Ев. Лук. 23, 32 — 33
И когда пришли на место, называемое Лобное, там распяли Его и злодеев, одного по правую, а другого по левую сторону. Можно ли думать, что Христос случайно был распят посреди двух злодеев? Разве у нашего великого Бога могут быть случайности? Конечно, нет, тем более на Голгофе. В день смерти Сына Божия Иисуса Христа. Все события Голгофы были предусмотрены и предопределены Самим Богом, и никому из людей не было дано изменить что-либо в божественном плане спасения грешников. Мы читаем о Голгофе в Деян. Ап. 4, 27 — 28 такие слова: …поистине собрались в городе сем на Святого Сына Твоего Иисуса, помазанного Тобою, Ирод и Понтий Пилат с язычниками и народом израильским, чтобы сделать то, чему быть предопределила рука Твоя и совет Твой.
Приказ Понтия Пилата гласил: распять Христа с двумя злодеями, причем посреди них. И воины Пилата выполнили этот приказ: они распяли Христа и злодеев, одного по правую, а другого по левую сторону. Но почему так случилось? Почему Он был распят среди злодеев? Потому что Бог бодрствовал над Своим пророчеством, произнесенным устами пророка Исайи: И к злодеям был причтен (Ис. 53, 12), то есть к злодеям причислен. Пророк Исайя жил за 750 лет до Рождества Христова, значит, это пророчество о распятии Христа посреди двух злодеев было пророчеством весьма древним. Как странно: непрочный, безгрешный Христос висит на кресте посреди двух порочнейших преступников; исполнивший весь закон очутился среди великих безаконников, нарушавших и божеские и человеческие законы… Но именно так предопределил Бог, а что предопределяет Он, то совершается точно, без малейшего изменения. О непреложности и вечности Слова Божия мы читаем в Псалме 118, 89: Навеки, Господи, Слово Твое утверждено на небесах.
Перед нами очень важный вопрос: почему предопределил Бог Спасителю мира место посреди двух злодеев? Конечно, для этого были самые веские основания, и наша задача — вникнуть в них и понять их. Почему же Христос был причтен к злодеям? Почему Он был распят среди двух злодеев? Понтий Пилат, выведя к народу окровавленного Христа с терновым венком на голове, сказал: Се, Человек! Это значит: посмотрите на Него, какой Он истерзанный и жалкий. На Голгофе Пилат мог бы сказать народу о распятом нашем Спасителе те же слова: Се, Человек — посмотрите на Него, как Он опозорен: Он делит участь преступников, разбойников, злодеев… Он лишен всякой славы — большего позора нельзя себе представить! Христос, Который в Своей первосвященнической молитве молился словами: Ныне прославь Меня Ты, Отче, у Тебя Самого славою, которую Я имел у Тебя прежде бытия мира (Ев. Иоан. 17, 5), — Он должен был прийти к этой Своей вековечной славе через величайшее унижение и через величайший позор на Голгофе.
То, что Христос занял на Голгофе место посреди двух злодеев, говорит о том, что он стал нашим заместителем. Как это понять? Он занял на Голгофе наше место! По нашим грехам и преступлениям оно было предназначено нам. Но слава и благодарение Христу — Он занял Сам наше место и понес на Себе наш грех и все возмездие за него (Ис. 53, 12), открыв этим всем грешникам земли широко двери рая и возможность получения полного прощения от Бога.
Христос, распятый посреди двух злодеев, — не есть ли это самая правдивая картина глубоко падшего человечества, которое не нашло для своего величайшего Друга и Благодетеля другого места, как только посреди двух злодеев? Глубже опуститься в своем падении человечество не могло.
Христос посреди двух злодеев, из которых один принимает жертву Христа и получает спасение и жизнь вечную, другой отвергает жертву Христа и идет в погибель, — не есть ли это драматическая картина всего человечества, которое разделилось в отношении Голгофы на два лагеря: принявших спасительную жертву Христа и отвергших ее. Подумаем только: оба злодея находятся в одинаковом положении; оба видели и слышали одинаково все то, что творилось на Голгофе в течение шести часов страдания там Христа; оба были одинаково испорчены до мозга костей; оба страдали в одинаковой степени; оба умирали и обоим была предоставлена одинаковая возможность принять Христа как Спасителя от возмездия за свои грехи. И все же: один принимает Христа, а другой отвергает Его. И это повторяется до сего дня: при одних и тех же обстоятельствах жизни одни падают к ногам Христа и просят прощения своих грехов, другие остаются совершенно равнодушными ко Христу и к Его великой Голгофской жертве. Люди слушают одну и ту же проповедь, о одни уходят из дома молитвы в слезах раскаяния и умиления, другие с полнейшим равнодушием и холодом в своем сердце. В чем же дело? Может быть, прав богослов Кальвин, который учил, что одних Бог предназначил к спасению и поэтому они обязательно примут Христа; а других Бог предопределил к погибели и поэтому никакие проповеди не приведут их ко Христу? Нет! Слово Божие говорит ясно и определенно: (Бог) хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины (1 Тим. 2, 4).
Но Слово Божие говорит также, что человек спасается принятием верою Христа как Спасителя. Нет опасения без покаяния, без обращения ко Христу и принятия Его верою в сердце. Поэтому ответственность за спасение каждого грешника лежит не на Боге, а исключительно на самом грешнике. Христос повелел проповедовать Евангелие, то есть радостную весть о совершенном на Голгофе спасении, всей твари (Ев. Марк. 16, 15). Если Христос повелевает проповедовать спасение всей твари, то есть всем людям, значит, спасение предназначено для всех людей. Христос говорит: Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет (Ев. Марк. 16, 16). Христос примет каждого грешника, который придет к Нему с покаянием, хотя бы он был покрыт язвами греха от подошвы ноги до темени головы (Ис. 1, 6).
Для второго злодея на Голгофе двери рая были одинаково широко открыты, как и для его товарища по грехам и преступлениям, но он не захотел войти в эти открытые для него двери рая.
Всем отвергающим Его и Его жертву, принесенную за грешников на Голгофе, Христос говорит такие слова: Вы не хотите придти ко Мне, чтобы иметь жизнь (Ев. Иоан. 5, 40). Вот где, по словам Христа, причина погибели грешника: в его нежелании прийти ко Христу и получить от Него жизнь вечную.
Мы не должны также забывать, что Голгофский крест, вернее, умерший на нем за наши грехи Христос влечет каждого грешника к Себе, как Он Сам говорит в Ев. Иоан. 12, 32 — 33: Когда Я вознесен буду от земли, всех привлеку к Себе. Сие говорил Он, давая разуметь, какою смертью Он умрет. И кто же является первым, кого привлек к Себе распятый Христос? Ответ гласит: распятый по правую сторону Христа злодей.