1880 — Объяснение веры ссыльного штундиста И.Шубского

Объяснение о штундизме ссылоно-каторжного.

[Изложение основ евангельской веры, сделанное в апреле 1880 г. ссыльно-каторжным штундистом Иваном Шубским, находившимся на крейсере «Нижний Новгород» в Индийском океане. Систематичность и структурированность изложения позволила поместить его в один раздел с вероучительными документами]:

* * *

Штундизм! Эту секту приняли в Херсонской губенрнии от немцев, которые живут там колониями, поэтому и называют штундизмом от немецкого слова штунде — час.

Немцы собирались в один из домов своих, на определенное часами время, для общественного чтения Священного Писания и пения псалмов. Но правильное название этой секты анабаптизм, потому, что эта секта получила свое начало от анабаптистов. Учение свое они согласовали с Священной книгой — Евангелием, а о чем не упомянуто в эевангелии, того решились не принимать, основываясь на словах, что мы не должны поступать по учениям человеческим, а по словам, которые дал нам Господь Наш Иисус Христос. Каковая секта и по Киевской Губернии распространяется.

Вот наше понятие о Боге исповедуемой нами секты:

1)О Боге мы имеем понятие, что Бог есть Дух всеблагий, вседобродетельный, и что Он сотворил небо и землю, и следы Его творения видны на каждой твари.

2)О Сыне Божием мы имеем понятие такое когда праотцы наши Адам и Ева согрешили, Бог обещал послать на землю Искупителя, который избавит от грехов людей, для этого, когда настало время Божественного учения на земле, Бог отец послал на землю часть Своего Божественного Духа, чтобы Он принял на земле плоть человеческую и проповедовал бы людям покаяние.

3)О Духе Святом мы имеем такое понятие что Пророки Пророчествовали и Апостолы проповедовали по внушению Духа Святого, и Дух Святой сошел на Апостолов в виде огненных языков.

4)О духовных наставлениях и учителях мы понимаем, как говорит Евангелие от Матфея: вы не называйтесь учителями, ибо один у Вас Учитель Христос, все же вы братья, и отцем себе не называйте никого на земле, ибо один у вас Отец, который на небесах, и не называйте наставниками никого, ибо один у вас Наставник Христос.

Гл.23,ст.8,9 и 10.

5)Церквей или храмов мы не признаем, на основании Деян. Апостолов, где говорится Бог, сотворивший мир и все, что в нем, Он, будучи Господом неба и земли, не в рукотворных храмах живет, и не требует служения рук человеческих, как бы имеющий в чем либо нужду. Сам дая всему жизнь и дыхание и все.

От одной крови Он произвел весь род человеческий для обитания по всему лицу земли, назначив предопределенные времена и пределы их обитанию. И так мы, будучи родом Божиим, не должны думать, что Юожество подобно золоту или серебру или камню, получившему образ от искусства и вымысла человеческого.

Гл.17, ст.24,25,26, и 29.

6)Не поклоняемся мы иконам, согласно 2-й заповеди и на основании Евангелия от Иоанна, где говорится: Бога не видел никто никогда, Единородный Сын сущий в недре Отчем, Он явил.

Гл.1, ст.18

Поэтому и изобразить лица Божия никто не может.

7)О кресте мы понимаем, как сказано в Евангелии от Матфея: кто не берет креста своего и не следует за мною, тот не достоин Меня. Под видом этого креста, мы понимаем не из материала сделанный крест, а иго, которое нес на Себе Господь наш Иисус Христос.

Гл.10, ст.38 и гл.11, ст.2,29 и 30.

А о рукомашном кресте говорится в Откровении Иоанна Богослова.

Гл.13, ст.16 и 17 и гл.14, ст.9

8)О молитве мы понимаем, как сказано в Евангелии от Матфея: когда молишься, не будь как лицемеры, которые любят в синагогах и на углах улице останавливаться и молиться, чтобы показаться перед людьми, истинно говорю вам, что они уже получают награду свою. А молясь, не говорите лишнего, как язычники, ибо они думают, что в многословии своем будут услышаны. Молитесь же так: Отче наш Сущий на небесах! Да святится имя Твое (т так дальше) Гл.6, ст.5,7,9,10,11,12 и 13.

Еще Апостол Павел говорит в первом послании к Коринфянам: что же делать? Стану молится духом, стану молится умом, буду петь духом, буду петь и умом. Гл.14-15.

9)Таин мы никаких не признаем, потому, что с пришествием Иисуса Христа на землю и воскресением Его из мертвых, все тайны раскрыты.

10)Таинство крещения мы признаем не как таинство, а как Священный обряд, совершаемый над неверующим, как о наименовании того дня, в который неверующий поступает в разряд верующих, как говорит Иисус Христос в Евангелии от Иоанна: кто не родится от воды и духа, не может войти в Царство Божие. Гл.3,ст.1,2,3,4,5,6 и 7, потому что Иоанн крестил водою, а Иисус Христос Духом Святым и огнем (изречение Иоанна Крестителя) от Матф. Гл.3-11. От воды мы все рождаемся, а от Духа рождаются только те, кто исполняет слова Божии. Поэтому мы не водой должны креститься, а Духом Святым. А чтобы иметь у себя Духа Святого, надо так посткпать, как говорит Евангелие.

11)Таинство брака тоже не признаем за таинство, а за Священный обряд, в котором жених и невеста с обоюдного согласия, благословляются старцем и клянутся в верности друг другу до гроба жизни, пред Богом и пред народом. За неимением у меня Библии, я не могу указать того стиха и главы, в которой сказано о браке Исаака и Ревекки.

12)Причащения то же не признаем за таинство, а как Священный обряд. Обряд этот совершается в чистый четверток, где верующие едят хлеб, запивая его вином. О чем сам Христос научает нас в Ев. от Луки Гл.22, ст.19 и 20.

13)Святых мы не признаем на основании Евангелия Матфея, где говорится: и вот некто подошедши сказал ему: Учитель благий! что сделать мне доброго, чтобы иметь жизнь вечную? Он же сказал ему: что ты называешь меня благим! Никто не благ, как только один Бог. Если же хочешь войти в жизнь вечную, соблюди заповеди. Гл.19,ст.16 и 17. И когда Павел доказывал нетление Иисуса Христа о вознесении Его с телом на небо, Деян. Апост. гл.3,ст.34,35,36, и 37, то сослался на псалом 15 ст.10. Пророка Давида, где говорится: не дам святому твоему увидеть тления. Далее поясняет Апостол Павел: Давид раб Божий увидел тление, но Христос не увидел тления. Поэтому все прочие тела тленны, короме пречистого Тела Иисуса Христа. Почему мы не признаем их святыми и не можем поклоняться их изображению, и просить их ходатайствовать за наши грехи пред Богом.

14)Для общественного чтения Священного Писания и пения псалмов собираются в один из наших домов, согласно Евангелию от Матфея: ибо где двое или трое собраны во имя Мое; там и Я посреди их. Гл.8,ст.20.

15)Воровство и всякие другие развраты у нас сторого преследуются законом Божиим, где говорится: ни воры, ни разбойники, ни лихоимцы, не прелюбодеи, ни мужеложники царствия Божия не наследуют. Первое послание к Коринфянам Апостола Павла. Гл.6, ст.9.

16)Власти у нас признаются, на основании изъяснения Апостола Павла в послании к Римлянам: всякая душа да будет покорна властям: ибо нет власти не от Бога, существующая же власть от Бога установлены. Посему противящиеся власти, противятся Божию установлению. А противящиеся сами навлекут на себя осуждение и т.д. Гл.13, ст.1,2,3, как Иисус Христос говорит отдавайте царю царево, а Богу Божие.

Следовательно мы будем исполнять Евангельское Благовествование не отступно, чрез что мы будем надеятся на Бога живого, и ожидать от Него обещанного, а если мы не ошиблись по мнению мудрости человеческой, то, как говорит Апостол Павел, в послании к Римлянам и так кахдый из вас за себя даст отчет Богу.

Штундисты Черниговской губ. и уезда, Слабынского волостного правления села Андреевки, ныне житель Сахалина. Иван Шубский.

Изложено настоящее объяснение на крейсере «Нижний Новгород» в Индийском Океане, 23 апреля 1880 г.

 

Оставьте комментарий