1908 — Основныя положения общины свободных христиан

1. Положения религиозныя и нравственныя.

1. Мы имеем целью осуществлять в своей жизни, по мере наших сил, исповедуемое нами учение Иисуса Христа, сущностью котораго есть любовь Бога к людям 1) и любовь людей к Богу 2) и друг и другу 3), не допускающая насилия 4), духовная и телесная чистота 5), послушание совести 6), любовь к истине 7), правдивость 8), незлобие 9), всепрощение 10), кротость 11), свобода 12), равенство 13), братство 14), труд 15) и общинная жизнь по примеру древне-христианской общины 16).

2. В Боге мы почитаем Отца или начало добра, любви и разума. Оно дает жизнь всему миру и непосредственно открывается людям, воплощаясь в них, как их разумение, т.-е. как их совесть, любовь и разум и, как таковое, оно называется в Библии различно: Богом во плоти 17), Духом 18), Духом Божиим 19), Духом Святым 20), Сыном 21), Сыном Божиим 22), иногда, хотя и не точно, Сыном Человеческим 23), Посланником 24), Мессией 25), Христом 26), Духом Христовым 27), Царем 28), Спасителем 29), Пастырем 30), Наставником 31), Утешителем 32), Любовию 33), Истиною 34), Премудростию 35), Разумом 36), Совестию 37), Словом или Разумением (по-гречески Логос) 38), Словом Божиим или Словом Господним 39), Голосом Божиим 40), Волей Божией 41), Откровением 42), Даром Божиим, Даром Духовным, Даром небесным 43), Светом 44), Солнцем 45), Огнем 46), Камнем 47), Хлебом Божиим, Хлебом небесным 48), Водою живою 49), Кровию Христовой 50), Виноградной Лозою 51), Древом жизни 52), Жизнию 53), Воскресением 54) и проч.

3. Поэтому и в Иисусе Христе мы признаем, с одной стороны, жившаго в свое время Иисуса-человека, или сына человеческаго 55), а с другой, воплощеннаго в нем вечнаго Христа-Бога, или Сына Божия, или Духа Божия, или просто Духа 56), который воплощался в людей и до Иисуса, “переходя из рода в род”, как говорится в книге Премудрости Соломона 57), который воплощался в людей и во дни Иисуса 58), как и после Иисуса и в настоящее время в каждом, стремящемся к истине, Он воплощается: входит в его душу и проповедует в ней 59), страдает от живущаго еще в нем зла, умирает, погружаясь в его зло, воскресает 60) и, наконец, совсем поселяется в нем 61). Исповедуемая нами религия и заключается в том, чтобы мы, углубляясь в себя, внимали голосу этого внутренняго Бога или Христа 62), рождались бы от Него 63), облекались бы в Него 64), проникались бы светом Его разумения 65), любви 66), святости 67) и добрых дел 68), и в свою очередь старались бы светить этим светом вокруг себя 69), страдать, умирать и воскресать для жизни новой и блаженной 70) и для созидания тела Христова 71), храма Божия 72), новаго Иерусалима 73), царства Божия 74), т.-е. братства всех людей, “где нет ни Еллина, ни Иудея, ни обрезания, ни необрезания, варвара, Скифа, раба, свободнаго, но все и во всем Христос” 75).

4. Голос этого же, живущаго в нас, вечнаго Христа-Бога, а также изучение материальнаго и особенно духовнаго мира говорит нам, что смерти не существует, что жизнь не может быть иная, как вечная 76), что ничто не погибает, кроме форм 77), и что в нашей душе есть нечто такое, что не подлежит смерти. Мы всегда были и будем, мы есьмы, как и сказал Христос:“Я — от начала сущий; прежде, нежели был Авраам, я есмь” 78); так называемая смерть есть только переход или исход из одной жизни в другую 79). Есть только одна настоящая смерть — духовная, состоящая в потере блаженной жизни и причиняемая неверием в Бога-Христа или неимением Его в себе 80) и грехами 81). Но покаяние, вера в Бога-Христа или принятие Его в себя и согласная с Ним жизнь могут избавить и от этой смерти 82).

5. Мы называем себя “свободными христианами” потому, что исповедуем учение Христа свободно, т.-е. без насилия над нашим и чьим бы то ни было духом и телом, иначе и кратко говоря, исповедуем любовь без насилия.

6. Поэтому мы отвергаем всякие догматы и авторитеты, как насилие над нашим разумом, потому что они требуют веры в то, чего наш разум не признает, и свободно изследуем и критикуем всякия религии и религиозныя писания 83), руководясь при этом голосом своего разумения, т.-е. своей совести, любви и разума 84). Да и во всем мы руководствуемся только этим голосом, который мы признаем голосом, словом, волей, откровением самого Бога, Его Духом или Христом 85).Поэтому у нас нет никаких духовных отцов и наставников. Один у нас Отец-Бог и один у нас Наставник-Христос, все же мы — братья 86). На этом же основании мы пользуемся и духовно обогащаемся не только еврейско-христианской Библией, но и религиозными книгами других вер и народов и изучаем древних и современных нам мудрецов и учителей нравственности и науки, собирая, подобно пчелам, мед с самых разнообразных цветов, ибо Дух Божий дышит, где хочет, и во всяком народе есть люди, Им движимые и поступающие по правде 87).

7. Мы отвергаем всякие обряды, как насилие над нашими религиозно-нравственными чувствами, которыя они искусственно вызывают и поглощают и тем самым мешают им свободно зарождаться и всецело служить Богу и людям. Поэтому такие акты, как брак (союз мужчины с женщиной), рождение ребенка, смерть и молитва, которые уже сами по себе суть религиозные обряды и таинства, не сопровождаются у нас другими таинствами и обрядами, а религиозныя наши собрания состоят из чтения религиозно-нравственных писаний, пения духовных песней, объяснения тех и других религиозно-нравственных бесед и тайной молитвы. Бог есть Дух сокровенный, любовь и истина и потому мы поклоняемся Ему тайно в духе, любви и истине 88), но мы не отрицаем и явной молитвы в том случае, когда она неудержимо и искренно изливается из сердца, как у Иисуса на кресте. Не отрицаем мы и произведений искусства, музыки, поэзии, живописи и ваяния, если оне не мешают нам рости духовно и служить Богу и людям 89).

8. Мы отвергаем всякую клятву, как насилие над нашей волей, которую она сковывает, но которая всегда должна быть свободна для проявления внушений живущаго в нас Бога. Поэтому и говорит Христос:“не клянись вовсе” 90).

9. Мы стараемся также освобождаться также от всего того, что насилует, ослабляет, разрушает, развращает, опьяняет и вообще одурманивает наше тело и, главное, наш мозг, этот нежный орган души, и тем самым лишает ее возможности надлежащим образом проявлять свои силы и служить Богу и людям. Поэтому половая распущенность, блуд и прелюбодеяние, которыя особенно истощают тело и опустошают душу, безусловно отрицаются нами, а половое общение, как таинство, предназначенное Богом для продолжения рода, считается нами допустимым лишь в таком союзе между мужчиной и женщиной, который скреплен не только половой любовью, но и одухотворяющим и возвышающим ее глубоким духовным единением,- духовной, Христовой, любовью,- и который мы называем браком.Да и в самом браке братское отношение между мужем и женою предпочитается половому 91).

10. Особенно мы стараемся воздерживаться от такого насилия, как человекоубийство. Отнять жизнь у человека мы считаем великим грехом, противным нашей совести и учению Христа, завещавшаго нам не только не убивать, но не гневаться, не ругаться и любить даже своих врагов, чему учили и апостолы, говоря:“радуйтесь, что вы участвуете в Христовых страданиях,- только бы не посрадал кто из вас, как убийца; никакой человекоубийца не имеет жизни вечной” 92). Отвращение к убийству так сильно в нас, что многие из нас отрицают даже убийство животных и не едят мяса.

11. Но воздерживаясьот всякаго насилия, мы не остаемя пассивными (недеятельными) непротивленцами, равнодушными зрителями совершающагося вокруг нас зла и ведем с ним борьбу, но так, что, борясь со злом и уничтожая его, мы не уничтожаем совершающих его людей и не причиняем им зла и в этом отношении мы остаемся верными заповеди Христа:“не противься злому злом”, которая выражена у апостолов Петра и Павла так:“никому не воздавайте злом за зло, но побеждайте зло добром” 93). Заповедь эта требует от нас не пассивнаго (недеятельнаго) созерцания зла, а активной (деятельной) борьбы с ним и защиты обижаемаго от обидчика словом и делом, пользуясь своим телом, как щитом, но не более; почему мы выражаем эту заповедь еще и так:“будь щитом — не мечом”. Истинная любовь требует отдавать все и полагать за других даже жизнь свою, но никак не чужую 94) и не только не бояться, но радоваться страданиям и смерти за исповедание этой любви 95).

12. Вообще все наши средства как для борьбы со злом, так и для достижения поставленной нами цели должны быть сообразуемы с целью, вполне мирны и свободны от всякаго насилия 96), каковы: гуманное (человечное) воспитание и образование (школьное и внешкольное), честное и чуждое злобы и брани слово (устное, писанное и печатное), наука, искусство, собрания, съезды, общины, союзы, братская, трезвая и трудовая жизнь и такая защита одних людей от других, которая бы никому из них не причиняла зла, но всех их примиряла и объединяла 97).

13. Поставя себе столь высокую цель и предъявляя к себе такия требования, мы чувствуем всю свою слабость и греховность и потому, не считая себя вправе бросить камень, осудить и оттолкнуть от себя человека, который еще не освободился от всего того, от чего мы считаем своим долгом освобождаться, и, признавая его также своим братом, мы готовы принять и его в число членов нашей общины, лишь бы только и он искренно стремился к той же цели, к которой стремимся и мы, и старался бы освобождаться от того, что вредит душе и телу его и других. Христианство есть движение и стремление к совершенству. Поэтому Христос и сказал, что фарисей, т.-е. остановившийся и любующийся собою праведник, ниже мытаря, т.-е. движущагося вперед грешника 98).

14. Наши братья и сестры по духу с давних времен жили и живут в разных странах мира, в том числе и в России, и называли и называются они различно: “христианами” (с перваго века христианства) 99), “павликианами” (с 7-го века в Армении), “богомилами” (с 10-го века в Болгарии), “катарами” (с 10-го века по всей южной и западной Европе), “вальденсами” (с 12-го века во Франции, Италии и Богемии), “альбигойцами” (с 12-го века в южной Франции), “богемскими или моравскими братьями” (с 15-го века в Богемии), позднее названными “гернгутерами” (с 18-го века; поселенцы их есть и в России, в Самарской губернии), “меннонитами” (с 16-го века в Голландии, Германии и Англии; поселенцы их есть и в южной России), “квакерами” (с 17-го века в Англии и Америке), “назаренами” (с середины 19-го века в Австрии), “духовными христианами”, “молоканами”, “духоборами”, “общими”, “иеговистами”, “малеванцами”, “сютаевцами”, “толстовцами”, “свободными христианами” и проч. Мы отдаем предпочтение названию “свободных христиан”, как более точному и верному и яснее и полнее выражающему отличительную черту исповедуемаго нами христианства — отрицание всякаго насилия, как духовнаго, так и физическаго.

15. Отрицая насилие и называя себя поэтому “свободными христианами”, мы тем самым отрицаем и за вышеизложенными положениями значение непреложнаго “символа веры” или “устава” с их естественными спутниками — “анафемами”, “отлучениями” и карами, так как подобный “символ веры” или “устав” был бы насилием над живущим в нас Духом Божиим, ищущим все новой и более совершенной вормы для своего проявления; и потому мы всегда вольны изменять, дополнять и отменять настоящия наши положения в пользу более совершенных, лишь бы только оставалась ненарушимой исповедуемая нами и составляющая их сущность любовь без насилия. И самое предполагаемое нами заявление о внесении нашей общины в реестр общин является простым лишь заявлением о ея существовании без малейшаго отступления от этой любви. Регистрация эта касается лишь внешняго, гражданскаго состояния нашей общины, о котором и говорится в нижеследующих положениях, но она не простирается на ея религиозно-нравственное состояние, которое внушается, утверждается и освящается живущим в нас Богом, а не людьми. Поэтому наша община, как и древне-христианская, жила, живет и будет жить, в религиозно-нравственном отношении, независимо от ея регистрации.

2. Положения гражданския.

16. Для упрочения своего гражданскаго состояния образуемая нами в Петербурге и Москве “Община свободных христиан” намерена, согласно Высочайшим указам 17 Апреля 1905 г. и 17 Октября 1906 г., подать в Петербургское или Московское губернское правление заявление, в котором она указывает: 1) свое наименование:“Община свободных христиан”, 2) недопущение ею у себя наставников, 3) местность, на которую она предполагает распространить свою деятельность, 4) местонахождение своих религиозных собраний и 5) имена, отчества, фамилии, звания и места жительства своих членов, подписывающих заявление, и просит внести ее в реестр религиозных общин (ст. 8 и 9 Правил о сектантских общинах, приложенных к Высочайшему указу 17 Октября 1906 г.).

17. Делами общины заведует общее собрание членов общины и избранный им совет, без наставников (ст. 8 и 14 тех же Правил).

18. Кроме религиозных, открытых для всех, собраний в воскресные и другие дни недели, община, для обсуждения своих дел, созывает не менее одного раза в год и общия собрания своих членов (ст.15 тех же Правил).

19. Первое общее собрание членов общины после ея регистрации назначается лицами, подписывающими заявление о ея регистрации, которых, согласно Правилам о сектантских общинах, должно быть не менее 50 (ст. 7 и 15 тех же Правил), но число которых, вероятно, будет сокращено законом /Согласно последнему циркуляру Мин. Вн. Дел от 4-го Октября 1910 года, для регистрации Общества достаточно наличности 25 лиц./.

20. В общем собрании имеют голос все члены общины, как мужчины, так и женщины, достигшие 25 лет (ст. 17 тех же Правил).

21. Книги записей рождений, браков и смертей ведутся в городах городскими управами или городскими старостами, а в уездах — волостными правлениями на основании заявлений лиц, причастных к этим актам (ст. 39-51 тех же Правил).

22. Внесенной в реестр общине предоставляется учреждать богоугодныя заведения и школы, приобретать для осуществления целей ообщины недвижимыя имущества, образовывать капиталы и проч. (ст. 13 тех же Правил).

23. Обучающимся в общих учебных заведениях нашим детям Закон Божий преподается лицами нашего исповедания (п. 14 высочайшаго указа 17 Апреля 1905 г.).

24. Желая образовать свою общину из людей вполне согласных между собою и искренно стремящихся к поставленной нами цели, мы будем принимать в нее неизвестных нам лиц по представлению кого-либо из ея членов, или лиц, пользующихся нашим доверием, или после более или менее продолжительнаго ознакомления с ними и по согласию совета или общаго собрания общины (ст. 3 тех же Правил).

25. Считая возможным пользоваться Правилами о сектантских общинах, изданными 17 Октября 1906 г., во внешних делах нашей общины, мы находим излишним составление специальнаго для нея устава и ограничиваемся лишь этим кратким изложением ея основных положений, которое и прилагается нами к заявлению о внесении ея в реестр общин.

[Ниже — примечание В.И. Ясевич-Бородаевской]:

Среди свободных христиан существует некоторое разногласие в толковании основного положения любовь без насилия. Одни, во главе которых стоит Ив. Мих. Трегубов, не допускают ни в каком случае человекоубийства, даже, если бы грозила человеку или близким его от нападающаго смерть: “будь щитом — не мечем”. Другие же понимают и принимают любовь без насилия, как идеал, к которому люди должны всеми силами стремиться, но не считают возможным ручаться за крайние, исключительные случаи, когда человек может потерять самообладание и безсознательно ответить насилием на насилие.

В.Ясевич.

Оставьте комментарий