Читая Каргеля

Вторая половина жизни Каргеля – это непрерывное учительство, начиная с шестинедельных библейских курсов в доме княгини Ливен в 1905-07 годах и до последних дней, когда 88-летний старец в тюремной камере делился с верующими заключенными братьями своим видением книги «Откровение».

Наследие его огромно, но все еще не собрано до конца. При аресте в 1937 году из его дома в Лебедине вывезли две подводы рукописей, и они исчезли в недрах НКВД. Почти все его преподавание, можно так сказать, было подпольным как в царской России, так и в советской. Подпольным, но непрекращающимся!

Уже повсеместно закрывались церкви. В 1929 году прекратили свое существование Библейские курсы в Ленинграде, была закрыта менонитская школа на Украине. Но Каргель продолжал читать Библию, размышлять над прочитанным и записывать свои размышления негнущимися пальцами, сидя где-нибудь на пеньке в лесу. Уже без книг, без библиотеки, только он, Библия и Дух Святой в глубине сердца. Может быть, поэтому его мысли так оригинальны, необычны, глубоки. Особенно все это относится к последнему известному нам произведению – «Толкованию Послания к Римлянам».

Исчезнувшие рукописи не исчезли: переписанные с любовью и благодарностью, они продолжают к нам возвращаться. Издательство «Библия для всех» собрало однотомник – «Полное собрание произведений И.В. Каргеля», но рукописи продолжают поступать. Их переписывали прежде всего его преданные дочери, и потом – бесчисленные студенты и слушатели. Ведь в те времена книг по богословию вообще не было, в библиотеках были пустые ящики каталогов, где значились религиозные произведения. Да и русского евангельского богословия почти не было. Надо знать: у нас в то время был только Каргель, и он был великим богословом мирового масштаба. Первые его произведения отражают живое сотрудничество с мировым евангельским движением.

Книга «Свет из тени будущих благ» (1908) написана на широком материале исторического протестантского богословия того времени. В распоряжении Каргеля была богатая библиотека княгини Ливен, полковника Пашкова, часть этих библиотек находится сейчас в Библейском институте в Москве, там можно, в частности, найти ту книгу с иллюстрациями устройства скинии и священнических одежд, которой пользовался Каргель.

Книга «Где по Писанию находятся мертвые» (1920) написана в полемике с зарубежным богословом–адвентистом. Книга » В каком ты отношении к Духу Святому» (1926) полемизирует с западными богословами–пятидесятниками, чье учение в то время начало распространяться и в СССР.

Но международные контакты все сокращались, пока не прекратились вовсе. Библия же была с Каргелем всегда, вплоть до его кончины. У других наших братьев отберут и ее. Конфискованные Библии будут вывозить эшелонами и уничтожать, потому что Божье Слово живо и действенно.

И.В. Каргель не был популярным писателем, не является им он и сейчас, как и всякий великий человек, держащийся своего, однажды найденного пути. Его присутствие было всегда желанным, все чувствовали, что с ним пребывает Дух Святой и приходит благословение. Но из руководителей нового, советского времени с ним никто близко не сходился. Он в каком-то смысле принадлежал той эпохе, тому великому Пробуждению, о котором часто вспоминал в своих произведениях. Там остались его друзья — Пашков, Ливен, Бедекер и многие другие, осталась та незабываемая атмосфера …. При виде вечерних облаков Каргель невольно спрашивал тогда: «Не за нами ли, Господи?…» Пришествие ощущалось близким.

Новая эпоха была иная: не пришествия ждали, а как можно больше стремились сделать, чтобы спасти Россию. Проханов хотел, чтобы каждый человек мог услышать Благую весть. Все средства для этого были хороши, в том числе и политические — участие в Думе, христианская партия и др. Это было чуждо Каргелю. Он всегда стоял рядом с Прохановым в деле образования, но друзьями они не были.

Зато простые верующие люди в провинциальных городах, в деревнях и селах любили Ивана Вениаминовича сердечно. Каким-то образом они глубоко понимали то, что в то время было недоступно в его учении людям образованным.

Дело в том, что вера и жизнь Каргеля не расходились ни между собой, ни с Библией. Он стремился просто избегать таких ситуаций, которые требовали бы от него духовного компромисса. Поэтому он не искал связей с власть имущими и никогда не занимал никаких официальных постов.

Зато он очень хорошо понимал то, чему учил всю свою жизнь: Крест, сораспятие, полная блаженная зависимость от своего Небесного Отца, постоянное пребывание в Слове — его никогда нельзя было застать врасплох, занимающимся чем-то посторонним. Его дочери глубоко восприняли его жизненную позицию, это видно в их письмах из лагерей и ссылок. А ведь жил он в эпоху, когда многие соблазнились организационной лихорадкой, количеством новообращенных, что станет потом для них петлею. Каргель стремился делать только одно дело: питать бессмертные души пришедших к Господу людей, открывать им истинный вкус духовных предметов.

Каргель ориентируется на слушателя и читателя новообращенного, бывшего православного, пребывавшего в православного культуре, без убеждений, но с традициями и обычаями. Каргель стремится пробиться к его разуму и совести. Он задает вопросы, приводит личные примеры, чтобы не было у человека религиозного тумана в голове. Он открыто говорит об опасностях неопределенного положения человека перед Господом.

Всем известны главные темы всех трудов Каргеля – освящение, отношения с Духом Святым и ожидание скорого пришествия Христа за Своей Церковью. В русском евангельском движении библейская проповедь встретилась с сильным противодействием церковной православной традиции: «Для вас авторитет – Библия, а у нас – традиция. Вы толкуете Библию произвольно, а мы – как Отцы, а они видели в ней Тайну».

Каргель не был спорщиком, и для него тоже в Библии была великая тайна. Она более всего поразила его. Эта тайна была – «Христос в вас, упование славы». Он хотел сам для себя раскрыть эту тайну, а затем так рассказать и написать о ней, чтобы она перестала быть тайной для русского человека. В конце своей долгой жизни, в тюрьме, стоя на ледяном цементном полу, он, чуть живой, слабым голосом говорил окружившим его братьям-арестантам: «Чист я от крови всех; ибо я не упускал возвещать вам всю волю Божью». А воля Божья была именно в том, чтобы соединиться с нами, жить в нас, потому что Он и создал нас для Себя! И Каргель видел задачу Сына в том, чтобы соединить нас с Отцом.

Я хочу поделиться с вами теми мыслями, которые поразили меня, когда я читала Каргеля. Читайте его произведения, и увидите больше сего. Итак…

Грех. Тайна человека

В понимании Каргеля, грех в человеке имеет свои особенности, связанные с тем, что человек сотворен по образу и подобию Божьему. Человек поэтому бездонный! Нет предела злу и извращению, потому что Бог сотворил его беспредельным для Себя, и только Он может насытить его ненасытимость.

Трон противления Богу – плоть человека, и закон здесь бессилен, в человеке есть нечто неподдающееся, с чем человек не может справиться, у него нет силы: сила – во Христе. Закон греха сильнее человеческой воли. Сильнее нашего духа. Без Христа борьба трагична. Роль Закона, как это подчеркивает Каргель, состоит лишь в том, чтобы люди не считали грех безобидным, привычным, вроде образа жизни. Но грех оставался грехом, независимо от «наклейки». И он царствует над всем, что касается человека, и тем самым владычествует над всем, над чем поставлен был человек!

Каргель задает вопрос: «Как мы оказались в такой беде, что нам нужно спасение?» И отвечает: «Адам – один, но в нем – мириады существ! И о них сказано: «Да владычествуют они»».

Но через Адама грех вошел в мир, как яд, как эпидемия, и «смерть перешла во всех человеков.» С искоренением дерева одновременно гибнут и все его сучья, ветки, побеги. То, что Кальвин называет «полной падшестью» человека, Каргель не просто констатирует, но объясняет психологически: грех вошел во все области деятельности человека, потому что Бог сотворил его так, чтобы он мог участвовать во всех делах Божьих!

И поэтому Господь вникает во все мелочи жизни возрожденного человека. «Он создал сердца всех их, и вникает во все дела их». Его все касается, Он хочет, чтобы мы были Его собственностью, во всех подробностях нашего бытия.

Ученики Христа – представители Бога в утверждении Его Царства. Благая весть – это победа Христа над грехом, дьяволом и смертью. И когда человек поверит в Истину, вся ложь рассыпается сразу!

Благодать и ее огромность

Грех человека и благодать Божья – это центральные темы каргелевского богословия. Он не устает говорить о беспомощности человека в его битве с грехом: «Неправедный пусть еще делает неправду; нечистый пусть еще сквернится».

Ничего другого человек не может. Беспредельна неудержимость зла в ветхом человеке. Даже Бог ничего доброго от нас не ожидает. Но столь же неустанно Каргель повторяет, что благодать – от Бога и что ее нужно не вырабатывать в себе, а принять.

Он говорит, что грех и дар благодати не равновелики и не равновесны. Благодать останавливает действие греха. Благодати больше, чем было нищеты. Каргель отмечает и еще одну разницу между действием греха и действием благодати: грех насильственен, а благодать – это жизнь, и мы не под ее господством, но сами приходим к господству в жизни, которая дана нам не по природе, а по милости.

Христианин начинает с вечной жизни, а не кончает ею, новая жизнь в нем и есть жизнь вечная, и это – дар! Каргель обращается к людям с православным менталитетом, склонным принимать благодать как новый закон. И он говорит: «Если благодать понимать, как новый закон, то мы даем простор греху!»

Весь смысл учительских и пастырских усилий Каргеля в разъяснении благодати Божьей состоит в том, что это не новый закон и не наши потом добытые качества, а это – Христос в нас, упование славы. Это то, что Джон Уэсли определил как «странную теплоту в сердце». Это таинственное и быстрое освобождение. Это закон Духа жизни – непрекращающееся освящение, постоянное спасение, уже не Голгофой, а действием пребывающего в нас Духа Христа, и нам здесь совершенно нечем хвалиться.

Это тоже особенная мысль Каргеля – о расширяющемся спасении, о «хождении в обновленной жизни». Наши глаза должны видеть бедного, плачущего, страдающего, наши члены должны быть направлены на служение справедливости. Каргель различает добро пассивное – все принять и стерпеть, и добро активное – поставить заслон греху!

Нельзя жить жизнью веры, стоя на собственной почве. Мы живем непреложными обетованиями Божьими. Каргель видит огромность благодати, огромность спасения – не только от наследственного греха, но и от моего собственного, и не одного, но от тысячи.

Очень интересное наблюдение Каргеля, что ангелам была дана праведность при сотворении, а наше праведность никогда не была сотворена! Она есть качество, присущее только Богу. Во Христе для нас ничто не пришло путем природы, но все по милости, как дар Божий по вере. Поэтому мы имеем высокое право присвоить себе праведность Иисуса Христа, как бы не имевшие никогда никакой вины.

Каргель понимает благодать как состояние. Нам нужно не закон исполнять, а отдаться руководству Святого Духа и следовать Ему во время ежедневных происшествий. Согласие с Христом проникает в убеждения. Здесь Каргель открывает секрет своего ровного расположения духа при всех бурных событиях его жизни!

«Приходилось ли нам мириться после долгой вражды?»- спрашивает Каргель. Как это сладостно! Но это еще не значит, что нам открыты все сокровища наших прежних отношений. А с Богом именно так: свободный доступ ко всем сокровищам Его милости. Все эти сокровища называются «благодать».

Когда приходит мир с Богом? Сразу, как только начинаем верить! Разрыв, отчуждение, вражда с Богом были только по причине непрощенного греха. И вот вера, раскаяние, — а оно приходит с первым лучиком веры, — и все меняется: вместо страха – детское доверие.

Мы уже Его не боимся, и Он ничего не имеет против нас. Это благоволение, благосклонность Бога, и мы в ней «стоим». Она нам доступна, как воздух, но она не проникает в нас, напротив, это мы должны проникать в нее. В благодать должно входить все глубже: она всегда под семью замками, как государственная казна, но открыта для избранных, которые с ключами!

Вера – это ключ ко всем сокровищам. Многие знают о милости только по своему небогатому опыту и это причина многих духовных несчастий! Все неисследимое богатство Христово должно перейти к нам, пока мы не исполнимся всей полнотой Божьей. И будущее еще больше настоящего!

Кто прощает нас?

Каргель задает еще один важнейший вопрос, о который многие спотыкаются: «Прощает ли нас Бог по Своей власти? Дарит ли по Своему желанию праведность и мир?» Нет и нет! Только через Господа Иисуса Христа. Бог во Христе примирил с Собою мир. Он не иначе входит с нами в отношения, как только во Христе, через Христа, благодаря Христу, — почитайте внимательно послания апостола Павла, он всегда подчеркивает эту мысль.

Христос – Посредник, и нет иных посредников между нами и Богом. Он одной рукой держит нас, другой – держится за Отца. «Он есть мир наш» (Еф. 2:14).

Ветхий и новый человек

Совершенно новой была для меня мысль Каргеля о том, что если человек верующий старается жить и по закону, и по благодати, то он – прелюбодей! Он живет и с первым Адамом, он же его ветхий человек с его же грехами, и он живет с Христом воскресшим, Которого сердечно любит. Первый муж не умер, он жив и предъявляет свои права на послушание. Тема ветхого человека – это тоже постоянная и настойчивая тема во всех произведениях Каргеля.

Падшее состояние плоти, — говорит Каргель, — не может быть изменено. Мы пали с Адамом и в Адаме. Бог не смотрит на человечество как на бывшее и еще не родившееся. Все мы – живые перед Богом со времен сотворения Адама, в котором были мириады жизней! Мы – плотские, пока Дух Божий не начнет руководить нами. Бог руководит только послушными.

Сильные плотские желания – это секрет злого сердца. Этими желаниями человек хочет заполнить себя: Бог создал его с желаниями – быть исполненным Им! Но сильные плотские желания – это отход от довольства жизнью, каждый грех убивает в нас Божественную жизнь. И ветхого человека в нас никак нельзя изменить, переделать, «воспитать», это абсолютно безнадежное дело. Неразумно бороться против отдельных грехов, то есть «совершенствоваться», ведь закон не может удержать нас от желаний. Поэтому Каргель многократно повторяет: ветхий человек или «первый Адам», наш первый муж, должен умереть, иначе мы никогда не сможем принадлежать Тому, кого любит душа наша, — воскресшему Христу.

Все человечество – перед Богом: Христос умер за нас, когда мы еще не жили, но мы были, когда умер Христос. Бог видел нас как безбожников, и Иисус пришел не для того, чтобы искать здесь на земле что-то для Себя любезное, — нет, Он пришел принести любовь, которую мы потеряли, и Истину, тоже потерянную нами. Пришел взять на Себя и наш грех, и гнев Божий, чтобы мы стали, как Он! Поэтому как можно все еще тяготеть к ветхому человеку и бегать украдкой к мертвецу? И исполнять Закон, который уже пригвожден к Кресту в ветхом человеке, первом Адаме? «Истребив учением бывшее о нас рукописание, которое было против нас, и Он взял его от среды и пригвоздил ко кресту…» (Кол. 2:14).

Каргель стремится объемно донести до нас все эти истины, чтобы мы до конца сделали свой выбор и больше не запинались на пути следования за Тем, Кому принадлежим.

Жизнь воскресения

Это жизнь здесь на земле, а не на небе. Каргель активно разбивает привычное, рутинное христианство, полное скрытого самодовольства. Это тоже его постоянная тема: нельзя довольствоваться тем, что спасены! Нельзя жить в суете, то есть тщеславии, глупости, легкомыслии. У Каргеля есть библейское видение: искупленные должны занять всю землю, Божьи цели должны стать нашими целями, мы живем в ожидании сыновства, искупления тела.

Есть «дети Божьи», — говорит Каргель, — а есть «сыны и дочери». Сыновство необходимо нам для победы. Мы дерзаем быть и наследниками. Для этого в нас должна быть уверенность. В чем? – В обетованиях. Сыновство основывается на обетованиях. Оба Завета основаны на обетованиях. Мы живем откровениями Божьими и Его обетованиями!

Нужно знать Его обетования: это сыновство, наследство, вечная жизнь, потоки воды живой, на суд не приходим, никто не похитит из руки Его, воскресение и жизнь, любовь к свету, желание и способность творить волю Божью (Рим. 8:15-2З).

И тогда мы способны принять и условие этих обетований: «Если только с Ним страдаем, чтобы с Ним и прославиться» (Рим. 8:17). Нет иного пути: кратковременное страдание и – преизбыточествующая радость, слава. Для духовного роста нам посылаются тяжкие испытания и глубокие унижения. Мы в настоящее время являемся уничиженными на земле. Наш путь лежит через скорби. Терпение охраняет нас на путях Его и ведет к получению обетованного: «Я преизобилую радостью при всей скорби нашей» (2 Кор. 7:4). Это Каргель знал и сам пережил!

Когда Ивану Робертсу, лидеру Уэллского пробуждения в начале ХХ века одна дама сказала, что хотела бы иметь его веру и его силу, то он спросил ее, готова ли она платить цену? Это очень серьезный вопрос! Сам Каргель был готов платить любую цену за радость и глубину познания Иисуса Христа. И заплатил. Куда бы он ни приходил, с ним приходило благословение. О нем говорили, что он являет собой Христа. Не о многих так говорят, хотя в любом христианине должно быть нечто от Христа. Его естественно сопровождали чудеса, пророчества и исцеления.

Прийти к Иисусу, — многократно поясняет Каргель эту трудную для верующих истину, — и пребывать в Нем – это не одно и то же! «Пребывать в Нем » – это когда Дух Его в нас пребывает. Дух Христа и Дух Святой, — подчеркивает Каргель, — это одно и то же. Обитание в нас Духа Святого и обитание Христа – одно и то же. «Мы придем к нему, и обитель у него сотворим» (Ин. 14:23). Вся Троица!

Вера и надежда. «Познать Его»…

Вера владеет настоящим, а надежда – будущим, и столь же определенно, как вера настоящим. Наши славнейшие блага – в будущем. Надежда – это якорь крепкий, входит во внутреннейшее, за завесу, отделяющую эту жизнь от той. Как бы ни было темно все вокруг нас, все равно все кончится тем, что Господь будет прославлен, а мы – освящены. Взгляд наш полон покоя и надежды, потому что мы на все смотрим через Господа.

Именно Дух Святой учит нас надеяться и доверять Богу. Без Него грешник и не имел бы стремления к Богу. Сын Божий отдал Свою жизнь, чтобы привести нас к Богу, мы, безбожники, спасены любовью Его, хотя не имели ни малейшего представления ни о себе, ни об этой любви. Это тоже любимая библейская идея Каргеля – любовь Божья, никак не зависящая от нашей любви.

Что такое безбожник? Это тот, кто отвратителен в очах Божьих, все, что он есть, и все, что он делает, подлежит уничтожению, аду и вечному истреблению.

И человек здесь ничего не может изменить! Каргель не устает говорить о беспомощности грешника, хотя вся история человечества полна огромных стараний заслужить, заработать, добиться спасения, оправдания, праведности, святости в глазах других людей. Человек спасен, — говорит он, — не «потому что», а «несмотря на то, что». Это революционное открытие Реформации, Каргель доносит его до русских людей, многократно его объясняя, но, по мере этого объяснения, оно обрастает оригинальными мыслями.

Верующие не просто спасены, подчеркивает Каргель, но пребывают в милости все расширяющегося искупления, потому что Христос нас все время охраняет от гнева! В примиренном человеке Сын Божий находит Себе место, и спасение продолжается уже не смертью Христа, а Его жизнью в нас!

Это совершенно новая мысль для традиционного христианства. Это освящение, а не «обожение». Но Каргель и на этом не останавливается: он говорит, что все дары благодати, — оправдание, примирение, мир с Богом, надежда на будущую славу, торжество даже в печали, – это все дары Бога, а не Он Сам! Но Он более славен, чем все Его дары. Из этого понимания вытекает самое заветное желание Каргеля в его отношениях со Спасителем: «Познать Его и силу воскресения Его». Здесь речь идет не о теоретическом, а о вполне практическом познании: умение слушать, доверять, спрашивать и слышать ответ, переживать Его присутствие и знать эту переполняющую все наше существо радость, которая сияла на его лице в час смерти…

«Познать Его» – это для Каргеля радостный смысл всей его жизни, потому что это познание неисследимого богатства Божьего, которое предназначено для нас, а мы не можем его взять из-за нашего неистребимого желания всего добиваться свои силами, стараниями. Они очень нужны, но совершенно в ином направлении! «Познать Его», быть на «Лозе», ходить в Нем. Всегда радоваться, за все благодарить.

Каргель мог говорить сурово и нелицеприятно, что человек обманывается, неосновательно считая себя спасенным, когда он не знает Иисуса. «Не обманывайтесь, вы – погибший грешник», — можно часто читать в его книгах, и тут же он побуждает прийти к Иисусу. Он хотел каждого привести к Иисусу! Каргель показывает всей жизнью своей и всеми произведениями, что в самых горьких переживаниях Господь с нами и ведет по нужному пути.

Марина КАРЕТНИКОВА

Реклама

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s

%d такие блоггеры, как: