2 Кор. 5, 15
«А Христос за всех умер, чтобы живущие уже не для себя жили, но для умершего за них и воскресшего». Эти слова раскрывают перед нами еще одну сторону Голгофы, на которую мы должны обратить наше особое внимание. Мы получили «а Голгофе драгоценнейшие сокровища: прощение и очищение от наших грехов, спасение от ада и вечную жизнь со Христом, оправдание и белоснежную одежду праведности Христа. Получив эти сокровища, мы считаем себя счастливейшими людьми на земле. И мы приходим на Голгофу, чтобы воздавать нашему Искупителю хвалу и благодарность за все дары, полученные нами у подножия креста Голгофы. И действительно, нам есть за что благодарить нашего распятого Спасителя.
И все же среди перечисленных сокровищ, полученных нами у подножия креста Голгофы, не хватает еще одного сокровища, которое хочет дать распятый Христос всем Своим искупленным детям. Мы все хотим знать, что это за сокровище, которого нам не хватает. Это — дух Голгофы, это — дух распятого Христа, умершего за других, умершего «за всех», чтобы и мы исполнились этим же духом — умирать для себя; не жить для себя, а жить для умершего за нас Христа и Его меньших братьев и сестер в этом мире.
Прежде чем говорить об этом великом сокровище Голгофы, об этом духе распятого Христа, мы вникнем в смысл двух призывов Христа, которые мы слышим из Его божественных уст. Его первый призыв гласит: «Придите ко Мне», и прежде всего — на Голгофу, к источнику Его Крови! На Голгофу — для омытая наших грехов и нечистоты (Захар. 13, 1). И приходить ко Христу мы должны постоянно, все снова и снова, потому что в Нем — полнота, которая удовлетворяет все наши нужды. От Его полноты мы должны принимать «благодать на благодать» (Ев. Иоан. 1, 16). А чтобы принимать благодать на благодать, мы должны как можно чаще приходить к Нему.
Второй призыв, который мы слышим из уст Христа, гласит: «Идите за Мною» (Ев. Матф. 4, 19). Чтобы идти за Христом, мы должны знать Его путь, и нам известен Его путь от яслей Вифлеема до Голгофы. Но путь Христа от Вифлеема до Голгофы не только должен быть нам известен, — он должен стать нашим путем.
На этом пути Христа мы видим Назарет. О чем говорит нам этот городок, где Христос провел целых тридцать лет. Назарет — это наша повседневная жизнь. Это наш повседневный труд. Это наше повседневное «кружало», может быть весьма однообразное, как движение стрелки часов вокруг своей оси или как движение колеса любой машины, которую мы видим на улице. Но наши «назареты» могут превратиться в нечто очень красочное, если мы будем жить в них по примеру нашего Господа Иисуса Христа. Если мы будем выполнять наш повседневный труд так, как выполнял Свой труд в Назарете Христос. В наших «назаретах» мы должны идти за Христом, то есть жить так, как жил Он в Своем Назарете. Чувствуется ли «благоухание» Христа там, где мы живем и где мы трудимся? (2 Кор. 2, 14).
Из Назарета Христос пошел в пустыню, где искушал Его диавол и где Христос победил все искушения (Ев. Матф. 4 гл.). Идя за Христом, мы не минуем этой пустыни с ее искушениями. Нет дня в нашей жизни без искушений. Мы все это знаем по опыту. И эта пустыня с искушениями простирается до самого одра смерти. Идя за Христом по этой трудной пустыне, будем бороться с нашим искусителем и побеждать его, как побеждал его наш Христос.
За пустыней с ее искушениями мы видим благословенное служение Христа окружающим людям. Он выполняет ту миссию, о которой мы читаем в Ев. Луки 4, 18 — 19: «Дух Господень на Мне; ибо Он помазал Меня благовествовать нищим и послал Меня исцелять сокрушенных сердцем, проповедовать пленным освобождение, слепым прозрение, отпустить измученных на свободу, проповедовать лето Господне благоприятное». Эта благодатная миссия Христа служения страждущим должна быть и нашей священной миссией на земле. В этом благословенном служении страждущим мы должны также идти по стопам Христа.
На земном пути Христа мы встречаем гору Преображения. Можем ли мы пойти за Христом и на гору Преображения? Не в смысле только созерцания Его славы, но и в смысле нашего преображения. Слово Божие говорит, что мы можем и должны преображаться подобно нашему Господу Иисусу Христу. Об этом очень ясно говорится в 2 Кор. 3, 18: «Мы же все, открытым лицом, как в зеркале, взирая на славу Господню, преображаемся в тот же образ от славы в славу, как от Господня Духа». Мы должны жаждать этого преображения в образ Христа, как сказано в нашей евангельской песне: «Красота Иисуса светись во мне; чистота и любовь проявись вполне; дух любви и огня обнови меня, чтобы образ Иисуса сиял во мне».
Идя за Христом, мы дойдем и до Гефсимании. Гефсимания — это место, где Христос пережил два тяжелых чувства: чувство одиночества и чувство смертельной скорби. Апостолы оставили Христа одного, а Его душа скорбела смертельно (Ев. Матф. 26, 38). На пути нашего следования за Христом нам не миновать Гефсимании, то есть дней и часов «смертельной скорби». И в такие дни и часы нам люди мало могут помочь. В дни и часы смертельной скорби мы должны идти за Христом до того места, где Он пал на лицо Свое и молился: «Отче Мой»! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты» (Ев. Матф. 26, 39). В дни смертельной скорби, переживаемой нами, апостолы могут спать, но не спит и не дремлет наш Небесный Отец, — Он всегда готов утешить нас и помочь нам. Наша задача — взывать к Нему, следуя в этом примеру Христа.
И вот мы дошли до Голгофы. Конечно, в смысле искупления вины человечества, Голгофа только одна, и второй Голгофы не может быть. Но Голгофа в смысле отречения от себя, в смысле умирания для своего «я» и жизни для других может переживаться и нами. Дух Голгофы, дух распятого Христа, дух самоотречения мы должны впитывать в себя изо дня в день. И это — самое трудное, чего мы еще не достигли в нашей христианской жизни. «Дух Голгофы» — это то драгоценное сокровище, которое мы постоянно должны приобретать у подножия креста Голгофы. Апостол Павел постоянно стремился к приобретению духа Голгофы. Он говорит: «Я сораспялся Христу, и уже не я живу, но живет во мне Христос» (Гал. 2, 19 — 20). Он пишет в 1 Кор. 15, 31: «Я каждый день умираю». И он призывает всех любящих Христа: «Умоляю вас, братия… представьте тела ваши в жертву живую, святую, благоугодную Богу, для разумного служения вашего» (Римл. 12, 1). Церковь Христа чтит мучеников, которые однажды положили свою жизнь за Христа. Но не менее прекрасны «мученики», которые каждый день умирают для себя, чтобы жить для Христа и своих ближних. И если мы хотим знать, что такое «дух Голгофы», то мы должны посмотреть на жизнь и служение апостола Павла. Прочтем 2 Кор. 11, 23 — 29: «Я… был в трудах, безмерно в ранах… в темницах и многократно при смерти… Три раза меня били палками, однажды камнями добивали… Много раз был в путешествиях… в изнурении, часто в бдении, в голоде и жажде… на стуже… у меня ежедневное стечение людей, забота о всех церквах». Вот это и есть дух Голгофы, дух распятого и умершего за нас Христа, который должен жить и в нас.