говорит. Над Иерихоном, где жила Раав нависла гроза и жители его были обречены на смерть. Но двое юношей — посланцы Иисуса Навина — указывают Разве путь спасения. Каков этот путь спасения? Они говорят: «Вот когда мы придем в эту землю, ты привяжи червленую веревку к окну, через которое ты нас спустила… Она сказала: да будет по словам вашим! И отпустила их, и они пошли, а она привязала к окну червленую веревку» (Иис. Нав. 2, 18 — 21). «Червленую»… Что это значит? Это значит: темно-красную. Темно-красный цвет — это цвет крови.

Как могла Раав окрасить веревку в такой цвет? Очень просто: она окрасила ее в крови закланного агнца. И в результате, простая веревка превратилась в самое драгоценное сокровище. От ее наличия в окне зависела вся участь Раавы в день грозы над Иерихоном. Эта червленая веревка стала единственным средством для спасения Раав от смерти.

Мы живем в домах, снабженных громоотводами, но кто из нас замечает их? Мы начинаем думать о них лишь тогда, когда над нашей головой сверкают ослепительные молнии. Далеко, около Иерусалима, возвышается небольшой холм, именуемый Голгофой. Здесь нашим Господом Иисусом Христом была пролита драгоценная Кровь, Которая является единственным средством для нашего вечного спасения. Были в жизни каждого из нас дни, когда мы ничего не знали об этой крови, а если и знали, то не понимали ее значения. Когда же мы оценили драгоценную Кровь Христа? Тогда, когда мы уразумели серьезнейшие слова Священного Писания. Какие? «Человекам положено однажды умереть, а потом суд» (Евр. 9, 27). Никто не спорит в отношении первой части этого действительно серьезнейшего места Священного Писания. Все знают, что человекам положено однажды умереть. Но не все верят, что после смерти будет суд — суд Божий, и каждый человек будет «судим по делам своим» (Откров. 20, 13). Этот суд Слово Божие рисует очень яркими красками.

Прочтем Откров. 6, 15 — 16: «И цари земные и вельможи, и богатые и тысяченачальники и сильные, и всякий раб и всякий свободный скрылись в пещеры и в ущелья гор, и говорят горам и камням: падите на нас и сокройте нас от лица Сидящего на престоле и от гнева Агнца».

Но горы и камни не закроют наших грехов от всевидящего Бога. Слово Божие указывает другой путь спасения — спасение через Кровь Христа, пролитую на кресте Голгофы. Для нас, верующих в слова Писания, что «человекам положено однажды умереть, а потом суд», — Кровь Иисуса Христа, пролитая на Голгофе, является драгоценнейшим сокровищем и единственной надеждой на спасение от вечного осуждения.

Раав, уповавшая на червленую веревку в своем окне, ощущала глубокий мир в сердце. Гроза приближалась, но она не страшила ее. Она знала, что червленая веревка защитит ее от меча израильских воинов.

Мы знаем, что с каждым днем мы приближаемся к смерти — хотим мы этого или нет. Но это не страшит нас, потому что мы непоколебимо верим, что Кровь Христа — защита наша от справедливого возмездия за наши грехи. Уповая на Кровь Христа, мы ощущаем глубочайший мир в наших сердцах.

 

Жертвы в скинии

Левит 1, 1 — 9

После того как было окончено строительство скинии — этого походного храма ветхозаветной церкви, — в ней начались богослужения. Основной частью всех богослужений в скинии были жертвоприношения, которые состояли из кровных и бескровных жертв. Все кровные жертвы в скинии являлись прообразами Голгофы, были как бы пророческими проповедями о жертве Христа на Голгофе.

Всех родов или видов жертв, приносившихся в скинии, было семь. Кровных жертв было пять видов: жертва всесожжения, жертва за грех, жертва повинности, мирная жертва и жертва посвящения. Жертва посвящения приносилась только при посвящении первосвященников и священников. Бескровные жертвы были двух видов: хлебная жертва и жертва курения. Жертва благовонного курения была единственной жертвой, которая приносилась не во дворе скинии на медном жертвеннике, а внутри скинии, во святилище, на золотом жертвеннике.

Подчеркнем еще раз: все пять кровных жертв говорили вехозаветной церкви о Голгофе, о Крови Сына Божия, Иисуса Христа, которая прольется там за грехи мира.

Мы не должны забывать, что животные приносились в жертву задолго до построения скинии. Закон о жертвах, данный израильскому народу через Моисея,, ие был неожиданной новостью для него. Мы видим кровную жертву уже в Едемском саду. Кожаные одежды Адама и Евы были сделаны из первых жертв, принесенных в Едеме (Быт. 3, 21). Затем мы видим жертву Авеля (Быт. 4, 4). Далее жертвоприношение Ноя (Быт. 8, 20); жертвоприношения Авраама; жертвоприношения Иакова (Быт. 46, 1); жертвоприношения Иова (Иов 1, 5). Жертвенники были у Израиля и в дни пребывания в Египте (Исход 5, 3). Жертвенник мы видим и у подножия горы Синая (Исход 24, 5).

Что же означали все эти жертвенники до построения скинии и после ее построения? Все они указывали на один жертвенник — на Крест Голгофы, где Христос принес Себя в жертву за грехи мира. Все они были как бы «местами примирения» грешника с Богом через кровь жертвенных животных, и говорили о единственном месте, где возможно действительное примирение грешников с Богом, — о Голгофе.

Жертвенные животные были как бы заместителями грешников и умирали вместо них, говоря и свидетельствуя этим об истинном Заместителе, умершем вместо всех грешников мира на Голгофском кресте — о нашем Господе и Спасителе Иисусе Христе. Все жертвенники и все жертвы Ветхого Завета должны были говорить всем согрешающим, что «без пролития крови не бывает прощения» (Евр. 9, 22). Но какой крови? Крови Агнца Божьего, Иисуса Христа.

Как же гласил закон о кровной жертве во всех ее пяти видах? Жертва должна была быть «без порока»! Какой величественный прообраз Христа, Его чистоты святости. Послушаем, что говорит Евангелие о непорочности «Агнца Божия» — Иисуса Христа. Для этого прочтем 1 Петра 1, 19: «…драгоценною Кровию Христа, как непорочного и чистого агнца»; прочтем 1 Петра 2, 22: «Он не сделал никакого греха»; прочтем 2 Кор. 5, 21: «…не знавшего греха Он сделал для нас жертвою за грех».

Далее закон О жертве гласил: «И возложит (согрешивший) руку свою на голову жертвы…» При всех жертвоприношениях в скинии обязательно совершалось это возложение рук на голову жертвы, что означало возложение греха согрешившего на жертвенное животное, которое после этого делалось «заместителем» грешника в смерти за его грех. Какой яркий прообраз Голгофы, распятого там Христа. Ведь Писание говорит о возложении наших грехов на Христа, Спасителя мира. Прочтем Ис. 53, 6: «Все мы блуждали как овцы, совратились каждый на свою дорогу; и Господь возложил на Него грехи всех нас». В Ев. Иоанна 1, 29 мы читаем о Христе: «Вот Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира». Каждый грешник может быть уверен, что все его грехи возложены были на Христа. Христос, идя на Голгофу, падал не только под тяжестью своего креста, но и под тяжелой ношей всех грехов мира.

И далее закон о жертве гласил: «…и заколет тельца пред Господом». И тут прообраз Голгофы: прообраз «заклания» Агнца Божьего за грехи мира. Новый Завет, Евангелие подробно описывает это «заклание Агнца Божьего» на Голгофе, и это заклание является делом рук всех нас, грешников. Не воины Рима и не священники Иерусалима распяли Христа на Голгофе; это мы, все грешники мира, распяли Его нашими грехами и беззакониями.

Что мы еще узнаем из закона о жертве? «Священники принесут кровь…» Значит, кровь не уходила в землю, она собиралась как драгоценнейшее сокровище. Физическая кровь Агнца Божия, Иисуса Христа, ушла в землю, но символическая Кровь Христа собрана вся до последней капли и находится в «святилище неба», как его драгоценнейшее сокровище. Я никогда не забуду картины, на которой художник изобразил Ангела с чашей в руке, собирающего в нее драгоценные капли крови Христа на Голгофе. Символическая Кровь Христа ие высохла, не исчезла; она существует и будет существовать во веки веков.

И, наконец, закон о жертве говорил: «…и покропят кровью со всех сторон на жертвенник…» О чем говорят эти слова закона о жертве? О том, что недостаточно было пролития крови жертвенного животного, — необходимо было еще окропление ею. И это указывает на Голгофу: Кровь Христа пролита, но она не спасет грешника, если он не примет ее верою в свое сердце. Кровь Христа — на Голгофе, но она должна быть и в нашем сердце.

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s

%d такие блоггеры, как: