1 Тим. 3:16
В нашей христианской вере Христос все и во всем. Если магометанин забудет Магомета, он все же останется магометанином. Если буддист забудет Будду, то он все же может быть хорошим буддистом. Но если христиане забудут Христа, они перестанут быть христианами. Наша вера, наша надежда, наша любовь — это Христос. Сам Христос — наш Учитель и Спаситель.
Вот почему нам дорого Его пришествие на землю; дорог Вифлеем, где Он родился; дорог Назарет, где Он провел тридцать лет; дорога земля Палестина, где Он учил и творил Свои великие и славные дела; дорога Голгофа, где Он умер за наши грехи, и сад Иосифа Аримафейского, где Он воскрес из мертвых с такой славой. Христос дорог нам, потому что Он — наше счастье, Он — наша радость, Он — наша сила.
Мы должны знать Христа и познавать Его все больше и все глубже. И прежде всего мы должны знать Христа с двух сторон — как истинного человека во всех отношениях, за исключением греха, и как истинного Бога.
Посмотрим на Христа, как на истинного Человека. В рождественские дни мы провозглашаем великий догмат христианства, а именно: Христос родился от девы — девы Марии. Об этом удивительном рождении Христа в Евангелии говорится во многих местах.
Прочтем некоторые из них: Ев. Матф. 1, 18 — «Рождество Иисуса Христа было так: по обручении матери Его Марии с Иосифом, прежде нежели сочетались они, оказалось, что она имеет во чреве от Духа Святого» (Ев. Матф. 2, 11).; «И вошедши в дом, увидели Младенца с Марией, матерью Его…» Всюду в Евангелии Мария именуется матерью Иисуса.
Прочтем Галат. 4, 4: «Когда пришла полнота времени, Бог послал Сына Своего единородного, Который родился от жены…» Конечно, это рождение Христа сверхъестественное рождение; это «уникум», то есть нечто, единственный раз совершившееся во всей многовековой истории человечества, — когда Бог в длинную цепь человеческих существ Своей божественной силой включил одно единственное человеческое существо, родившееся от матери и не имевшее никогда отца; родившееся только от «семени жены» — силою Духа Святого, как об этом ясно сказано в Ев. Луки 1, 34 — 35: «Мария же сказала ангелу: как будет это, когда я мужа не знаю? Ангел сказал ей в ответ: Дух Святой найдет на тебя и сила Всевышнего осенит тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим».
Для тех, кто не верит ни во что сверхъестественное, ни в какие божественные действия, — рождение Христа от девы будет всегда непонятным и неприемлемым для ума явлением. Но для тех, кто верит во всемогущество Божие, рождение Христа от девы так же понятно, как и хождение Христа по морю, как и воскрешение Им Лазаря, как и Его воскресение в саду Иосифа Аримафейского. Если жизнь Христа на земле закончилась такими двумя чудесами, как воскресение из мертвых и вознесение с горы Елеонской, то нас не смущает нисколько и Его пришествие на нашу землю путем сверхъестественного рождения от девы силою Духа Святого.
По рождению от «семени жены» Иисус был истинным Человеком, по рождению от Духа Святого — Он был истинным Богом. Эти два естества в нашем Иисусе Христе — естество истинного человека и естество истинного Бога — мы видим на протяжении всей Его жизни на земле — от Вифлеема, где Он родился, до горы Елеонской, с которой Он вознесся.
Что говорит Евангелие о Его жизни в Назарете? Прочтем Ев. Луки 2, 40: «Младенец же возрастал и укреплялся духом, исполняясь премудрости; и благодать Божия была на Нем». И далее мы читаем в стихе 52: «Иисус же преуспевал в премудрости и возрасте и в любви у Бога и человеков». Христос «возрастал», «укреплялся», «исполнялся» и «преуспевал»… Это был Его рост — физический и духовный — как человека.
В Его сердце падали семена Слова Божия, которые сеяли Мария и Иосиф, учителя синагоги и священники храма. И эти семена, как и в наших сердцах так и в сердце Иисуса, давали свои всходы и проявляли свой рост. Мы знаем также, что Иисус постоянно молился, то есть имел общение с Отцом Небесным. Это тоже была Его потребность как Человека. И это общение с Богом тоже укрепляло Его, как оно укрепляет и нас.
Но не будем забывать, что и в детском возрасте Он был Богом. И если шведская Сельма Логерлеф описывает чудеса, совершенные Христом в детском возрасте, вроде воскрешения мертвых птичек, то мы отрицаем их не потому, что мальчик Христос, будучи Богом, не мог совершать чудес, но потому, что Евангелие ясно говорит, что Христос воздерживался от чудес, живя в Назарете, и лишь в Кане Галилейской, на брачном пире, Он сотворил Свое первое чудо, претворив воду в вино.
Христос, живя на земле, имел обыкновенный человеческий вид, даже после Своего воскресения. Сияние вокруг Его головы — как Он изображается на иконах и картинах художников — это фантазия. Самарянка у колодца увидела в Нем самого обыкновенного иудея, пока Христос не засиял перед ней, как пророк, сказавший, не зная ее, о всей ее порочной жизни. Ученики, шедшие в Еммаус, тоже приняли Его за обыкновенного человека, которому было с ними по пути, Мария Магдалина приняла воскресшего Христа за садовника.
Возможно, что и в вечности мы увидим Его в человеческом облике, в каком увидел Его Стефан на суде в Синедрионе, как мы читаем об этом в Деян. Ап. 7, 55 — 56: «Стефан же, будучи исполнен Духа Святого, воззрев на небо, увидел славу Божию и Иисуса, стоящего одесную Бога, и сказал: вот, я вижу небеса отверстые и Сына Человеческого, стоящего одесную Бога».
Христос имел нашу человеческую природу, состоящую из тела, души и духа. «Бог явился во плоти», — прочитали мы в 1 Тим. 3, 16. Когда Мария из Вифании возлила на Него драгоценное миро, Христос сказал: «(она) предварила помазать тело Мое к погребению» (Ев. Марк 14, 8). Он говорил и о душе Своей: «Душа Моя скорбит смертельно» (Ев. Матф. 26, 38).
Христос говорил и о духе Своем: «Отче, в руки Твои предаю дух Мой» (Ев. Луки 23, 46). И в отношении тела, души и духа Христос был истинным Человеком. Христос имел и все наши, человеческие слабости, но только не грех. Что же это за греховные слабости? Мы читаем в Евангелии о Христе, что Он испытывал голод (алкал), жажду, усталость (даже засыпал от усталости); Он плакал (на пути в Иерусалим и у гроба Лазаря); Он скорбел (и даже смертельно); Он нуждался в человеческом сочувствии.
Посмотрим, как Евангелие говорит об этих немощах Иисуса, как истинного человека: «И постившись сорок дней и сорок ночей, напоследок взалкал» (Ев. Матф. 4, 2); «(Иисус) говорит: «жажду»… (Ев. Иоан. 19, 28); «Иисус, утрудившись от пути, сел у колодезя…» (Ев. Иоан. 4, 6); «и вот сделалось великое волнение на море, так что лодка покрывалась волнами, а Он спал» (Ев. Матф. 8, 24); «и когда приблизился к городу, то, смотря на него, заплакал о нем» (Ев. Луки 19, 41); «и сказал: где вы положили его (Лазаря)? говорят Ему; Господи! пойди и посмотри.Иисус прослезился» (Ев. Иоан. И, 34 — 35); «тогда говорит им Иисус: душа Моя скорбит смертельно; побудьте здесь и бодрствуйте со Мною» (Ев. Матф. 26, 38); «(Он), подобно нам, искушен во всем» (Евр. 4, 15). И Он умер, подобно всем человекам, умирающим в вертикальном положении: «И преклонив (то есть склонив) главу, предал дух» (Ев. Иоан. 19, 30).
Итак, наш Господь Иисус Христос был истинным человеком. Именно как истинный человек Он вошел в семью человечества, когда родился в крошечном городке Вифлееме.
Около восьмидесяти раз Он называет Себя в Евангелии «Сыном Человеческим». И как мы должны радоваться, что Господь наш Иисус Христос был на земле не только истинным Богом, но и истинным Человеком. В Его божественном и человеческом сердце находит отзвук любое наше горе, любое наше переживание, — как мы поем в одной нашей песне: «Нету ни вздохов, ни скорбных забот, нету ни слез и ни стонов глухих; нет тесноты, чтобы в них Он с высот дни и мгновенья не видел Своих…»