Иаков

Избрание Иакова

Быт. 25, 20 — 34

Библия — это великая история Царствия Божия. Открывая ее драгоценные страницы, мы должны искать в них прежде всего именно Царствие Божие. Этого хочет и наш Господь Иисус Христос. Словами «ищите же прежде Царства Божия» (Матф. 6, 33) Христос хочет сказать также всем любящим Его, что на страницах святой Библии первое место занимает Царство Божие, которое не имеет ни начала, ни конца, как не имеет ни начала, ни конца и Сам Бог. Его безначальность — в вечности, и Его бесконечность — тоже в вечности. Страницы же Библии говорят нам главным образом о развитии Царствия Божия на земле.

Для строительства Своего Царства Господь избирает строителей, воспитывает их, наделяет необходимыми способностями, руководит ими и исполняет их Своей божественной силой. Первым строителем Царства Божия на земле был Адам, избранный Самим Творцом для выполнения этой великой задачи. И хотя своим непослушанием и нарушением повеления своего Господа он сильно запятнал себя, Господь все же не отверг его, и он оставался строителем Его божественного Царства.

Необходимо отметить, что все строители Царствия Божия — великие и малые — были полны недостатков. Великим строителем Царствия Божия был и Авраам, но как много он имел недостатков! Слава Господу, что Дух Святой не скрывает многих недостатков служителей Господних. На страницах Библии все они перед нами, и даже малое дитя может познакомиться с ними.

Строителей Царства Божия Господь избирает рано — даже от утробы матери. Таким же образом Господь избрал и Иакова, сына Исаака. Слово Божие повествует нам о его многих недостатках, даже очень больших; и все же Господь избрал его от чрева матери его. Это избрание произошло удивительным образом. Можно было думать, что Господь изберет первородного из двух братьев близнецов — Исава, но избрание это пало на Иакова.

Господь избрал Иакова для строительства Царствия Божия на земле тогда, когда он еще не был жителем земли, как это было с великим пророком Божиим — Иеремией, которому Господь сказал: «Прежде нежели Я образовал тебя во чреве, Я познал тебя, и прежде нежели ты вышел из утробы, Я освятил тебя: пророком для народов поставил тебя» (Иер. 1, 5).

Так был избран от утробы матери своей на великое дело строительства Царствия Божия и апостол Павел. Он совсем не думал быть служителем Иисуса Христа. Наоборот: он был врагом и гонителем Христа в лице Его Церкви. Он «дышал угрозами и убийством на учеников Господа Иисуса Христа» (Деян. 9, 1). Но вскоре гонитель Христа Савл увидел свою ошибку и уразумел план Божий в отношении своего служения. Он говорит в Послании к Галатам: «Когда же Бог, избравший меня от утробы матери моей и призвавший благодатию Своею, благоволил открыть во мне Сына Своего, чтобы я благовествовал Его язычникам, — я не стал тогда же советоваться с плотью и кровью» (Гал. 1, 15 — 16). И мы знаем, как Господь готовил ап. Павла к великому делу строительства Царствия Божия на земле.

Но не будем думать, что Бог избирал от утробы матери только великих служителей Своих, которых Библия называет по именам — патриархов, пророков, апостолов, проповедников. Нет, Бог призвал от утробы матери всех детей Своих — всех уверовавших во Христа и всех полюбивших Его. Но при этом мы должны знать: все дети Божий призваны строить Царство Божие на земле. Никто из искупленных не имеет права говорить: я не способен быть строителем этого Царства.

Если мы стали детьми Божиими благодатию Господней, то этой же благодатию нам дарована возможность участвовать в величайшем деле строительства Царствия Божия. Никакое наше несовершенство не освобождает нас от участия в деле Господнем. У нас много недостатков, но без недостатков не было, нет и не будет строителей Царствия Божия. Пока мы являемся жителями земли, мы были и будем полны недостатков.

Сегодня перед нами серьезный вопрос: исполняем ли мы наше призвание? Не забыли ли мы, что Господь избрал каждого из нас от утробы матери быть строителем Его Царствия на земле? Мы можем быть самыми маленькими, невзрачными и незаметными членами в своей церкви, но мы все обязаны строить Царство Божие. На строительстве какого-либо здания можно встретить и начальников строительных работ с высшим образованием, и малограмотных рядовых рабочих. А в результате — приходит день, когда постройка закончена, и люди восхищаются зданием чудесной красоты.

Так строится и Царствие Божие на земле: руками апостолов, пророков, богословов, проповедников, но — о, радость! — и руками миллионов безымянных строителей.

Исаак благословляет Иакова

Римл. 9, 10 — 13

«Так было и с Ревеккою, когда она зачала в одно время двух сыновей от Исаака, отца нашего; ибо, когда они еще не родились и не сделали ничего доброго или худого, — дабы изволение Божие в избрании происходило не от дел, но от Призывающего, — сказано было ей: «больший будет в порабощении у меньшего». Среди многих важнейших истин Библии учение о Божием избрании, предопределении, предназначении занимает большое место. Но как понимать эта Божие избрание, предопределение или предназначение? В различном понимании верующими этих слов кроется причина бесчисленных разногласий и дискуссий среди богословов, проповедников и вообще детей Господних.

В учении Слова Божия об избрании и предопределении очень важно помять, к чему избирает нас Господь, к чему предопределяет Он нас. Ошибкой великого множества богословов, проповедников и рядовых христиан является понимание Божьего избрания, как избрания или предопределения ко спасению, к получению рая, и отсюда делается уже и дальнейший вывод, а именно: если есть Божие предопределение ко спасению, то должно быть и Божие предопределение к погибели. И те, кто думает и учит о Боге, как о предопределяющем одних ко спасению, а других к погибели, искажают образ Божий до неузнаваемости. Нет! Бог, о Котором говорит Библия, «хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины» (1 Тим. 2, 4). Это значит, что Бог предназначил абсолютно всех людей ко спасению и получению рая; а если есть те, кто не получил спасения, то это не потому, что они были предназначены к погибели, а только потому, что они сами отказались от спасения.

Слово Божие говорит ясно и определенно: «Всякий, верующий в Него, не постыдится». Здесь нет различия между Иудеем и Еллином, потому что один Господь у всех, богатый для всех призывающих Его. Ибо «всякий, кто призовет имя Господне, спасется» (Римл. 10, 11 — 13). В отношении получения спасения Слово Божие все снова и снова повторяет драгоценную истину, что всякий может получить спасение — для этого необходимо только иметь желание его получить.

А о каком же тогда избрании еще до рождения человека идет речь в Священном Писании? Об избрании на служение! Если о двух близнецах — Иакове и Исаве — Слово Божие говорит, что Иаков был избран Богом, а Исав оказался не избранным Богом, то речь идет не о спасении Иакова и гибели Исава, а об избрании Иакова на особое служение Господу, на строительство Его Царствия на земле. Иаков, как и Авраам, как и Исаак, как и пророк Иеремия, как и апостол Павел и бесчисленное множество других, был избран на особое служение Богу и Его Царству, а Исав не оказался подходящим инструментом в деле строительства Царствия Божия. Но это не значит, что Исав стал наследником ада. Он оказался только недостойным быть среди вождей и руководителей ветхозаветного народа Божия. Он может оказаться среди спасенных, но как бы из огня (1 Кор. 3, 15). То, что «избрание» Иакова означало избрание на особое служение Богу, видно из слов Господних в Ис. 45, 4: «Ради Иакова, раба Моего». Из этих слов мы видим, что еще Иаков избран на высокий пост «раба» Господня.

Если мы хотим знать нашего великого Бога, то нам необходимо всегда помнить и о его «предведении» (1 Петр. 1, 1 — 2). Предведение Божие распространяется как на избрание ко спасению, так и на избрание на служение: Он знает от вечности, кто примет Его спасение и кто его не примет; кто будет Его «рабом» и кто им не будет, Но за свое спасение или погибель ответственны только мы сами.

Итак, еще до его рождения Бог избрал Иакова быть «рабом Его и великим служителем Его Царствия. Среди многих качеств, необходимых для такого высокого служения, в ветхозаветное время бы необходимо первородство и благословение, предназначенное для первородных. Ведь именно первородные посвящались Господу. В биографии Иакова значатся два некрасивых действия, с помощью которых он приобрел, во-первых, первородство, а во-вторых, и право благословение, связанное с первородством. Все читатели Библии за ют, что Иаков не был первородным сыном, но он приобрел первородство у Исава за чечевичную похлебку (Быт. 25, 29 — 34). А благословение он получил от полуслепого отца хитростью (Быт. 27, 1 — 41 Эти два некрасивых действия Иакова описаны нам в Слове Божием не для подражания. Сохрани нас Господь искать благословения о его такими путями! Слава Господу, что во Христе мы имеем и первородство, и благословение!

В Послании к Римлянам 8, 29 наш Господь Иисус Христос назван «первородным между многими братьями». Но то, что принадлежит Христу, принадлежит и нам — Его искупленным детям. Первородство Христа — это и наше первородство. Но, увы, в мире много «чечевичных похлебок», за которые можно отдать свое первородство. Поэтому будем дорожить Христом и нашим первородством в Нем! Но и Е полнота наших благословений — во Христе, и только во Христе. Этой драгоценной истине так ясно сказано в Послании к Ефесян 1, 3: «Благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, благословивший нас во Христе всяким духовным благословением в I бесах». И пока мы пребываем во Христе, полнота Его благословен является нашим уделом. Больше всего будем бояться потерять Христа.

Иакова возлюбил — Исава возненавидел

Малах. 1,2 — 3

«Не брат ли Исав Иакову? говорит Господь; и однако же Я возлюбил Иакова, а Исава возненавидел». Никого из верующих не удаляют слова Господа: «Я возлюбил Иакова», так как «Бог есть любовь» (1 Иоан. 4, 8), и эта любовь Божия, как солнце, озаряет все, но нам очень трудно понять другие слова, вышедшие из уст Божиих «Исава Я возненавидел». Как же может ненавидеть Бог, Который «так возлюбил мир, что отдал Сына Своего единородного». Эти ело о том, что Бог «возненавидел» Исава, будут для нас неразрешим загадкой до тех пор, пока мы не поймем, что любовь Божия отличается от любви человеческой, и что «ненависть» Божия — это не то что мы, люди, понимаем под ненавистью. Отношение Господа к Иакову нам, с нашим понятием о любви, трудно назвать любовью, а отношение Господа к Исаву мы готовы скорее назвать любовью, чем ненавистью. Нам нетрудно будет убедиться в том, как несовершенны наши понятия о любви и ненависти, после того как мы внимательно рассмотрим жизнь Иакова и жизнь Исава.

Слово Божие говорит, что Бог возлюбил Иакова тогда, когда еще не родился, то есть тогда, когда он еще не сделал ничего доброго или худого (Римл. 9, 11). Это значит, что Господь возлюби Иакова, несмотря на то что весь его жизненный путь, еще до его рождения, был виден Господу как на ладони, то есть со всеми его бесчисленными недостатками. Если, несмотря на все недостатки Иакова, Бог говорит о Своей любви к нему, то что же в жизни Иакова могло разочаровать эту любовь или оттолкнуть ее от него?

Когда мы, люди, любим кого-либо, то наша любовь может разбиться о недостатки того, кого мы любим, особенно если они обнаружатся для нас неожиданно. Любовь же Божия не разбивается ни о какие наши недостатки, ибо и нас Он возлюбил, зная нас «насквозь» еще до нашего рождения. Он будет любить нас и тогда, когда мы будем обнаруживать один наш недостаток за другим. Мы, люди, под любовью понимаем ласку, нежность, обращение с тем, кого мы любим, как с тонкой и хрупкой вазой. И нам хочется видеть любовь Божию именно такой, какой мы видим, например, любовь матери в ее нежном проявлении к сыну или дочери. Но любовь Божия к Иакову была совсем не такой: Он не смотрел на него, как на хрупкую вазу, которую надо беречь от малейших толчков.

Пусть сейчас пройдет перед нами длинная цепь самых тяжелых переживаний Иакова, и тогда мы, возможно, захотим спросить Господа: «В чем же явил Ты любовь к нему?»

Изучая жизнь Иакова, мы узнаем, что он вынужден был рано бежать из родительского дома в далекую Месопотамию, где жил его дядя Лаван. Причиной его бегства был страх перед своим родным братом Исавом. На пути бегства он спал, положив камень под голову вместо подушки. У Лавана он вынужден был работать семь лет за Лию и семь лет за Рахиль. Это значит, что четырнадцать тяжелых лет он провел на чужбине и в конце концов должен был бежать и из дома Лавана, который погнался за ним и был готов причинить ему зло, но Господь не допустил до этого.

Только Иаков избежал одной опасности, как черной тучей на него надвинулась другая: его родной брат Исав с отрядом в 400 человек шел ему навстречу, грозя расправой. Но и здесь Господь помог ему и избавил его от смертельной опасности. Затем его постигает еще более страшный удар: при рождении сына Вениамина умирает его любимая жена Рахиль. А затем он получает страшную весть, что его любимого сына Иосифа якобы растерзали звери; и ему показывают его одежду, обагренную кровью. Несколько лет кровоточила эта глубокая рана в сердце отца, не знавшего, что сын его жив.

Голод заставляет его посылать своих сыновей в Египет за хлебом, после чего и сам он со всем своим домом должен был во второй раз покинуть свою родную страну, чтобы никогда больше не вернуться в нее. Он должен был умереть на чужбине. По прибытии в Египет

фараон спросил Иакова: «Сколько лет жизни твоей? Иаков сказал фараону: дней странствования моего сто тридцать лет; малы и несчастны дни жизни моей и не достигли до лет жизни отцов моих» (Быт. 47, 7 — 9).

Иаков называет «несчастными» дни своей жизни. А мы готовы ему сказать: Иаков! Как же это ты называешь свою жизнь несчастной, в то время как Господь говорит, что Он возлюбил тебя. Да, если смотреть на жизнь Иакова с внешней стороны, то она и нам может казаться полной несчастий. Но в плане Божием его жизнь должна была быть путем к достижению больших духовных высот, и Иаков достиг их: он стал великим строителем Царствия Божия и значится в Божием списке героев веры (Евр. 11, 21). Ради достижения таких высот стоило пережить все то, что пережил Иаков.

А теперь посмотрим на жизнь Исава, которого Бог «возненавидел». Тихо и спокойно живет он в земле Сеир, окруженный любовью своих многочисленных домочадцев. Землю Сеир Сам Господь дал ему во владение и охранял ее от вражеских нападений. Из Книги Второзаконие 2, 1 — 5 мы увидим, что Господь не отверг Исава, хотя и сказал, что «возненавидел» его: «И обратились мы и отправились в пустыню к Чермному морю, как говорил мне Господь, и много времени ходили вокруг горы Сеира. И сказал мне Господь: полно вам ходить вокруг этой горы, обратитесь к северу; и народу дай повеление и скажи: вы будете проходить пределы братьев ваших, сынов Исавовых, живущих на Сеире, и они убоятся вас; но остерегайтесь начинать с ними войну; ибо Я не дам вам земли их ни на стопу ноги, потому что гору Сеир Я дал во владение Исаву». Вот какая забота Господа о безопасности сынов Исавовых.

Господь наградил обоих братьев близнецов — как Иакова, так и Исава — большим имением, как написано в Быт. но, : «…имение их было так велико, что они не могли жить вместе, и земля странствования их не вмещала их, по множеству стад их. И поселился Исав; на горе Сеир, Исав, он же Едом». В то время как народ Иакова томился в рабстве фараонов, народ Исава пользовался полной свободой и управлялся своими царями (Быт. 36, 31).

В чем же тогда заключалась «ненависть» Господа к Исаву? В том, что Исав по своему духовному состоянию не пользовался тем обилием благословений от Господа, каким пользовался Иаков. При всем своем земном благополучии Исав не стал героем веры. Мы назовем его «плотским» и преданным только земным сокровищам, не искавшим прежде всего Царствия Божия. Но при этом он все же был сыном Всевышнего Отца. Правда, потомки Исава впадали порой в идолопоклонство, за что бывали наказуемы Господом.

Сон Иакова

Быт. 28, 10 — 22

«Иаков вышел из Вирсавии и пошел в Харран». Пойти в Харран, как идут туристы, спокойно путешествуя по разным интересным местам с целью отдыха или развлечения, — это было бы хорошо. Но Иаков не пошел туда спокойно, а побежал по совету своей матери Ревекки, которая призвала его и сказала: «Вот Исав, брат твой, грозит убить тебя. И теперь, сын мой, послушайся слов моих, встань, беги к Лавану, брату моему, в Харран, и поживи у него несколько времени, пока утолится ярость брата твоего» (Быт. 27, 42 — 44). Библия повествует нам о многих случаях, когда мужи Божий были вынуждены по разным причинам бежать, но над всеми ими сияли слова Господнего обетования: «И вот, Я с тобою, и сохраню тебя везде, куда ты ни пойдешь» (Быт. 28, 15).

О каких же мужах веры, кроме Иакова, которые были вынуждены бежать, говорит Слово Божие? Должен был бежать Моисей из дворца фараона и скитаться целых сорок лет по пустыням, пася овец, тестя своего Иофора (Исх. 3, 1). Псалмопевец Давид был вынужден долгие годы спасаться от руки своего смертельного врага Саула, который преследовал его, словно серну, по горам и ущельям. Пророк Илия вынужден был бежать от разгневавшейся на него Иезавели. Иосиф и Мария вынуждены были бежать с младенцем Иисусом, спасая его жизнь от руки царя Ирода. Апостол Павел из Дамаска также вынужден был бежать, спасая свою жизнь от иудеев (Деян. 9, 23 — 25). Христос, предсказывая Своим последователям дни великой скорби, говорит: «Тогда, находящиеся в Иудее да бегут в горы» (Матф. 24, 16). Да, скитальцев ради Господа было много, но одно мы знаем, что ни один из них не был оставлен Богом, ибо «верен Обещавший» (Евр. 10, 23).

И вот перед нами скиталец Иаков. Родной дом в Вирсавии с дорогими родителями остался позади. Кругом дикая пустыня… солнце зашло, и стало темно; слышится завывание шакалов. Иаков не в силах идти дальше, — он изнемог от трудного дневного пути под лучами; палящего солнца. И мы читаем: он «взял один из камней того места, и положил себе изголовьем и лег на том месте. И увидел он сон: вот лестница стоит на земле, а верх ее касается неба; и вот, ангелы Божий восходят и нисходят по ней».

Сон Иакова — один из многих замечательных снов, о которых мы читаем в Библии и которые были снами от Бога. Есть сны не от Бога. Поэтому будем осторожны со снами. Но не будем отрицать итак называемых «вещих» снов, то есть снов пророческих, предвещающих будущее. Они были, есть и будут; но далеко не все наши сны от Бога. Снами от Бога были сны виночерпия и хлебодара в темнице, где находился Иосиф — сын Иакова (Быт 40, 5). Снами от Бога были сны; фараона (Быт. 41, 1 — 27). Сном от Бога был и сон царя Соломона, о котором мы читаем в 3 Цар. 3, 5 — 15. Сном от Бога был сон царя. Навуходоносора о знаменитом громадном истукане с золотой головой, который истолковал ему пророк Даниил Дан. 2 гл.). И, наконец, снами от Бога были сны Иосифа, нареченного отца нашего Господа Иисуса Христа (Матф. 1, 20; 2, 13; 2, 19 — 20).

Что же видел во сие Иаков? Он видел лестницу, которая стояла на земле, а верх ее касался неба, и ангелы Божий восходили и нисходили по ней. Слово Божие не дает нам толкования этого сна, поэтому мы должны сами находить духовный смысл его.

О чем же говорит нашим сердцам удивительная лестница, которую видел во сне Иаков? Она говорит нам о том, что земля наша связана с небом. Бог, сотворив землю, не выпустил ее из Своих божественных рук. Бог близок к созданной Им земле. Иаков покинул шатер своего отца, но Бог оставался в этом дорогом для Иакова шатре, где он провел свое детство. Он окружен дикой пустыней, но Бог также близок к нему и здесь; он направляется в страну своей матери, но Бог ожидает его уже и там, в Харране. Пусть наши сердечные очи видят всегда эту лестницу, одним концом стоящую неизменно на том месте, где мы находимся, а другим концом уходящую в небо, где Христос находится одесную Бога.

Эта благодатная лестница ведет нас к самому сердцу нашего Спасителя Иисуса Христа. Пусть она будет мостом между нами и нашим Богом! Если мы всмотримся в эту лестницу повнимательнее и поглубже, то мы увидим, что ею является наш драгоценный Господь Иисус Христос, и мы вспомним слова, которые Он сказал Нафанаилу: «Истинно, истинно говорю вам: отныне будете видеть небо отверстым и ангелов Божиих восходящих и нисходящих к Сыну Человеческому» (Иоан. 1, 51). Христос является посредником между Богом и человеками (1 Тим. 2, 5).

Иаков видит ангелов восходящих и нисходящих. И их восхождение и нисхождение говорит нам о восхождении наших молитв к Богу и о нисхождении к нам Его ответов на наши молитвы. Ангелы, восходящие к Богу и нисходящие от Него, которых видел во сне Иаков, говорят нам о том, что светлый ангельский мир существует, что движение среди ангелов большое и активность их чрезвычайно высокая. Мы узнаем из Псалма 33, 8, что «ангел Господень ополчается вокруг боящихся Его и избавляет их». А в Послании к Евреям 1, 14 о значении ангелов в нашей жизни говорится так ясно, что «все они являются служебными духами, посылаемыми на служение тем, которые имеют наследовать спасение». А если это так, то кто же из любящих нашего Господа Иисуса Христа имеет право жаловаться на свое одиночество? О каком нашем одиночестве можно говорить, если мы Окружены восходящими и нисходящими ангелами?

Послушаем теперь, что говорит Иакову Господь с вершины этой благодатной лестницы: «Я с тобою!»; «Я сохраню тебя везде, куда ты ни пойдешь!»; «Я не оставлю тебя!». Более ободряющих нас слов мы не найдем в Священном Писании, но громче всего они звучат на Голгофе, где мы через страдания и смерть Христа стали чадами Божиими.

Любимая Рахиль и нелюбимая Лия

Быт. 28, 1 — 2

Два великих мужа Библии — Авраам и Исаак — были в одинаковой мере озабочены подысканием невест для своих сыновей. Авраам — для своего сына Исаака, и Исаак — для своего сына Иакова. Оба отца желали женитьбы своих сыновей на невестах из своей родной земли Месопотамии; и мы читаем слова Авраама в Книге Бытие 24, 2 — 4: «И сказал Авраам рабу своему, старшему в доме его, управлявшему всем, что у него было: ..клянись мне Господом Богом неба и Богом земли, что ты не возьмешь сыну моему жены из дочерей хананеев, среди которых я живу; но пойдешь в землю мою, на родину мою, и возьмешь жену сыну моему Исааку».

Такие же слова мы слышим из уст Исаака, который говорил своему сыну Иакову: «Не бери себе жены из дочерей ханаанских. Встань, пойди в Месопотамию, в дом Вафуила, отца матери твоей, и возьми себе жену оттуда, из дочерей Лавана, брата матери твоей» (Быт. 28, 1 — 2). В Ветхом Завете в брачном вопросе большое значение имели расовые и племенные соображения. В Новом Завете их не существует.

В доме римского офицера Корнилия апостол Петр говорит: «Вы знаете, что Иудею возбранено сообщаться или сближаться с иноплеменниками; но мне Бог открыл, чтобы я не почитал ни одного человека скверным или нечистым» (Деян. 10, 28). В Новом Завете «нет ни Еллина, ни Иудея… ни варвара, ни Скифа… но все и во всем Христос» (Кол. 3, 11). Церковь Христова в брачном вопросе стремится только к одному — чтобы брак был «в Господе» (1 Кор. 7, 39). Библия сохранила нам замечательную молитву раба Авраама Елиезера о невесте для Исаака: «Господи, Боже господина моего Авраама! пошли ее сегодня на встречу мне» (Быт. 24, 12). Как важно для счастья в браке, чтобы жених или невеста были посланы Богом! Познакомимся хотя бы коротко с посланной Богом Исааку невестой, имя которой Ревекка. Она была прекрасна видом (Быт. 24, 16). Но она была еще прекраснее душой: в ней обитал дух Христа, дух служения. Елиезер обращается к ней с просьбой: «Дай мне испить немного воды из кувшина твоего». И тут засиял ее чудесной красоты характер: «Пей, господин мой, — говорит она, — и тотчас спустила кувшин свой на руку свою, и напоила его. И, когда напоила его, сказала: я стану черпать и для верблюдов твоих, пока не напьются… и начерпала воды для всех верблюдов его» (Быт. 24, 17 — 20). Иногда внешность может быть обаятельной, но характер ужасным, а между тем именно характер имеет особое значение для счастья или несчастья семейной жизни.

На основании Слова Божия брак имеет прообразное значение: это прообраз Христа и Церкви. Елиезер был послан Авраамом найти невесту Исааку. Дух Святой послан на землю, чтобы находить души для Христа и составлять из них Церковь, символизирующую Невесту Христа. Ревекка тут же дала согласие направиться к Исааку, хотя родные удерживали ее. Прочтем, с какой решительностью она дала

свое согласие: «И призвали Ревекку и сказали ей: пойдешь ли с этим человеком? она сказала: пойду».

С каким долготерпением приходится Духу Святому призывать человеческие души ко Христу. Сколько колебаний, нерешительности и страха расстаться с прошлым! О трудной работе Духа Святого в деле призыва душ ко Христу ясно говорится в Откровении 22, 17:

«И Дух и невеста говорят: прииди! И слышавший да скажет: прииди! Жаждущий пусть приходит, и желающий пусть берет воду жизни даром».

Ревекка ради жениха оставляет родных и друзей. Ради нашего Небесного Жениха — Иисуса Христа и мы оставили многое и принесли в жертву немало того, что было для нас дорого.

И вот Ревекка на пути к своему жениху. Она не видела его еще, ;и ей хочется как можно больше узнать о нем от Елиезера, который хорошо его знает. Мы не видели еще нашего Господа Иисуса Христа, но, не видя Его, мы веруем в Него и любим Его, и радуемся радостью неизреченною (1 Петр. 1, 8). Но день нашей встречи с Ним вое приближается и приближается. И мы, подобно Ревекке, можем все больше и больше познавать нашего славного Жениха — Христа. Но драгоценный образ дан нам на страницах великой Книги Библии. Наша задача — с каждым днем все больше знакомиться со Христом.

И наконец наступил день, когда Ревекка увидела Исаака. Мы

читаем: «При наступлении вечера Исаак вышел в поле поразмыслить; и возвел очи свои и увидел: вот, идут верблюды. Ревекка взглянула и увидела Исаака, и спустилась с верблюда. И сказала рабу: кто этот человек, который идет по полю навстречу нам? Раб сказал: это господин мой. И она взяла покрывало, и покрылась» (Быт. 24, 63-65).

Придет час и нашей встречи со Христом. Как будет нам тогда хорошо! Осуществятся слова Христа: «Отче! которых Ты дал Мне, хочу, чтобы там, где Я, и они были со Мною, да видят славу Мою» (Иоан. 17, 24). Будем готовиться к встрече с нашим Небесным Женихом! Главное, в чем должна заключаться наша готовность к встрече со Христом, — это пламенная любовь к Нему.

Елиезер взывал к Богу о невесте для Исаака: «Господи… пошли ее». И Господь послал. Однако многие верующие также просят Господа о женихе или невесте и все же остаются безбрачными. Что же делать остающимся безбрачными? Не роптать на Бога за свою судьбу! Испытывать — нет ли воли Божией в этом? И понять слова Евангелия, что «неженатый заботится о Господнем, как угодить Господу; а женатый заботится, как угодить жене… Незамужняя заботится о Господнем, как угодить Господу, чтоб быть святою и телом и духом; а замужняя заботится о мирском, как угодить мужу» (1 Кор. 7, 32 — 33). Незамужняя может являть любовь большему кругу людей, чем замужняя!

Посмотрим теперь на жен Иакова — Рахиль и Лию. Иаков и Рахиль — это брак по любви. Иаков и Лия — это брак без любви. Брак по любви и в любви — это великое счастье, но он имеет и опасную сторону: муж или жена могут превратиться в домашних идолов, сделаться кумиром друг для друга. Много христианских семейств, где эти домашние идолы красуются на видном месте.

Брак без любви — увы, его можно встретить и во многих христианских домах — это великое несчастье, и он может привести к отчаянию либо обе стороны, либо одну из сторон, результатом чего может быть даже развод и разрушение семьи. Любимые Рахили и нелюбимые Лии могут быть одинаково счастливы в Иисусе Христе, ибо истинная радость и истинное счастье — в Нем, и только в Нем!

Возвращение Иакова домой

Быт. 31, 3

Выслушаем повеление Божие Иакову вернуться домой. «И сказал? Господь Иакову: возвратись в землю отцов твоих и на родину твою;. и Я буду с тобою». Иаков, получив такое повеление от Господа, призвал Рахиль и Лию в поле и рассказал им, как явился ему Господь.. Вот его рассказ: «Ангел Божий сказал мне во сне: Иаков! Я сказал: вот я. Он сказал… Я вижу все, что Лаван делает с тобою. Я Бог, явившийся тебе в Вефиле, где ты возлил елей на памятник и где ты дал Мне обет. Теперь встань, выйди из земли сей; и возвратись в землю родины твоей» (Быт. 31, 11 — 13). Что же сказали Рахиль и Лия Иакову? Они сказали: «Делай все, что Бог сказал тебе». К сожалению, не все жены помогают мужьям исполнять волю Божию, но Рахиль и Лия помогли. И Иаков приступил к исполнению повеление Господня: «Посадил детей своих и жен своих на верблюдов, и взял. с собою весь скот свой и все богатство свое, которое приобрел… чтобы идти к Исааку, отцу своему, в землю Ханаанскую» (Быт. 31Г 17 — 18).

Двадцать лет провел Иаков на чужбине. Не думала его мать, посылая его к своему брату Лавану в Месопотамию, что она на столь долгое время прощается с ним. Не предполагал этого и сам Иаков. Но как изменился он за эти двадцать лет! Он забыл о лестнице, которую видел во сне в первую же ночь после ухода из дома. Он забыл, и то, что сказал ему Господь с вершины этой лестницы.

Будет полезно и нам вспомнить великое Божие обетование, полученное Иаковом в ту достопамятную ночь от Господа. Прислушаемся к словам этого обетования: «Я Господь, Бог Авраама, отца твоего, и Бог Исаака. Землю, на которой ты лежишь, Я дам тебе и потомству твоему. И благословятся в тебе и в семени твоем все племена земные. И вот, Я с тобою; и сохраню тебя везде, куда ты ни пойдешь; и возвращу тебя в сию землю; ибо Я не оставлю тебя, доколе не исполню того, что Я сказал тебе» (Быт. 28, 13 — 15). В великом восторге Иаков, пробудившись, воскликнул: «Истинно Господь присутствует на месте сем… как страшно сие место! Это не иное что, как дом Божий, это врата небесные» (Быт. 28, 16 — 17)!

Иаков был преисполнен первой любовью к Господу; его сердце было свободно от всего земного — у него в руках был только посох; он искал прежде всего Царства Божия и правды его. Он находился в таком духовном состоянии, к которому должны стремиться все дети Божий. Однако он не сохранил этого благословенного состояния. Он утратил свою первую любовь к Господу и, потеряв ее, ниспал с духовной высоты, на которой находился.

Что же случилось с Иаковом? Кто восхитил венец с головы его?1 Сердце Иакова привязалось не только к Рахили, но и к земному богатству. Целых шесть лет он проводит у Лавана — сверх четырнадцати лет, проведенных им на чужбине, чтобы приобресть красавицу Рахиль, а затем скот и другое богатство. Об этом богатстве Иакова, вышедшего двадцать лет тому назад из родительского дома с одним только посохом, мы читаем: «И сделался этот человек весьма, весьма богатым, и было у него множество мелкого скота… верблюдов и ослов» (Быт. 30, 43).

Христос говорит: «Где сокровище ваше, там будет и сердце ваше»(Матф. 6, 21). Будем ли мы сомневаться в том, что сердце Иакова, в конце концов погрузилось в его земные сокровища.

Иаков тайно покинул дом Лавана, — лишь на третий день ему сказали, что Иаков ушел (Быт. 31, 20 — 22). Познакомимся же теперь с путем, которым возвращался Иаков домой. Он должен, был вернуться домой в прежнем своем благословенном духовном состоянии. И Господь провел его через очистительный огонь. Над ним сгустились черные тучи: Лаван гнался за ним семь дней и нагнал его. Он был полон решимости отомстить Иакову, но Господь остановил его, и эта опасность миновала Иакова. Хотя Иаков ниспал со своей духовной высоты, и венец с его головы был похищен, но Господь был верен Своим словам, которые Он сказал Иакову в Вефиле: «Я сохраню тебя везде, куда ты ни пойдешь».

Мы, может быть, по нашему духовному состоянию давно заслужили того, чтобы Господь от нас отвернулся, но Он не отвернулся и не отвернется, ибо мы дороги в Его очах, — ведь мы написаны на Его пронзенных дланях (Ис. 49, 16).

Но над Иаковом висела еще и другая черная туча: брат его Исав, вооруженный до предела, шел ему навстречу, и Иаков готовится умереть от его руки. И в своем трудном положении Иаков поднимает очи к небу и говорит Господу: «Избавь меня от руки брата моего, от руки Исава; ибо я боюсь его, чтобы он… не убил меня» (Быт. 32, 11). Он посылает богатые подарки Исаву, но не знает, смягчат ли они его сердце. И, наконец, он всех своих домочадцев и весь свой скот переправляет через поток Иавок и остается на время один.

И вот здесь, среди наступившей ночи, происходит событие, которое можно назвать полным переломом в жизни Иакова. Ему явился Господь; и эту встречу Слово Божие изображает как борьбу Иакова с Богом. Господь пришел к Иакову, чтобы освободить его от всего, что накопилось в его сердце и в его жизни за двадцать лет его пребывания в доме Лавана, — от всех неугодных Господу привычек, которые он там приобрел, и особенно от тех привязанностей, которые удалили его от Господа. Но Иаков сильно сопротивлялся Господу; он считал, что в его жизни все в порядке и что он стоит на правильном пути. И у него получилась длительная и упорная борьба с Богом, окончившаяся победой Господа.

Иаков понял, что полученное им путем обмана благословение отца не есть то благословение, которое ему необходимо, чтобы сделаться духовным вождем большого народа и благословенным строителем Царства Божия, к чему Господь его и призвал, прежде чем он родился. С жаждой именно такого благословения Иаков ухватился за Господа и говорит Ему: «Не отпущу Тебя, пока не благословишь меня!» И Господь благословил его и полностью обновил, и сделал его способным управлять большим народом и строить Царство Божие на земле. И в знак всего этого Господь дал ему новое имя: «Отныне имя тебе будет не Иаков, а Израиль» (Быт. 32, 24 — 29). И в эту знаменательную ночь Иаков получил, подобно апостолу Павлу и многим другим служителям Господним, «жало в плоть», а именно — повреждение в бедре, и он стал хромым на всю жизнь.

А нам, верующим, «жало в плоть» дается для того, чтобы сила Христа могла совершаться в нашей немощи (2 Кор. 12, 9). Трудно Господу с нами, так как и мы, подобно Иакову, боремся с Ним, сопротивляемся Ему и не желаем очень часто подчиняться Его божественной воле. Дорого досталось Господу наше спасение, но дорого достается Ему и наше освящение.

Чем же кончилась опасность для Иакова со стороны Исава? Конечно, не подарки Иакова смягчили Исава, а Господь, услышавший молитву Иакова. И как удивительно Господь ответил на молитву Иакова. Мы читаем: «И побежал Исав к нему навстречу, и обнял его, и пал на шею его, и целовал его, и плакали» (Быт. 33, 4). Рассеет Христос и наши черные тучи, если мы будем взирать на Него и взывать к Нему о помощи.

Иаков благополучно возвратился в свои родные края и поселил в Сихеме, но не надолго. Вскоре Господь повелел ему направить в Вефиль и поселиться там, и он поступил так, как повелел ему Господь.

Жизнь в Вефиле

Быт. 35, 1 — 7

Первая и самая великая из всех заповедей Божиих гласит: «Я Господь, Бог твой… да не будет у тебя других богов пред лицом Моим (Исх. 20, 1 — 2). Господь повелевает соблюдать эту величайшую заповедь и в Ветхом, и в Новом Завете. Сердца всех верующих во Христа и любящих Его должны полностью принадлежать Господу. Христос должен быть Альфой и Омегой, то есть началом и концом дл всех Его учеников и учениц (Откр. 1, 10). Для всех обращенных Господу Христос должен быть целью всех целей на земле.

Однако надо сказать, что в мире есть много магнитов, способны отвлекать наши сердца от этой цели всех целей — от Господа нашего Иисуса Христа. Все снова и снова в наши сердца вторгаются другие «боги», различные кумиры, и заслоняют от нас светлое лицо нашего драгоценного Спасителя. Многое в нашей жизни может вставать между нами и нашим Господом. Но слава Ему, что Он все снова и снова разбивает наши кумиры и привлекает наши сердца к Себе, делаясь все снова и снова нашим единственным сокровищем.

Так было и с Иаковом. Вступив на кривой путь приобретена первородства и отцовского благословения, он очищается от этой не правды путем приближения к Господу в Вефиле, где с высоты таинственной лестницы Господь напомнил ему, что Он хочет быть его единственным Богом и владеть его сердцем полностью и целиком И Иаков заключает с Богом благословенный завет. Радостный, наполненный горячей любовью к Господу, направляется он в Месопотамию в дом Лавана, а здесь два кумира овладевают его сердцем: Рахиль и погоня за богатством.

Но Господь приходит на помощь Иакову: Он является ему в Пенуэле и дает ему не только новое имя, но и новую любовь к Богу и Царству Его. Обновленный и возведенный на большую духовную высоту, Иаков продолжает свой путь и допускает новую ошибку в своей жизни. Он поселяется в Сихеме и покупает там участок земли, делаясь таким образом постоянным жителем Сихема. Но Господь не указывал ему Сихема для жительства; он поступил здесь по своей собственной человеческой воле, и результаты были печальные. Иаков надеялся устроиться хорошо в Сихеме. Купив участок земли, он начал мечтать о тихой, спокойной и полной земного благополучия жизни. А духовно он начал снова охладевать: его не беспокоили идолы в его доме, которым поклонялись его домашние. Когда-то Рахиль прятала своих идолов, а здесь, в Сихеме, она держала их открыто. Сам Иаков стремился к дружбе с жителями Сихема, что свидетельствовало также, что он снова упал со своей высоты.

Господь видел, куда идет Иаков и как его сердце начинает снова двоиться между горним и земным, между Божиим и человеческим, и снова идет к нему на помощь: Он допускает до него вражду и ненависть жителей Сихема, и из его стесненного сердца вырывается вопль. Он говорит своим сыновьям, Симеону и Левию: «Вы возмутили меня, сделав меня ненавистным для жителей сей земли… У меня людей мало — соберутся против меня, поразят меня и истреблен буду я и дом мой» (Быт. 34, 30).

Жизнь Иакова, его непостоянство — приближение к Господу и удаление от Него, горение в его первой любви и охлаждение до печального лаодикийского состояния, — все это так свойственно и нам, христианам Нового Завета. Но Господь не может равнодушно смотреть, на наше охлаждение и удаление от Него. Его великая заповедь — «да не будет у тебя других богов» — не должна нарушаться в жизни Его искупленных детей. Христос должен быть всем во всем и в нашем сердце, и в нашей жизни.

Как же повел Господь Иакова после того, как он начал укореняться в Сихеме? Как освободил Господь его сердце от пагубной привязанности к этому заманчивому месту? Мы читаем: «Бог сказал Иакову: встань, пойди в Вефиль и живи там, и устрой там жертвенник Богу, явившемуся тебе, когда ты бежал от лица Исава, брата твоего». Бог повелел Иакову вернуться в Вефиль. Это был Божий призыв к Иакову — вернуться к прежней ревности, к прежней любви к своему Господу, к прежнему служению Ему. Вефиль должен был напомнить Иакову о его некогда благословенной близости к Богу и об обещании, которое он дал Ему там после чудного сновидения.

А мы? Духовное состояние многих из нас печальное! Мы, может быть, ушли далеко от нашего благословенного Вефиля, где Христос был так дорог нам и занимал у нас первое место. Как мы были блаженны и радостны в Вефиле, поскольку ничто не заслоняло от нас Христа! В наших сердцах звучала хвалебная песнь Тому, Кто положил душу Свою за нас на Голгофе. Но куда ушло это благословенное время нашей первой любви ко Христу, нашего радостного следования за Ним, нашей готовности на все для Него?

И вот сегодня Господь повелевает нам вернуться в благословенный Вефиль, вернуться к нашей прежней молитвенной жизни, вернуться к драгоценной Книге — Библии, к прежнему страху перед каждым грехом. Будем служить нашему Искупителю с прежней ревностью. Вспомним об обещании, которое мы дали Господу в день нашего крещения, — жить для Его славы и быть Его яркими светильниками повсюду. И, забывая заднее, будем простираться вперед в нашем уподоблении Господу Иисусу Христу. Будем жить всегда в самом тесном союзе со Христом! Христос сказал Ефесской церкви: «Покайся и твори прежние дела» (Откр. 2, 5). Он призывает нас не только к прежним делам, которые мы совершали в дни и годы нашей первой любви к Нему. Но Он призывает нас к такой христианской жизни, при которой наши последние дела могли бы быть больше первых (Откр. 2, 19). Наша духовная жизнь в Вефиле, то есть наша пламенная любовь ко Христу и наше неизменное следование за Ним будут образцом и примером для всех детей Господних, и всех потянет в. Вефиль, где Христос сияет во всей Своей красоте и славе.

Неправильный взгляд Иакова на свою жизнь

БЫТ. 47, 8 — 9

Перед нами прошла часть жизни Иакова. Но если мы возьмем всю его жизнь, то увидим, что она является длинной цепью самых тяжелых переживаний. Мы уже знаем, как Иакову, против его желания, пришлось оставить родной дом и провести целых двадцать лет на чужбине. Два раза ему грозила смертельная опасность: один раз от руки своего родного брата, Исава, другой раз от руки Лавана. В Сихеме, где он поселился, жители настолько его возненавидели, что ему стало опасно находиться среди них.

В семейной жизни Иакова также было много печального: его дочь Дина подверглась большому позору, его первенец Рувим совершил постыдный грех. Остальные сыновья его причиняли его отцовскому сердцу большие страдания тем, что они возненавидели своего младшего брата Иосифа, и их ненависть к нему дошла до того, что они были готовы убить его. А когда они Продали Иосифа в дальний Египет, то принесли отцу его одежду, выпачканную в крови закланного козла в доказательство того, что его якобы растерзал хищный зверь. Это был страшный удар по сердцу Иакова, и рана, нанесенная ему, не заживала долгие годы, пока он не встретился с Иосифом в Египте. Еще и другой удар, не менее тяжелый, обрушился на голову Иакова: во время его путешествия, недалеко от Ефрафы, то есть Вифлеема, во время родов умерла его любимая Рахиль. Это была для него очень тяжелая утрата. И еще одна скорбь постигает Иакова: в Мамре умирает его дорогой отец Исаак. И, наконец, на землю, где он жил, обрушивается небывалый голод, который в конце концов привел к тому, что он был вынужден во второй раз покинуть свою родную землю и направиться на сей раз в Египет. Правда, там он встретился с любимым сыном Иосифом, которого он долгие годы считал умершим. Но для него было бы, конечно, лучше, если бы Иосиф вернулся домой, и ему, Иакову, не надо было бы переселяться на чужбину, чтобы там закрыть свои глаза навсегда.

Был день, когда Иаков обозрел свой длинный жизненный путь и, надо сказать, пришел к неправильному выводу: он нашел, что его жизнь, столь богатая печалями и трудностями, была «несчастной» жизнью. И даже языческому царю — фараону пожаловался он на свою несчастную жизнь, чем, конечно, не прославил своего Господа перед ним. Иаков говорит фараону: «Дней странствования моего сто тридцать лет; малы и несчастны дни жизни моей».

В чем же была великая ошибка Иакова? В том, что, обозревая свой жизненный путь, действительно богатый скорбями, он упустил из вида невидимую руку Божию, которая неуклонно вела его этим трудным и многострадальным путем. Если бы Иаков всегда видел эту ведущую его руку Господню, он никогда не дерзнул бы назвать свою жизнь «несчастной». Разве может быть несчастной жизнь, управляемая Господом?

Но эту ошибку Иакова совершают тысячи детей Божиих. Они видят черные тучи своей жизни, но забывают при этом, сплошь и рядом, яркое солнце, которое непрерывно сияет над ними. Ведь за всеми скорбными событиями в жизни Иакова стоял невидимый Господь; причем Господь, Который еще о неродившемся Иакове сказал: «Иакова Я возлюбил».

Когда в Вифании заболел смертельно Лазарь, его сестры не упустили из вида отсутствовавшего Христа и попросили передать Ему: «Господи! вот, кого Ты любишь, болен» (Иоан. 11, 3). Что означали эти слова сестер Лазаря? Они как бы говорили Христу: Ты любишь Лазаря, но нам непонятно, почему Ты допустил до него такую тяжелую болезнь?

Иаков назвал свою жизнь несчастной, в чем он оказался неправым перед Господом. И в этом отношении мы не можем брать с него примера. Но перед нами стоит псалмопевец Давид. Долгие годы жизненный путь его был очень трудным. Рано лишился он отцовского дома, где его жизнь была такой безоблачной. Он попал во дворец царя Саула и вскоре получил высокий пост в его армии. Но не долго длилось его благоденствие. Черные тучи заполонили небо над его головой. Жизнь во дворце Саула стала для него невозможной. Саул возненавидел его всеми фибрами своей души. Все чаще вонзалось в стену копье, бросаемое в него Саулом, но по милости Божией не попадавшее в него. Давид вынужден бежать, но куда? Домой, к любящим родителям. Но там Саул найдет его. И он бежит в горы, живет и скрывается в пещерах, но и там преследует его Саул, и там его жизнь оказывается в опасности. Ни днем, ни ночью не имел Давид покоя. И было время, когда родной сын Авессалом восстал на него и пошел на него войною.

Не назовет ли и Давид свою жизнь несчастной? Ведь она была не менее богата трудностями, чем жизнь Иакова. Послушаем, что говорит Давид о своей жизни, полной скорбей и печалей. Он говорит в Псалме 15, 6: «Межи мои прошли по прекрасным местам», другими словами, он называет свою жизнь «прекрасной»! Прекрасной, несмотря на все бесконечные трудности, которые выпадали на его долю. Чем же объясняется такая жизнерадостность Давида, такой его удивительный оптимизм? Давид не скрывает от нас источника своей жизнерадостности и бодрости духа, которыми он обладал даже тогда, когда над его головой сверкали грозные молнии, а он, бездомный, пережидал грозы в горных пещерах и расселинах скал. Он говорит: «Всегда видел я пред собою Господа, ибо Он одесную меня; не поколеблюсь. Оттого возрадовалось сердце мое» (Пс. 15, 8 — 9).

На кого мы, верующие, похожи в отношении своего взгляда на жизнь — на Иакова или на Давида? Как мы смотрим на прожитую нами жизнь: как на «несчастную» или как на «прекрасную»? Одна и та же жизнь верующего человека может быть названа или «несчастной», или «прекрасной». Если смотреть на нашу жизнь и видеть только трудности, переживаемые нами, то она может казаться нам несчастной. Но если видеть небесного Путеводителя Иисуса Христа, управляющего нашей жизнью, то мы будем видеть ее всегда прекрасной.

Иаков в Египте

Быт. 46, 1 — 7 и 29 — 31

Мы говорим о жизни Иакова как о длинной цепи трудных переживаний. Длинной цепью трудных переживаний была и жизнь псалмопевца Давида. А разве не является длинной цепью трудных переживаний жизнь каждого человека на земле? Разве не сказано в Псалме 89, 10, что значительной частью человеческой жизни на земле является «болезнь», то есть страдания?

Биографии всех людей, когда-либо живших на земле, полны трудных переживаний. И дети Божий не являются исключением из этого общего правила. Их земной путь тоже полон скорбей, как мы читаем в Псалме 33, 20: «Много скорбей у праведного, и от всех их избавит его Господь». О бесчисленном множестве праведников, которых видел Иоанн перед престолом Агнца Иисуса Христа в белых одеждах и с пальмовыми ветвями в руках, сказано в Откр. 7, 14, что они «пришли от великой скорби». Даже от великой скорби не освобождаются дети Господни.

Есть скорби великие, и есть скорби незначительные. Великой скорбью в жизни Иакова были утрата на долгие годы любимого сына Иосифа и смерть Рахили. Великой скорбью в жизни Давида были недостойное поведение родного сына Авессалома, который восстал против отца, и гибель верного друга Ионафана. Каждый человек может поведать о своих особенно больших скорбях. Но все идущие за Христом должны знать и понимать значение своих скорбей, какими бы они ни были: большими или малыми, значительными или незначительными.

Каково же значение всех наших скорбей? Скорби являются, во-первых, школой, в которой мы познаем себя, познаем свое христианство. Только в школе скорбей и страданий выявляется наше христианство. В солнечные дни наше христианство может быть тоже солнечным, а в пасмурные и мрачные дни оно может оказаться тоже и пасмурным, и мрачным. Все мы знаем это по опыту.

Скорби являются не только школой, где мы познаем свое христианство — свою веру, свою надежду, свою любовь. Но скорби вместе с тем являются и благословенным очистительным огнем, как мы читаем в Книге пророка Малахии 3, 2 — 3: «Он (Господь) — как огонь расплавляющий и как щелок очищающий, и сядет переплавлять и очищать серебро, и очистит сынов Левия и переплавит их, как злато и как серебро, чтобы приносили жертву Господу в правде». Будем и мы, дети Божий, понимать значение всех наших скорбей как огня, переплавляющего и очищающего нас от всего того, что Господу неугодно в наших сердцах и в нашей жизни.

Есть предположение, что Иаков скорбел о своем пропавшем сыне Иосифе целых тридцать лет. Какая долгая скорбь отцовского сердца! Мать Иосифа Рахиль успокоилась от слез в своей могиле, а Иаков все продолжал скорбеть. Не всегда он открывал людям свою глубокую скорбь, но когда он ее открывал, то можно было видеть, как продолжает кровоточить его сердечная рана. Мы слышим вопль его страдающего сердца, когда он говорит своим сыновьям, отправляющимся снова в Египет за хлебом и желающим взять его самого младшего сына Вениамина с собой: «Вы лишили меня детей: Иосифа нет; и Симеона нет; и Вениамина взять хотите… не пойдет сын мой с вами, потому что брат его умер, и он остался один. Если случится с ним несчастье на пути, в который вы пойдете, то сведете вы седину мою с печалию во гроб» (Быт. 42, 36 — 38). С великой печалью Иаков отпустил Вениамина в Египет, сказав при этом: «Мне если уже быть бездетным, то пусть буду бездетным» (Быт. 43, 14).

И вдруг среди такой темной непроглядной ночи жизнь Иакова озаряется ослепительно ярким лучом: сыновья его, вернувшись из Египта, принесли ему самое радостное сообщение: «Иосиф жив и теперь владычествует над всею землею Египетскою» (Быт. 45, 26). От невыразимой радости не сразу поверял Иаков этой вести, но «когда он увидел колесницы, которые прислал Иосиф, чтобы везти его, тогда ожил дух Иакова» (Быт. 45, 27), и он сказал: «Довольно, еще жив сын мой Иосиф; пойду и увижу его, пока не умру».

«И отправился Иаков со всем, что у него было, и пришел в Вирсавию, и принес жертвы Богу». Мучительной болью сжалось сердце Иакова в Вирсавии при мысли, что он навсегда прощается с родиной. Но Господь приходит к нему на помощь » ободряет его словами: «Иаков! Иаков!, не бойся идти в Египет; ибо там произведу от тебя народ великий. Я пойду с тобою в Египет» (Быт. 46, 1 — 4).

Когда Иаков отправился в далекий путь, с ним было семьдесят человек его дома. И вот они в Египте, где происходит трогательная до слез картина встречи отца с сыном после тридцатилетней разлуки. Вот как описывает Слово Божие эту встречу: «Иосиф запряг колесницу свою и выехал на встречу Израилю, отцу своему в Гесем и, увидев его, пал на шею его, и долго плакал на шее его. И сказал Иаков Иосифу: умру я теперь, увидев лицо твое, ибо ты еще жив» (Быт. 46, 29 — 30).

В Египте Иакову стало ясно, почему Господь допустил такое великое горе в его жизни. Стали ясны неисповедимые пути Господни и Иосифу, что видно из его слов к своим братьям: «Бог послал меня (в Египет) перед вами, чтобы… сохранить вашу жизнь великим избавлением. Итак не вы послали меня сюда, но Бог, Который и поставил меня отцом фараону и господином во всем доме его, и владыкою во всей земле Египетской» (Быт. 45, 7 — 8). И Иаков, и Иосиф, и все домочадцы их увидели чудную руку Божию, которая незримо вела их по путям, которые, порой казались им очень непонятными.

Увидим и мы эту незримую руку Господа, которая вела и ведет наш жизненный корабль по бурным волнам бушующего моря нашей жизни. Мы увидим небесного Кормчего — Христа за рулем нашего корабля, и песнь хваления Ему понесется из наших радостных сердец! Христос все снова и снова говорит каждому, кто следует за Ним: «Что Я делаю — теперь ты не знаешь, а уразумеешь после» (Иоан. 13, 7).

Как непонятны были Иосифу: ничем не заслуженная ненависть братьев; глубокая яма, в которую его бросили; продажа его в Египет, а там темница по клевете. И когда уразумел Иосиф этот невыразимо трудный путь своей жизни? Тогда, когда стал правой рукой фараона и когда спас от голодной смерти своего отца и братьев.

Как непонятны были Иакову: окровавленная одежда любимого сына, слух о растерзании его хищным зверем, долгие годы глубокого отцовского горя и мучительно болящая, незаживающая рана сердца. Когда уразумел Иаков значение и смысл всего пережитого им? Тогда, когда, сидя в роскошной колеснице, посланной ему Иосифом, он направлялся в Египет и когда увидел, какое высокое положение занимает его сын в этой великой стране.

Пусть в самом ярком сиянии стоят всегда перед нами драгоценные слова Евангелия: «Любящим Бога… все содействует ко благу» (Римл. 8, 28).

У одра умирающего Иакова

Быт. 49, 28 — 33

«И скончался»… — вот последний шаг на жизненном пути каждого человека. Так говорит Слово Божие и о конце пути славного мужа веры — Иакова. Длинный и сложный путь прошел он, прожив 147 лет на этой земле; но как прост последний шаг на этом сложном пути, — шаг, изображенный только двумя словами: «И скончался». Много книг посвящено великому герою веры — Иакову. Биография Иакова — одна из самых интересных биографий мира. Жизнь Иакова изобилует красками, но золотой линией через всю его жизнь проходит вера в Бога. Он жил верою!

Нас отделяют от Иакова четыре тысячи лет. Но мы, верующие, едины с ним именно в той же самой вере, в которой он был и в которой и мы живем. Иаков сохранил свою веру до конца. Светильник его веры не могли задуть никакие ветры и ураганы. И задача всех верующих — сохранить свою веру до конца! Евангелие во Втором послании Петра 1, 1 называет веру в Иисуса Христа «драгоценною верою». А все драгоценности должны быть тщательно хранимы, и особенно такая драгоценность, как вера. Апостол Павел, подходя к концу своей жизни и служения, с заметным торжеством заявляет во Втором послании к Тимофею 4, 7: «Подвигом добрым я подвизался, течение совершил, веру сохранил».

Какая же вера роднит нас с Иаковом? Вспомним удивительные слова пророчества, вышедшие из уст Валаама: «Восходит звезда от Иакова» (Числ. 24, 17). Валаам в своем пророческом видении видит Христа в сочетании с верой Иакова. Где же мы видим веру Иакова в Господа нашего Иисуса Христа? Свою веру в пришествие Христа на землю Иаков выражает в таких словах: «Не отойдет скипетр от Иуды и законодатель от чресл его, доколе не придет Примиритель, и Ему покорность народов» (Быт. 49, 10). Какое замечательное исповедание веры в Иисуса Христа! С радостью мы видим в Иакове нашего брата по вере во Христа.

Иаков называет Христа «Примирителем». Это значит, что он смотрит вдаль и видит крест Голгофы с распятым на нем Спасителем мира. Ведь примирение человечества с Богом Христос совершил именно на Голгофе, как мы читаем об этом во Втором послании к Коринфянам 5, 19 — 21: «Бог во Христе примирил с Собою мир… ибо

незнавшего греха Он сделал для нас жертвою за грех, чтобы мы в Нем сделались праведными пред Богом».

Представим себе роскошную комнату во дворце Иосифа в Египте, — ведь он после царя — фараона является вторым лицом в стране. Стены комнаты разукрашены так называемыми «иероглифами» — фигурами древнеегипетского письма. На богатой постели лежит умирающий Иаков. Он, житель шатров, не думал, что будет умирать во дворце. Вокруг его царственной постели собрались все его сыновья. Глубокая тишина царит в этом необыкновенном собрании, и среди этой тишины так явственно раздаются слова умирающего Иакова. Это слова пророчества и благословения каждому из его двенадцати сыновей. Но особенно замечательным является то, что на одре смерти Иакова слышна проповедь о Христе. Новозаветным духом овеян этот одр. В Египте, в одном из дворцов, занимаемом Иосифом, раздается проповедь умирающего патриарха. Он говорит, что придет Христос и придет как Примиритель. С какой благословенной верой умирает Иаков! Но он видит во Христе не только Примирителя грешников с Богом но и Царя царей, Которому будет «покорность народов» (Быт. 49, 10)

Умирая, Иаков видит крест Христа на Голгофе и престол Христа на небе. Умирающий Иаков видит Христа еще и в другом образе — в образе Пастыря Своих искупленных овец (Быт. 49, 24). Это значит, что Иаков на одре смерти видит Церковь Христа и называет ее своим народом, к которому он готовится приложиться. Он говорит: «Я прилагаюсь к народу моему» (Быт. 49, 29). Какая светлая вера наполняет сердце умирающего Иакова! По милости Господней, эта же светлая вера наполняет и наши сердца!

Но мы еще не все оказали о вере Иакова. Умирающий Иаков просит похоронить его с отцами его. Он говорит: «Похороните меня с отцами моими в пещере, которая на поле Ефрона Хеттеянина, в пещере, которая на поле Махпела, что пред Мамре, в земле Ханаанской, которую купил Авраам с полем у Ефрона Хеттеянина в собственность для погребения. Там похоронили Авраама и Сарру, жену его; там похоронили Исаака и Ревекку, жену его; и там похоронил я Лию» (Быт. 49, 29 — 31). Не будем сомневаться, что Иаков, вспоминая своих любимых, похороненных в Махпеле, и выражая просьбу похоронить его вместе с ними, выразил этим свою веру, что Махпела оживет, когда Христос явится за Своей Церковью, и когда «мертвые во Христе воскреснут прежде» (1 Фес. 4, 16).

Этой верой живем и мы: все «махпелы» мира оживут, все мертвые воскреснут, когда «услышат глас Сына Божия» (Иоан. 5, 28 — 29). Но первыми воскреснут «мертвые во Христе», то есть умершие с верою во Христа.

Иаков скончался. «Иосиф пал на лицо отца своего, и плакал над ним, и целовал его… и оплакивали его египтяне семьдесят дней» (Быт. 50, 1 — 3).

Говоря о вере Иакова, мы с уверенностью говорим, что он жил и умирал с верой Авраама в сердце. В чем же заключалась вера Авраама? В Послании к Евреям 11, 10 мы читаем: «Он ожидал города, имеющего основание, которого художник и строитель Бог». И, конечно, Иаков тоже ожидал этого славного города неба — города без болезней и смерти, без страданий и слез (Откр. 21, 4). Сияние этого небесного города озаряет и нашу жизнь; его сияние озарит и наши последние часы жизни.

И в заключение я хочу закончить словами одной нашей прекрасной евангельской песни, в которой описывается красота небесного города, Нового Иерусалима: «В отчизне Небесной, Христом озаренной, известен мне город святой. Светило его, как алмаз драгоценный, небесной горит красотой. Из чистого золота город сияет, из ясписа стены блестят… прохожего путника взор привлекает их чистый стеклянный наряд. Двенадцать там врат, как двенадцать жемчужин; из золота улицы там; там свет фонарей совершенно не нужен, и места там нету ночам. О город великий и город священный, дай больше тебя полюбить! И в книге жизни твоей драгоценной навеки записанным быть! «Город», — повторяют невольно уста; «город»! — краше солнца твоя красота! Город дивный, город Салима, вечный город Царя Христа»!

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s

%d такие блоггеры, как: