Евр. 12, 3
«Помыслите о Претерпевшем такое над Собою поругание»… Голгофа — это тема всех тем, и кто из людей когда-либо исчерпает ее в полноте? Чей язык или чье перо прославит подвит Христа на Голгофе так, как он этого заслуживает? Многие дети Божий думают, что они постигли жертву Христа на Голгофе достаточно глубоко, и дальше они не стремятся идти в ее познании. Они считают глубинами Слова Божья другие истины и особенно пророчества Библии, а Голгофский крест они относят к азбуке духовного познания. Но Голгофа — это и альфа и омега, начало и конец нашего духовного познания. Все новые и новые истины в отношении жертвы Христа «а Голгофе открываются ищущему ее более глубокого познания. Вот почему в школе Христа самый важный и самый драгоценный предмет — это крест Голгофы.
Христос страдал от тяжелой ноши нашего греха. Эта причина Его страдания указывается и в Ветхом Завете, и в Новом Завете. Мы читаем в Книге пророка Исайи 53, 6: «Господь возложил на Него грехи всех нас». А в Новом Завете в Ев. Иоанна 1, 29 мы читаем о нашем Господе Иисусе Христе такие слова: «Вот Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира». Эта тяжелая ноша греха мира, которую из любви к человечеству взял на Себя Христос, постоянно давала Ему чувствовать Себя. Будучи не только истинным Богом, но и истинным человеком, Христос томился под этой ужасающей ношей. Еще до Голгофы Он выражал страдание Своей души. Прочтем Его собственные слова, раскрывающие перед нами страдания Его сердца. Ев. Луки 12, 50: «Крещением должен Я креститься; и как Я томлюсь, пока сие совершится». Ев. Иоан. 12, 27: «Душа Моя теперь возмутилась; и что Мне сказать? Отче! избавь Меня от часа сего! Но и а сей час Я и пришел». И еще одно место — Ев. Матф. 26, 38: «Душа Моя скорбит смертельно». Кто измерит глубину этой скорби души Христа, порожденной тяжелой ношей нашего греха? Наш земной человеческий ум не способен понять в полноте эту невыразимую скорбь Христа. Причина же этой непостижимо глубокой скорби Христа именно в том, что чистый и непорочный «Агнец Божий» взял на Себя грех мира, и Он, не знавший греха, был сделан на Голгофе для нас жертвою за грех, чтобы мы в Нем сделались праведными пред Богом (2 Кор. 5, 21).
Христос страдал на Голгофе и от рук человеческих. И не только на Голгофе, но и до Голгофы. Руки человеческие связали Его в Гефсиманском саду. Руки человеческие били Его по ланитам на суде у первосвященника. Руки человеческие надели Ему на плечи позорную багряницу, возложили на Его голову колючий терновый венок и бичевали Его, то есть хлестали по Его телу колючим римским бичом. Но самые невыразимые страдания причинили нашему Спасителю руки человеческие на Голгофе, где они вонзили в Его руки и ноги большие гвозди и, пригвоздив Его тело ко кресту, подвергли Его в течение нескольких часов невыразимым телесным страданиям. И эти страдания Христа мы не поймем на земле в полноте.
Христос страдал на Голгофе и от диавола. И не только на Голгофе, но и до Голгофы. В Книге Бытия 3, 15 мы читаем: «И вражду положу между тобою и между женою, и между семенем твоими между семенем ее; оно будет поражать тебя в голову, а ты будешь жалить его в пяту». Змея жалит человека в пяту тогда, когда он наступает ей на голову. Где Христос наступил на голову «древнего змея» — сатаны? На Голгофе. Именно на Голгофе Христос поразил диавола в самую голову, вырвав у него «ключи ада и смерти». Каким же образом жалил «древний змей» — сатана Христа в пяту? Он добивался всеми силами, чтобы распятый Христос сошел с креста. С того дня, как светлый херувим пал и стал диаволом, он поставил своей главной целью — не допустить Христа до Голгофы, не допустить Его смерти на кресте. Мы все знаем историю искушения Христа диаволом в пустыне. Но понимаем ли мы цель диавола при искушении им Христа? А цель была зловещая; привести Христа к падению с высоты Его абсолютной чистоты и святости и тем самым сделать Голгофу невозможной. Ибо умереть за грехи мира мог только чистый и непорочный «Агнец Божий». Своими искушениями диавол жалил Христа в пяту, чтобы пустить яд греха в Его чистое, непорочное сердце и таким образом сделать Его грешником, подобным всем людям, — непригодным для совершения нашего спасения. Это опасное жало «древнего змея» — сатаны Христос почувствовал в словах даже Своего апостола Петра, когда тот начал прекословить Ему в отношении Голгофы и сказал: «Да не будет этого с Тобою». Христос, почувствовав в этих словах жало сатаны, говорит Петру: «Отойди от Меня, сатана! ты Мне соблазн» (Ев. Матф. 16, 22 — 23).
«Жало» сатаны было и в предательстве Иуды, о котором Евангелие говорит, что «вошел в него сатана», и он вышел из горницы, чтобы предать Христа (Ев. Иоан. 13, 27 и 30). Не будем думать, что сатана, беря своим орудием Иуду, хотел повести Христа на Голгофу для совершения спасения грешников. Нет! Цель его была — не допустить Христа до смерти на Голгофе, до пролития Его искупительной Крови там. Сатана был уверен, что Христос, преданный врагам, не даст Себя на поругание им. Сатана знает слова Псалма 67, 2: «Да восстанет Бог, и расточатся враги Его». Он был уверен, что Христос, преданный в руки Е-го врагов, восстанет — и расточатся Его враги. У Иуды, предавшего Учителя, было одно только желание: получить тридцать сребреников, У диавола была зловещая цель — не допустить Христа до Голгофы, не допустить спасения грешников смертью Христа на кресте.
Жало древнего змея — сатаны Христос чувствовал с особой силой на Голгофе, где раздавались весьма заманчивые слова: «Спаси Себя! если Ты Сын Божий, сойди с креста» (Ев. Матф. 27, 40). Это было огненным искушением для Христа, страдания Которого на кресте были невыразимы и Который мог в любую минуту избавиться от них, — ведь это зависело только от Него, Так жалил диавол Христа в пяту, и это жало было для нашего Спасителя очень чувствительно.
И, наконец, Христос страдал на Голгофе от справедливого суда Божьего за наши грехи и преступления. Это страдание Христа от руки справедливого божественного Судьи было самой горькой каплей в чаше, которую Он испил на Голгофе. Об этом виде страдания Христа мы не знали бы, если бы среди глубокой тьмы, объявшей Голгофу, из уст Христа не вырвался крик: «Боже Мой! Боже Мой! для чего Ты Меня оставил?» Это страдание Христа — самое таинственное для нас страдание. Нам понятны страдания Христа от тяжелой ноши наших грехов. Нам понятны страдания Христа, причиненные Ему руками человеческими. Нам понятны страдания Христа под огнем искушений от диавола. Но нам трудно понять тайну суда Божьего за наши грехи, суда Божьего, излившегося на Христа на Голгофе, занявшего там наше место. Лишь отчасти раскрывают перед нами глубину страданий Христа от руки божественного Судьи следующие слова Псалмов: «Все воды Твои и волны Твои прошли надо мною» (Пс. 41, 8). «Стрелы Твои вонзились в меня и рука Твоя тяготеет на мне» (Пс. 37, 3). «Ты положи меня в ров преисподней, во мрак, в бездну. Отяготела на мне ярость Твоя, и всеми волнами Твоими Ты поразил меня… Для чего, Господи, скрываешь лицо Твое от меня? Я… несу ужасы Твои… надо мною прошла ярость Твоя» (Пс. 87, 7 — 17). Все эти слова говорят о суде Божьем, поразившем Христа на Голгофе, чтобы мы были свободны от этого суда. Вот цена нашего опасения, за которое мы должны вечно славить нашего Искупителя.