Псалом 8:37
«Проходя долиною плача, они открывают в ней источники, и дождь покрывает ее благословением». Большинство людей имеют в своей жизни разного рода слезы. Слово Божие говорит, что они проходят «долиною плача». И, проходя долиной плача, они имеют нужду в утешении и ободрении. Об этой нужде в утешении они пишут в своих письмах к друзьям и знакомым, говорят в своих беседах с людьми. Свою нужду в утешении они приносят в своих молитвах к Богу. Долину плача люди проходят независимо от их отношения к Богу, независимо от их возраста и развития. В долины плача люди попадают по разным причинам, но нужда у них одна — нужда в утешении.
По опыту мы знаем, как трудно утешать идущих «долиною плача». После всех наших самых искренних попыток принести утешение плачущему человеку, — мы так часто слышим «из его уст справедливый упрек, который услышали друзья великого страдальца Иова в ответ на все свои утешения: «Жалкие утешители все вы» (Иов. 16, 2). Но Бог позаботился Сам, чтобы долины плача не были без источников утешения и благословения. И задача всех идущих долиною плача — открывать в ней эти источники.
На долины плача в нашей жизни можно смотреть через двоякого рода очки: через очки темные и светлые. Чтобы смотреть на наши долины плача через светлые очки, надо раз и навсегда понять, что долины плача на самом деле не долины, а горы, по которым все плачущие поднимаются ввысь к светлым, безоблачным небесам. Долина плача является истинной лестницей, по которой мы поднимаемся к сердцу нашего лучшего Друга Иисуса Христа, Который Сам был «мужем скорбей и изведавшим болезни» (Ис. 53, 3), и Он по опыту знает все наши долины плача. Удивительно правильно говорит псалмопевец, что основным содержанием нашей жизни являются труд и болезнь, то есть труд и слезы (Пс. 89, 10). Когда мы имеем возможность трудиться, мы идем долиной радости; а когда мы заболеваем — мы попадаем в долину плача, и чем тяжелее болезнь, тем мрачнее долина плача.
Долину плача не минует ни один человек, живущий на земле, и она может быть совсем близко от любого из нас. Сегодня человек может быть полон счастья и его жизнь залита лучами яркого солнца. А завтра этот же самый человек может очутиться в ладье, которую бросают бурные волны житейского моря, или он может очутиться у развалин всего, что ему было близко » дорого. И снова приходится вспоминать Иова: в один день он потерял всех своих сыновей и дочерей, и в один день он лишился всего своего имущества. Вот когда он познал непрочность земного счастья. Так близко может быть от каждого из нас долина плача.
В наших долинах плача мы не только плачем — мы все делаемся философами, рассуждающими о причинах стольких слез на земле. В долинах плача мы часто превращаемся в людей маловерных и малодушных, вопрошающих нашего Бога словами: для чего Ты допустил все эти слезы в моей жизни? Где же Твоя любовь, где же Твоя справедливость? В долинах плача мы делаемся часто ропотниками и выражаем наше недовольство путями Господними в нашей жизни.
Слова Евангелия о том, что Бог есть любовь, в светлые дни радости и счастья вызывают у нас песни хвалы и благодарности; но в мрачные дни печали и слез эти же слова становятся для нас непонятными и вызывают недоумение в наших сердцах. Bce снова и снова мы задаем вопрос в наших долинах плача: где же любовь Божия, когда я так страдаю и когда так много страданий у людей вокруг меня? Да, проблема слез на земле — это, пожалуй, самая трудно объяснимая проблема. И едва ли найдется человек, который мог бы объяснить нам эту трудную проблему, по крайней мере так, чтобы не осталось больше никаких вопросов.
Чтобы увидеть, как много людей находится в долинах плача, для этого не нужно странствовать то земному шару и искать их в далеких краях. Долины плача окружают нас со всех сторон. Стоит посмотреть, в семейную жизнь наших друзей и знакомых, стоит заглянуть в любую больницу, а их так много повсюду, стоит заглянуть в человеческое сердце, чтобы убедиться в этом. И это не пессимизм, это самый здравый, самый реальный анализ человеческой жизни. Да, в обилии доля» плача во всех уголках земного шара нам не приходится сомневаться.
Но нерешенным остается вопрос: почему? И таким же трудным вопросом является вопрос: как осушать слезы плачущих? И не только осушать, но и превращать их в слезы радости. Мудрейший из мудрых царь Соломон, обозревая всю землю, говорит: «И обратился я и увидел всякие угнетения, какие делаются под солнцем: и вот слезы угнетенных, а утешителя у них нет; и в руке угнетающих их сила, а утешителя у них нет» (Еккл. 4, 1). Что хотел Соломон оказать этими славами? Что трудно утешать плачущих.
В долинах плача, по воле Всевышнего, равномерно распределены «источники» утешения. Вот почему мы не должны бояться долин плача. И кто из нас наводил в долинах плача источники благословения, тот будет все снова и снова искать их в своих долинах испытания. Разве не источник радости — найти в долине плача любящее сердце Небесного Отца или увидеть сияющую славу нашего дорогого Спасителя Иисуса Христа? И именно эти два благословенных источника мы чаще всего открываем в наших долинах плача: любовь Божию и славу Христа!
И еще один благословенный источник в каждой долине плача — это наше духовное совершенствование, наше большее сближение с Господом. Один любящий Христа (крестьянин, придя домой, увидел и свой дом, и скот, и хлеб в пламени пожара; и, зная по опыту слова Псалмопевца об источниках в долинах плача, он преклонил колени и сказал в молитве: «Господи! как мне отблагодарить Тебя, что Ты меня так любишь, — ведь в этой страшной долине плача, я знаю, Ты приготовил неведомые пока для меня источники благословения!» Бот пример для всех детей Господних, вступающих в долину плача или проходящих уже этой трупной долиной, — не сомневаться в этих источниках утешения и благословения, обещанных Господом, и находить их во всех наших скорбях и испытаниях!