Ев. Мтф. 27, 27 — 32
Особым событием в земной жизни нашего Господа Иисуса Христа является уничижение Его воинами Пилата. Они решили насмеяться над Ним, как над «царем иудейским». С этой целью они надели на Него «багряницу» — возможно, старый офицерский мундир красного цвета. Они возложили Христу на голову венец, сплетенный из тёрна. Они дали Ему в правую руку трость.
После всего этого начался их «парад глумления» над Иисусом Христом: они становились пред Ним на колени и говорили: радуйся, царь иудейский! После этого каждый из них плевал на Христа и ударял Его по голове. Багряница, терновый венец, трость — это были предметы, избранные воинами для глумления над Христом. Но терновый венец стал лучшим украшением нашего Господа Иисуса Христа, как мы поем: «Чело в венце терновом — вот красота Твоя»…
Сколько проповедей было посвящено терновому венцу Христа; сколько духовных гимнов воспевают этот венец; сколько картин, изображающих Христа в терновом венце, нарисованных художниками большими и малыми! Терновый венец, возложенный на голову Христа, был, есть и будет дорогим и близким сердцу христиан всех веков и всех народов.
Когда мы говорим о Голгофе, нам хочется знать — был ли на голове Христа этот терновый венец, когда Он висел на кресте. О багрянице Евангелие говорит, что воины «сняли с Него ее и одели Его в одежды Его, и повели Его на распятие». «Трость» они взяли из рук Христа, чтобы бить ею по голове Его. А о дальнейшей судьбе тернового венца в Евангелии ничего не говорится. И все же можно думать, что он был на голове пригвожденного ко кресту Спасителя.
Воины, вне сомнения, взяли его с собой на Голгофу, и когда была прибита над головой Христа надпись Пилата, гласившая: «Иисус Назорей, Царь Иудейский», — терновый венец был снова возложен на голову Христа, чтобы еще раз дать повод для глумления над распятым Христом.
В плане человеческом терновый венец был предназначен для уничижения Христа и для насмешек над Ним. В плане Божьем терновый венец на голове Христа был предназначен для прославления Его, как Спасителя грешников от вечного ада, и для свидетельства о величайшей истине Библии — истине, что Христос умер вместо нас. Именно символика тернового венца убеждает нас в том, что он был на голове Христа, пригвожденного ко кресту Голгофы.
Мы все знаем маленькую птичку с красной грудью, которая носит название «красногрудки». Есть красивое предание, что одна птичка прилетела на Голгофу, села на голову Христа и начала выдергивать шипы венца из головы Христа. Вскоре грудь птички покрылась Кровью Христа, и она положила начало роду «красногрудок».
Но о чем же говорит нам терновый венец на голове Христа? Терновый венец говорит нам о том, что грехи всех нас Отец Небесный возложил на Христа. Если мы возьмем все места Библии, в которых говорится о тернии, тёрне или терновнике, то мы убедимся, что тёрн является символом греха. Терновый венок на голове Христа — это совокупность всех грехов мира, взятых Христом на Себя. «Взглянь, взглянь, грешник, взглянь, — взглянь на раны Христа, на терновый венок, и познай, как в любви Он высок». «И познай, как в любви Он высок»…
Многое на Голгофе говорит о безграничной любви распятого Спасителя мира. Мы читаем в 1 Петра 2, 23: «Будучи злословим, Он не злословил взаимно; страдая, не угрожал». Молчание Христа на Голгофе в ответ на все злословия книжников и фарисеев, священников и первосвященников свидетельствует о великой любви Христа к Своим врагам. А молитва распятого Спасителя за распинавших Его — разве не свидетельство о Его безграничной любви? А дарование разбойнику места в раю о чем говорит? Не о величайшей ли любви Христа? А забота Распятого о матери Своей, плакавшей у подножия Его креста, — все это раскрывает перед нами любящее сердце висящего на кресте Спасителя. Но почему мы не замечаем лучей любви Христовой, исходящих от тернового венца на Его голове? А ведь терновый венец на голове распятого Спасителя громче, чем все другое на Голгофе, говорит о том, как возлюбил Христос нас, грешников.
Каждый тёрн тернового венца, венчавшего бледный лик распятого Христа, громко говорит нашему сердцу, что Он — Агнец Божий, Который взял грех мира на Себя. Я помню из своего детства день, когда в одном розовом кусту, среди колючих шипов, я увидел птичье гнездо. В тот день, еще не понимая как должно значения тернового венца моего Спасителя, я подумал: какой мудрый инстинкт, побудивший это крошечное творение Божье свить свое гнездо в таком надежном убежище, как колючий розовый куст.
Теперь, живя верою в Кровь Христа, пролитую для нашего спасения, мы мудро избрали Голгофский крест, как самое надежное убежище от справедливого суда Божья за все наши грехи и нарушения воли Божьей. Терновый венец сам по себе не является убежищем для наших душ, но то, что он символизирует, то, что он изображает, — вот это спасает нас от грядущего суда и возмездия Божья за наши грехи. А изображает терновый венец наш грех, возложенный на голову Христа и наказанный полностью на кресте Голгофы.
Тут мы должны вспомнить одну замечательную ветхозаветную картину, которую мы видим в Книге Левит 16, 21 — 22: «И возложит Аарон обе руки свои на голову живого козла, и исповедает над ним все беззакония сынов Израилевых, и все преступления их, и все грехи их, и возложит их на голову козла, и отошлет с нарочным человеком в пустыню. И понесет козел на себе все беззакония их в землю непроходимую, и пустит он козла в пустыню».
Как прекрасно изображена в этой ветхозаветной картине Голгофа и Агнец Божий — Иисус Христос — со всеми беззакониями, преступлениями и грехами мира на голове Своей; Агнец Божий, поведенный в «пустыню Голгофы», чтобы там умереть Ему не за Свои грехи, а за грехи всего мира, за чужую вину, за вину нашу. Голгофу можно назвать «пустыней», потому что никто ни из людей, ни из ангелов — не мог быть спутником Христу на Голгофу, чтобы разделить с Ним Его страдания и смерть. В «пустыне» Голгофы Христос должен был «топтать точило один» (Ис. 63, 3).
Почему же мы так заостряем наше внимание на терновом венце на голове Христа? Потому что этот терновый венец громко свидетельствует всем нам о том, что Христос пошел на Голгофу с нашим грехом, как шел в пустыню в ветхозаветное время «козел отпущения» (Лев. 16, 10) — с грехом Израиля. И пусть наше сердце всегда видит терновый венец на голове распятого Христа, чтобы нам все больше и больше укрепляться в вере, что весь ужас Голгофы выпал на долю Христа, как на нашего заместителя, взявшего все наши грехи и преступления на Себя и понесшего за них полную меру наказания, нами заслуженного, но Им вместо нас перенесенного.Вот в чем глубокий смысл тернового венца на голове Христа. И нам важно никогда не терять его из вида, и всегда помнить, что в колючем терновом венце сокрыта не только красота и слава нашего Голгофского Искупителя, но и Его вечная безграничная любовь к нам, бедным грешникам.