Шляйтхаймское исповедание

Статьи, которые мы обсудили и по которым мы пребываем в единомыслии (приняты Швейцарским Братским Собором 24 февраля 1527 года)

I. Крещение.
II. Церковное осуждение (отлучение).
III. Хлебопреломление.
IV. Отвращение от зла.
V. Служители в Церкви.
VI. Меч.
VII. Клятва.

I. О крещении мы согласились о следующем: КРЕЩЕНИЕ преподается всем тем, кто пришел к покаянию и преображению своей жизни. Тем, кто истинно верит в то, что их грехи очищены Христом; всем тем, кто живёт жизнью воскресения Иисуса Христа и хочет быть погребенным с Ним в смерти, чтобы воскреснуть с Ним; и всем тем, кто желает принять такое крещение и просит нас об этом. Это исключает крещение младенцев, высшую и главную папскую мерзость. Об этом вы имеете установление и свидетельство апостолов (Мф. 28, Марк 16, Деян. 2, 8, 16, 19). Этого мы хотим придерживаться с простотой, но твердо и уверенно.

II. По поводу осуждения (отлучения) мы согласились о следующем: ОСУЖДЕНИЮ подвергаются те, которые отдали себя Господу, чтобы жить по Его заповедям, а также крещенные в единое Тело Христово, называющие себя братьями и сестрами, однако же впадающие в заблуждение и грех, которые непреднамеренно овладевают ими. Дважды следует предостеречь от этого тайно, а на третий раз открыто подвергнуть обличению или же отлучить согласно заповедям Христа (Мф. 18). Но это следует делать согласно установлению, данному Духом Святым (Мф. 5), до хлебопреломления, чтобы мы могли преломлять и вкушать хлеб в единомыслии и любви и могли бы пить из одной чаши.

III. По поводу хлебопреломления мы единомысленны и согласились о следующем: все, кто хочет ПРЕЛОМЛЯТЬ ХЛЕБ в воспоминание о ломимом Теле Христовом и пить из одной чаши в воспоминание о пролитой Крови Христовой, должны перед этим объединиться крещением в единое Тело Христа, которым является Церковь Божия, Глава которой — Христос. Ибо, как говорит апостол Павел, «нельзя быть участником трапезы Господней и трапезы бесовской, нельзя пить чашу Господню и чашу бесовскую». Посему все, причастные к мертвым делам тьмы, не имеют части в свете. И все, кто следует за дьяволом и миром, не имеют части с призванными к Богу из этого мира. Все, погрязшие во зле, не имеют части в добре.

Поэтому все должно быть так: тот, кто не был призван Богом в единую веру, к единому крещению в одном Духе со всеми детьми церкви Божией, не может принимать с ними хлеб. Так должно быть, если мы хотим преломлять хлеб согласно заповедям Христа.

IV. Мы согласились по поводу отделения от зла: СЛЕДУЕТ ОТВРАЩАТЬСЯ ОТ ЗЛА и нечистоты, которые насаждены дьяволом в этом мире. Это значит, нужно отвращаться от общения с нечестивыми, не участвовать вместе с ними во всех мерзостях, которые они творят. И вот почему: все, кто непослушен вере и не имеет общения с Богом, чтобы исполнять Его волю, являются великой мерзостью перед Богом; и невозможно, чтобы от них происходило что-либо другое, кроме мерзости.

Ибо воистину все создания принадлежат к двум классам: хорошие и плохие, верующие и неверующие, свет и тьма, мир и те, кто ушел от мира, храмы Божьи и идолы, Христос и Вельзевул, и нет между ними ничего общего.
И для нас ясна заповедь Господа: Он призывает нас отделиться от зла, и так Он будет нашим Богом, и мы станем Его сыновьями и дочерьми (2Кор.6:17).

Далее Он призывает нас отречься от Вавилона и мирского Египта, чтобы мы не разделили боль и страдания, которые Господь пошлет им в свое время.

Из этого нам нужно понять, что все, что не право перед нашим Богом и Христом, не может быть ничем иным, кроме мерзости, которой нам следует опасаться и бежать от нее. Это значит, что все паписткие (католические) и антипаписткие (протестантские) дела и службы, собрания и посещения церквей, питейные дома, гражданские дела, обещания, даваемые в неверии, и другие подобные вещи, высоко уважаемые миром, но находящиеся в прямом противоречии с заповедями Бога, согласны со всей неправедностью этого мира. От всего этого нам следует отделиться и не принимать в этом участия, потому что это не что иное, как мерзость. Из-за этого некогда мы были ненавистны перед Христом Иисусом, Который освободил нас от рабства плоти и сподобил нас к служению Богу посредством посланного Им Духа Святого.

Поэтому, несомненно, отпадают от нас нехристианские, дьявольские орудия силы (меч, броня и тому подобное), а также и их использование для защиты друзей или же против врагов. Основание — благочестивое Слово Христа: «Не противьтесь злу» (по плоти имеется в виду).

V. По вопросу о служителях церкви Божией мы согласились о следующем: Служитель церкви Божией, согласно наставлению Павла, должен быть человеком непорочным, с добрым свидетельством от внешних. В его обязанности входит: читать (Слово Божие), увещевать, проповедовать, предупреждать, обличать, отлучать от церкви, вести молитву во благо всех братьев и сестер, держать хлеб во время хлебопреломления, соблюдать все, что касается заботы о теле Христовом, чтобы оно росло и развивалось и чтобы закрыть уста клеветникам. В соответствии с этим, церковь, избравшая его, должна поддерживать его в нуждах так, чтобы тот, кто служит Евангелию, мог жить от Евангелия, как установил Господь. Но если служитель совершит что-либо, подлежащее наказанию или обличению от церкви, то делать это можно только по свидетельству двух-трех свидетелей. И если он согрешил, его следует наказать (обличить, отлучить) перед всеми, чтобы остальные страх имели. Если случится так, что служитель будет наказан (отлучен) или уйдет к Господу (через мученичество), другой служитель должен быть рукоположен на его место в тот же час, чтобы малое стадо Божье и народ Его не погибли.

VI. По поводу меча (оружия) мы согласились о следующем: МЕЧ назначен Богом вне совершенства Христа. Он наказывает и несет смерть нечестивым, охраняет и защищает добрых. По Закону меч предназначался для наказания нечестивых, он нес им смерть, и тот же меч назначен сейчас для использования судьями в мире.

Но в совершенстве Христа (нужно понимать «в среде христиан») только осуждение (отлучение, церковное наказание) используется для предупреждения и отлучения согрешившего без умерщвления плоти, просто предупреждение и указание: более не грешить.
Сейчас многие, не признающие это волею Христа, начнут спрашивать: может ли или должен ли христианин использовать меч против нечестивых, или для защиты добра, или же во имя любви?

Мы единодушно отвечаем так: Христос учит и заповедует нам учиться у Него. Он смирен и кроток сердцем, чтобы мы нашли мир душам нашим. Также Христос говорит о женщине-язычнице, совершившей прелюбодеяние, что не следует побивать ее камнями в соответствии с Законом Его Отца (и все же Он говорит: «как Отец заповедал мне, так Я и поступаю»), а поступить с ней милосердно и простить, а ее предупреждает, чтобы она больше не грешила. Такое отношение нам следует полностью перенять по отношению к осуждаемым.

Во-вторых, по поводу меча будут спрашивать: следует ли христианам вступать в мирские споры и суды друг с другом, как это делают неверующие? Вот наш единодушный ответ: Христос не желал решать или вершить суд между братьями по поводу наследства и отказался делать это. Поэтому мы должны поступать подобным образом.

В-третьих, по поводу меча станут спрашивать: должен ли человек быть судьей, если его сами люди избрали на это? Ответ будет следующим: Христа хотели сделать царем, но Он ушел от этого, потому что это не было волею Его Отца. Таким образом, и мы должны поступать и следовать за Ним, чтобы не ходить во тьме.

Ибо Он говорит: «тот, кто хочет идти за Мной, должен отречься от себя, взять свой крест и следовать за Мной». Также Он запрещает использовать силу меча, говоря, что так правят князья мира сего, а с вами не должно быть так. Далее Павел говорит: «кого Он предузнал, тем и предопределил быть подобному образу Сына Своего». Также и Петр говорит, что Христос страдал (а не правил) и оставил нам пример, которому мы должны следовать.

Наконец, отметим, что христианину не следует служить судьей по следующим причинам. Правительственный суд судит по плоти, а христианин – по духу. Их дома и жилища пребывают в этом мире, а христианские – на небесах. Они – граждане этого мира, христиане — граждане неба. Они в своих ссорах и войнах пользуются оружием материальным, которое лишь убивает плоть, но христианское оружие духовное, служащее к разрушению твердынь дьявольских. Человек, поглощенный мирскими интересами, вооружается железом и сталью, а христиане вооружены оружием Божиим, истиной, праведностью, миром, верой, спасением через Слово Божие. И подобно тому, как Бог мыслит о нас, так и мы, члены тела Христова, должны помышлять обо всем, чтобы не было раскола в Теле, через которое его можно было бы уничтожить. Ибо всякое царство, разделенное в себе самом, погибнет. Члены тела Его должны поступать, как Христос поступал, чтобы тело Его оставалось целостным и единым ради его собственного процветания и роста.

VII. По поводу клятвы мы согласились о следующем: КЛЯТВА – это подтверждение, необходимое тем, кто ссорится или дает обещания. В Законе предписывается осуществлять ее именем Божиим, но только в истине, а не во лжи. Христос, проповедующий исполнение Закона, запрещает своим последователям клясться – ни в истине, ни во лжи, ни именем небес, ни землею, ни Иерусалимом, ни собственной головой – по причине, о которой Он говорит кратко: ты не можешь ни одного волоса сделать белым или черным. И по этой причине всякие клятвы запрещены: мы не можем исполнить того, в чем клянемся, потому что не можем изменить даже малейшего в самих себе.

Но у некоторых недостает веры в эту простую заповедь Бога, они возражают, задавая такой вопрос: не клялся ли Бог Аврааму именем Своим (потому что Он Бог), когда обещал, что пребудет с ним и станет Богом его, если Авраам послушается Его заповедей; почему же мне не следует клясться, когда я даю кому-нибудь обещание? Отвечаем. Прислушайтесь к Писанию: поскольку Он хотел еще полнее показать своим последователям неизменность Своих намерений, то поклялся, что мы можем иметь крепкую уверенность в неизменности двух вещей (невозможно, чтобы Бог солгал об этом). Заметьте, какое значение придает этому Писание: Бог может делать то, что запрещает делать нам, поскольку для Него все возможно. Бог дал клятву Аврааму, говорит Писание, для того, чтобы показать ему неизменность Своих намерений. То есть, никто не в силах противостоять Его воле, поэтому Он может исполнить Свою клятву. Но мы ничего не можем сделать для того, чтобы исполнить наши клятвы, как говорит Христос, поэтому мы вовсе не должны клясться.

Другие же говорят следующее: в Новом Завете Богом не запрещено клясться, в то время, как это, в действительности, заповедано в Ветхом Завете, но запрещено лишь клясться небом, землей, Иерусалимом и собственной головой. Отвечаем. Прислушайтесь к Писанию: тот, кто клянется небом, клянется престолом Божиим и Тем, Кто на нем восседает. Заметьте: запрещено клясться небом, которое лишь является престолом Божиим. Насколько же строго запрещено клясться самим Богом! Вы, глупцы и слепцы, подумайте, что больше… престол или Тот, Кто на нем восседает?
Далее некоторые говорят: поскольку зло существует ныне в мире и поскольку человек нуждается в Боге для установления истины, апостолы Петр и Павел тоже давали клятвы. Ответ: Петр и Павел лишь свидетельствовали о том, что Бог обещал Аврааму, дав клятву. Сами они ничего не обещали, как ясно видно из примера. Свидетельство и клятва – две разные вещи. Когда человек дает клятву, он в первую очередь обещает сделать нечто в будущем, подобно тому, как Христос был обещан Аврааму. И мы получили Его много лет спустя. Но когда человек свидетельствует, он свидетельствует о настоящем, хорошем или плохом, подобно тому, как Симеон говорил с Марией о Христе и свидетельствовал: «лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле и в предмет пререканий».

Христос учил нас об этом же, когда говорил: «да будет слово ваше: «да, да»; «нет, нет»; а что сверх этого, то от лукавого». Так Он говорит: ваши речи или слова должны быть «да» и «нет». Однако, когда человек не хочет понимать, значение слова закрыто от него. Христос говорит просто: «да» или «нет». И те, кто ищут Его в простоте, поймут Его Слово. Аминь.

Дорогие братья и сестры в Господе! Это статьи, по которым согласились некоторые братия, которые были прежде в заблуждении и не могли прийти к согласию, так что многие, с немощной совестью, преткнулись, став причиной поношения имени Божьего. Поэтому мы очень нуждались в том, чтобы придти к единодушию в Господе, Который грядет. Хвала и слава Богу!

Теперь, когда вы хорошо поняли волю Божью, открытую нами, вам нужно стремиться непрестанно ее исполнять. Ибо вы хорошо знаете, какая кара уготована слуге, грешившему сознательно.

СЕМЬ СТАТЕЙ ШЛАЙТХАЙМА на границе
Кантон Шаффхаузен, Швейцария
24 февраля 1527 года

Перевод © Константин Ордин, Владимир Хубирьянц.

 

Оставьте комментарий