Ев. Иоан. 19:17 — 34
«Неся крест Свой…» Понтий Пилат осудил Христа на смертную казнь через распятие. Евангелист Иоанн говорит: «Тогда, наконец, он предал Его (Иисуса) на распятие». Понтий Пилат мог осудить Христа и на другой вид казни, практиковавшейся римлянами: на казнь мечом; но тогда не исполнилось бы пророчество Библии о смерти Христа на «древе», то есть о Его распятии.
История христианства говорит, что ап. Павел был казнен мечом, а ап. Петр в это же время путем распятия. Кресты, на которых римляне распинали приговоренных к смерти, были двух родов: искусственные и естественные. Искусственные — это кресты, сделанные руками плотников; естественные — это стволы дерев с двумя ветвями, имевшие вид креста. Мы можем предполагать, что Иисус был распят на искусственном кресте, то есть кресте, специально для этого сколоченном.
«Неся крест Свой…» Как легко произносятся эти короткие слова, но какое море страданий сокрыто в них. Что только не перенес Он, наш Спаситель, до того, как на Его плечи был возложен этот позорный крест. Мы должны всегда помнить страдания Христа в Гефсиман-ском саду. Мы должны знать, что за Гефсиманией последовала бессонная ночь, полная оскорблений в Синедрионе. Христос прошел два суда и два смертных приговора — суд Синедриона и суд Пилата, и оба суда были несправедливейшими в истории судов. Оба приговора были смертными приговорами, но полными лжи и клеветы на нашего Господа Иисуса Христа. Синедрион осудил Его за богохульство; подумать только: Христа — за богохульство! Понтий Пилат осудил Его за соперничество с римским кесарем; подумаем только: Христос — соперник кесаря! Прелюдией к распятию были также страдания Христа в претории Понтия Пилата. Мы читаем в Евангелии Иоанна 19, 1 — 3: «Тогда Пилат взял Иисуса и велел бить Его. И воины, сплетши венец из терна, возложили Ему на голову, и одели Его в багряницу, и говорили: радуйся, Царь Иудейский! И били Его по ланитам». Раны, нанесенные нашему Господу Иисусу Христу бичеванием и терновым венцом, были источником очень мучительных страданий.
И вот, мы на Голгофе: на центральном месте всей Библии; в центральном месте всей христианской истории. Голгофа — это «остров безопасности» в бушующем море человечества. «Тихо у креста…» — поем мы в одной нашей духовной песне. И вот в этой тишине Голгофы мы рассмотрим все, что там произошло. Что же произошло там?
Прежде всего, мы видим на Голгофе чашу с вином и смирною (Ев. Марк. 15, 23). Этот напиток был предназначен для распинаемых, чтобы притупить их чувствительность к предстоящим страданиям. О Христе Евангелист Марк говорит: «И давали Ему пить вино со смирною, но Он не принял». Христос отказался от этого напитка, потому что хотел перенести все страдания за наши грехи в полном и ясном сознании.
После предложения чаши с напитком последовало пригвождение ко кресту. Гвозди прошли через ладони и ступни нашего Спасителя, причинив Ему более невыносимые страдания, чем бичевание и терновый венец в претории Пилата. А когда был поднят крест с телом Иисуса, раны Его на руках и ногах стали раздираться тяжестью Его тела, и физические страдания Христа достигли высшей меры.
Обратим теперь наше внимание на надпись, которую поставил Пилат над головой Христа. Эта надпись гласит: «Иисус Назорей, Царь Иудейский». Это — пророческая надпись: Израиль, распявший своего Мессию, преклонится перед Христом и признает Его «Царем Иудейским». Церковь Христа уже преклоняется перед Ним, как перед своим Властелином. И придет время, когда перед именем Иисуса преклонится всякое колено. (Филип. 2. 10).
У подножия креста Голгофы мы видим три отношения: равнодушие, вражду и любовь. Равнодушие ко Христу мы видим в сердцах воинов, беззаботно бросающих жребий о Его одеждах. Вражду мы видим в сердцах священников, фарисеев и книжников. Любовью ко Христу бьются сердца друзей Его, стоящих у креста: Его матери, Его ученика и апостола Иоанна, Его учениц — Марии Клеоповой и Марии Магдалины.
В темноте Голгофской ночи мы видим светлый, яркий луч. Это — покаяние разбойника. В горькой чаше, о которой молился Христос в Гефсимании, оказалась очень сладкая капля.
Обратим внимание на небольшое, но полное идиллии происшествие на Голгофе: Иисус поручает матери Своей Иоанна, а Иоанну — Свою матерь. О чем это говорит? О том, что у Марии не было других детей, а братья Господни, о которых говорит Евангелие, были «двоюродными» братьями Христа, то есть сыновьями Марии Клеоповой — сестры матери Иисуса.
Из уст распятого Христа раздались на Голгофе семь знаменитых слов, на которые написана целая библиотека книг и множество чудесных музыкальных произведений. Из этих слов мы выделим одно короткое слово — слово «Совершилось!». Глаз является самым маленьким членом в нашем организме, но в нем может концентрироваться громадная местность, вплоть до самого горизонта, притом со всеми деталями. Так в коротком слове распятого Спасителя «Совершилось» концентрируются все остальные слова Его на кресте, даже больше — все слова Писания.
Выслушаем еще один звук на( Голгофе. Это — последний вздох Христа, означавший, что Он умер, умер за нас, умер за наши грехи. Не уснул, не впал в обморок, но умер, о чем свидетельствуют кровь и вода, истекшие из Его пронзенного копьем воина сердца. И эти кровь и вода, истекшие из сердца Христа на Голгофском кресте, говорят нам об исполнении пророчества Захарии, которое гласит: «В тот день откроется источник дому Давидову и жителям Иерусалима для омытия греха и нечистоты» (13, 1).
И, наконец, еще одно происшествие на Голгофе — это пробуждение сотника после смерти Христа. Евангелист Лука говорит: «Сотник же, видев происходившее, прославил Бога и сказал: истинно, Человек Этот был праведник» (Ев. Луки 23, 47).