Деляков Яков Делякович (1829-1898)

Так стал именоваться он в России, родовое имя его Каша Ягуб, родился он в Персии (Иран), национальность его: по одной версии — сириец, по другой — ассириянин. На родине, в Персии, став христианином-пресвитерианцем, он окончил пресвитерианскую Библейскую школу и стал миссионером. Прибыв в Россию в 1862 году, он, по всей вероятности, трудился как миссионер среди своих соотечественников-персов на территории Закавказья, граничащего с Персией. Есть данные, что в Елизаветградском уезде (ныне Кировоградская область, Украина) жил его старший брат с семьей, который был необращенным и разыскать которого было одной из причин его приезда в Россию.

И миссионерское служение, и поиски брата обусловили необходимость изучения русского языка. В течение двух лет он овладел разговорной русской речью и стал, хотя с сильным восточным акцентом, горячо призывать людей разных национальностей и религий к покаянию во имя Иисуса Христа распятого и принятию спасения и оправдания по вере во Христа, а не за свои добрые дела, как учила официальная православная церковь.

В 60-е годы, как и позже, Деляков Я.Д. совмещал свой труд миссионера-благовестника пресвитерианского убеждения с работой в Библейском обществе, распространяя книги Священного Писания сначала в Закавказье (Баку, Тифлис), потом на Северном Кавказе (Владикавказ), потом в молоканских селах Приазовья. Под влиянием его проповедей и пресвитерианского учения о детокрещенстве среди молокан Приазовья, в частности, в селах Астраханке и Нововасильевке, Бердянского уезда, которые раньше отвергали всякое водное крещение, стали практиковать крещение детей, и в названных селах возникли общины, известные под названием евангельских христиан-захаровцев, по имени пресвитера общины с. Астраханки.

Хотя Деляков Я.Д. не усвоил евангельских истин о духовно-нравственном возрождении и крещении взрослых по вере, но искупительная жертва Христа была в центре его проповедей. О глубине его личной любви ко Христу свидетельствует проповедь, произнесенная им в марте месяце 1871 года в селе Карловке, недалеко от г. Елизаветграда (г. Кировоград, Украина) на общественном собрании (сельский сход). Лично слышавший эту проповедь пресвитер Старо-Данцигской немецкой общины баптистов Прицкау И.Е. так описал в одной из своих книг: «Он (Деляков) говорил с жаром и глубоким убеждением. Он указал на дивное рождение Богочеловека, Его святую жизнь, на тот потрясающий момент, когда Он был перед Пилатом и народом в пурпуровой мантии и терновом венце и, наконец, на страдание Его на кресте и закончил словами: «Посмотрите, друзья и братья, была ли боль сильнее Его боли? Солнце не могло смотреть, оно закрыло глаза и плакало большими слезами».

Из других источников известно, что многочисленные слушатели этого сельского схода так были взволнованы этой проповедью, что все плакали. На юге Украины Деляков Я.Д. имел возможность ближе познакомиться с уже возникшими общинами баптистов из немцев, а также с нарождавшимися группами баптистов-украинцев; он был принят в своих домах украинскими баптистами — Цимбалом Ефимом и Хлистуном Т.О. из Карловки, где он имел мужество проповедовать. Во время своих поездок по Нижнему Поволжью во второй половине 70-х годов он попал в молоканское село Дубовку, где уже были первые молокане, принявшие крещение по вере. Здесь он встретил вдову — баптистку Жидкову А.В. и женился на ней; ее сын Жидков И.И., также был крещен по вере; в начале 80-х годов они вместе распространяли духовную литературу, издаваемую Пашковым В.А. в Петербурге.

В апреле 1884 года Деляков Я.Д. был приглашен гостем на объединенный съезд представителей евангельских течений России, созванный Пашковым В.А. и Корфом М.М., где были выдающиеся работники евангельско-баптистского движения, в частности Павлов В.Г. и Кальвейт М.К., а в 1885 году, также в апреле, он был гостем на 2-ом съезде Союза русских баптистов в г. Владикавказе (1-й учредительный съезд этого Союза был в 1884 году в Нововасильевке, Приазовье).

Общение Делякова Я.Д. с евангельско-баптистским братством, начавшееся еще в 60-е годы со дней его знакомства с братом Кальвейтом М.К., преподавшим благодаря его (Делякова) посредничеству святое по вере крещение брату Воронину Н.И., и продолжавшееся не менее 20 лет, не прошло для него бесследно. Убедившись в твердой обоснованности по Евангелию крещения взрослых (в Новом Завете нет ни одного описания крещения детей, лишь взрослых) и воочию видя обильные благословения в духовном и численном росте евангельско-баптистского движения, он сам присоединился к нему и принял святое крещение по вере в 1886 году.

Проповедническое призвание Делякова Я.Д. и его благословенные успехи в деле приобретения душ для Христа были очевидными для всех, и в 1889 году на 5-м съезде Союза русских баптистов в с. Никольском (Ставрополье) он был назначен от Союза благовестником на Дальний Восток. Одной из причин направления его на окраину Российской империи было желание руководства Союза уберечь его, шестидесятилетнего, от репрессий, которые особенно угрожали благовестникам в европейской части страны.

В этом же году вместе с другим благословенным тружеником Союза братом Чечеткиным М.Д. они отправились на Дальний Восток в район города Благовещенска, где было много сел с молоканским населением. Труд их там был весьма успешен: уже в этом году в Благовещенске возникла первая на Дальнем Востоке община христиан-баптистов.

Вскоре брат Чечеткин М.Д. уехал, чтобы трудиться в Средней Азии, а Деляков Я.Д. остался в Приамурье и самоотверженно трудился по приобретению душ для Господа и Его Церкви до самого конца своей земной жизни, до дня, когда Христос отозвал душу Своего верного служителя в Свое присутствие в 1898 году.

Вот как описал Винс Г.П. в автобиографической повести «Тропою верности» рассказ его матери Вине Л.М. о труде для Христа Делякова Я.Д. на Дальнем Востоке и об уверовании непосредственно через него ее дедушки (приводим очень сокращенно): «Мой дедушка А.П. Чешев, у которого Деляков в это время работал, тоже был молоканином… Дедушка Абрам знал, что Деляков — проповедник, хотя и баптистский (что было очень плохо по мнению деда). Но все-таки ему было стыдно, что Деляков обедает у молотилки. И вот однажды Абрам Пименович приходит к работающим и говорит: «Яков Делякович, ты тут не обедай, приходи в дом! Уж мы с тобою и пообедаем, и побеседуем». Яков Делякович шел в дом. Но когда он начинал говорить о спасении, о возрождении, о крещении по вере, то дедушка… приходил в ярость. И выгонял его из дома. Уходя, Деляков обычно кротко и очень дружелюбно говорил: «Зря ты серчаешь на меня. Господь так любит тебя, так любит!..» Ночевал он в сарае. Гнев деда утихал, и он через некоторое время опять приглашал Я.Д. к себе на беседу…

А беседы все продолжались и становились все спокойнее и спокойнее. Так постепенно и уверовал мой дедушка, а с ним и весь дом, вся семья нашего дедушки. А молотилка переходила на другой двор, и с нею Яков Делякович. Он и там вел себя так же: работал и кротко свидетельствовал о пути спасения. Скоро в деревне Толстовка образовалась небольшая церковь баптистов: сначала человек на пятьдесят, а потом — на сто и на двести. Молокане обращались к Господу целыми семьями и принимали водное крещение. Так Я.Д. исходил пешком весь этот край (Зазейский район) — из одной деревни в другую, проповедуя спасение во Христе по вере …

Яков Делякович отошел к Господу в деревне Гильчиновка … там его похоронили. На могиле положили каменную плиту, на которой было написано очень просто: «Яков Делякович Деляков». Я еще видела эту надгробную плиту на кладбище в 20-е годы…»

Как когда-то в древнее ветхозаветное время по промыслу Божию пришедшая из полей Моавитских Руфь стала прабабушкой царя Давида, а потом вошла в родословную Господа Христа, так Каша Ягуб по промыслу Божьему из Персии пришел в Россию, чтобы силою благодати Христовой приобретать драгоценные для Него души и войти в историю нашего евангельско-баптистского братства как такой служитель Божий, которого невозможно ни исключить, ни забыть — «в вечной памяти будет праведник» (Пс.111:6).

(«Правда о баптистах» В. Г. Павлов, 1911 г., «Баптист Украины» № 10 за 1927 год, «Тропою верности» Г. П. Винс, 1990 г., «История ЕХБ в СССР», 1989 г.).

Источник: “Облако свидетелей Христовых”, Л. Коваленко

Реклама

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s

%d такие блоггеры, как: