(Ев. Иоан. 21:25).
«Многое и другое сотворил Иисус: но если бы писать о том подробно, то, думаю, и самому миру не вместить бы написанных книг». Есть богословы, которые эти слова Евангелия Иоанна считают иносказанием и говорят, что их не надо понимать буквально. Другие толкуют эти слова как особый оборот речи, имеющий целью усилить впечатление от соделанного Господом нашим Иисусом Христом, вроде того как мы часто стараемся усилить впечатление от окружающего нас мира и говорим: безбрежное море, бездонная глубина, бесчисленные мириады звезд, в то время как и море имеет берег, и самая большая глубина не бездонна и звезды могут быть исчислены.
Многие толкователи Писания говорят, что евангелист Иоанн написал эти слова не с целью сказать буквально, что мир не вместил бы книг, описывающих дела Христа, а с целью подчеркнуть величие нашего Господа Иисуса Христа. А критики Евангелия Иоанна дошли даже до утверждения, что апостол Иоанн не мог написать таких слов.
Как мы должны смотреть на эти слова в самом конце Евангелия от Иоанна? Что это: иносказание, преувеличение или действительность? Что это: действительность, что миру не вместить книг, написанных о всем, что сотворил Иисус Христос? Да, это действительность, это действительно так. Как все в Писании, так и эти слова исходят от Духа •Святого; не от апостола Иоанна, а именно от Духа Святого. Если мы глубже вникнем в эти заключительные слова Евангелия Иоанна, то .Христос засияет перед нами в такой славе, что, подобно ап. Иоанну на «острове Патмосе, мы будем вынуждены пасть к Его божественным ногам (Откров. 1, 17).
Мы читаем слова: «Многое и другое сотворил Иисус»… Евангелие дает нам описание дел Христа, сотворенных Им в Палестине во время Его земной жизни. Евангелие дает нам описание дел Христовых в очень сжатой форме, в очень кратких словах, — причем на страницах Евангелия описаны далеко не все дела Христа. Но если бы в Евангелии были описаны все дела, совершенные Христом во время Его земной жизни, причем подробно, — то нам трудно было бы иметь Слово Божье при себе; его пришлось бы не носить, а возить.
«Многое и другое сотворил Иисус», чего не описали евангелисты и апостолы. Чтобы нам понять глубину этих слов, мы должны взять начальные слова Евангелия от Иоанна: «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог… все чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть» (Ев. Иоан. 1, 1 — 3). Эти слова переносят нас к делам Христа, которые Он сотворил еще до пришествия на нашу землю. Остановим наше внимание на этих делах Христа — делах, сотворенных Им до Его земной жизни.
Возьмем сотворение Им неба и земли, столь кратко описанное в одной только главе — первой главе Книги Бытие. Но если бы все мироздание описать подробно, то земля сгибалась бы под тяжестью книг. Даже сегодня, когда мироздание описано еще так не полно, имеются уже миллионы и даже миллиарды книг.
По мере того как наука будет раскрывать тайны мироздания, миллиарды новых книг будут прибавляться к миллиардам старых книг. И так дальше и так дальше. Возьмем для примера свет, о котором Библия так кратко говорит: «И сказал Бог: да будет свет. И стал свет» (Быт. 1, 3). Свет — это только одно из творений Христа, но сколько книг написано о нем, — целые библиотеки можно наполнить одними только книгами о свете. А ведь теории о свете рождаются одна за другой, и каждая теория порождает все новое и новое количество книг.
Когда мы говорим о физическом свете, мы должны вспомнить слова Евангелия о другом свете — о Свете Христа: «Был Свет истинный, Который просвещает всякого человека, приходящего в мир» (Ев. Иоан. 1, 9). К числу дел Христа принадлежит дело просвещения Им всякого человека. И если бы описать, да еще подробно, как этот Свет Христа просвещал всякого человека, который когда-либо и где-либо жил на нашей земле, — то сколько же книг было бы написано, но их пока еще почти нет. Эта тема — тема о просвещении Христом каждого человека — еще нетронутая тема.
Возьмем необъятный мир живых существ. Возьмем сонмы ангелов: сотворение их и их служение потребовало бы описания на страницах не только миллионов, но и миллиардов книг. А если взять такое дело Христа, как сотворение жизни, то трудно представить, сколько книг уже написано и сколько еще будет написано на тему о жизни. Какое множество книг написано о каждом животном и о каждом растении, и сколько будет еще написано о каждом живом существе. А ведь Библия говорит, что каждый вид живого существа — это творение Христа, без Которого ничто не начало быть, что начало быть. Возьмем венец творения Христа — человека. Если взять отдельные члены тела человека, так премудро и целесообразно устроенные, то о каждом из них написано неимоверное множество книг, и будет еще больше написано. Все это является описанием дел Христа.
И, наконец, перед нами вселенная. Ее тайны начинают только-только раскрываться. А ведь когда будут описаны, причем подробно, все мириады звезд и планет вселенной, то придется поистине заниматься вопросом: где же разместить бесчисленное множество книг, описывающих вселенную? Описание вселенной — это описание бесчисленных дел Христа!
Среди «многого», что сотворил наш Господь Иисус Христос, нельзя упустить из вида Его Церковь. Когда будет описано все, и притом подробно, что Христос сделал в Церкви Своей и для Церкви Своей, все, что Он сотворил в жизни каждого христианина и каждой христианки, то действительно трудно будет миру вместить написанные книги.
Христос творил, творит и сотворит еще многое. Он сотворит еще новое небо и новую землю, и если и о них .написать все подробно, то миру действительно не вместить написанных книг.
Итак, перед нами Христос, творящий «многое», что не описано подробно на страницах Писания. И если то, что описано, привело нас к очарованию Христом и к отдаче нашего сердца Ему, то как же засияет перед нами Христос, когда мы узнаем все, что Он сотворил.