Уксус в Голгофской чаше Христа

Ев. Иоан. 19, 28 — 30

Когда же Иисус вкусил уксуса… Распинаемые обычно мучились долго, прежде чем они умирали. Иногда их мучение продолжалось два-три дня. Но особое страдание доставляла им страшная физическая жажда. И как ни жестоки были их палачи-распинатели, но все же в ответ на слово жажду им подавался уксус для утоления их жажды. Вот почему на Голгофе стоял сосуд, полный уксуса. Когда воины услышали из уст Христа слово жажду, они тут же поднесли уксус к Его устам. Но мы постараемся, с Божией помощью, вникнуть в символику уксуса, в его иносказательный смысл.

Иисус вкусил уксуса. Уксус — это нечто весьма кислое, дающее себя сильно чувствовать. Что же Христос чувствовал особенно сильно? Какой уксус был примешан к Его Голгофской чаше? Не чувствовал ли Христос с особой силой измену одного из Своих учеников — Иуды Искариота?

Конечно, измена Иуды ранила очень глубоко сердце Христа. Мы поймем этот уксус в чаше Христа, если мы когда-либо имели друга, которому сделали много добра, оказали много любви и доставили много радости, и вдруг он изменил нам, начал поносить нас, ненавидеть и причинять нам одно зло за другим. Если мы пережили рану измены, то мы поймем страдание, которое пережил наш Спаситель от измены Иуды. То, что Христос был пригвожден ко кресту, — в этом была большая доля вины Иуды. И если мы до сего дня считали, что только воины вбивали гвозди в руки и ноги Христа, то сегодня мы должны понять, что в пригвождении Христа ко кресту участвовал и Иуда-изменник.

В Ев. Матф. 27, 35 мы читает: Распявшие же Его делили одежды Его, бросая жребий. Почему Дух Святой, руководивший написанием Евангелия, побудил написать об одежде Христа, которую воины делили между собой на Голгофе? Возможно, по двум причинам. Во-первых, чтобы показать исполнение на Голгофе пророчества Псалма 21, 19: Делят ризы Мои между собою, и об одежде Моей бросают жребий. Во-вторых, одежда была единственной собственностью Христа на земле. Он действительно, будучи богат, обнищал (2 Кор. 8,9).

Бедность, постоянные лишения, нищета были постоянным уделом Христа на земле. Это был тот уксус, который давал себя Ему постоянно чувствовать. Нота глубокой-глубокой скорби звучит в словах Христа, которые Он сказал однажды: Лисицы имеют норы, и птицы небесные — гнезда, а Сын Человеческий не имеет, где приклонить голову (Ев. Лук. 9,58). Христос приклонял голову в разных домах, но ни один из них не принадлежал Ему. Он пересекал Назаретское озеро и учил народ из лодок, но ни одна из них не была Его собственностью. Он въезжал в Иерусалим на осле, но этот осел не принадлежал Ему. Он был погребен в саду, но в чужой пещере. Однажды Ему нужно было уплатить подать, но у Него не оказалось даже двух драхм. Лишения и нужда на каждом шагу Его жизни, и только одежда — простая, бедная одежда была Его собственностью и говорила Его сердцу на Голгофе о глубокой нищете, которую Он переносил ради нашего обогащения. И эта нищета была тоже уксусом в чаше Его страданий.

Христос испил на Голгофе уксус одиночества. В каком смысле? Мы читаем о воинах на Голгофе: И, сидя, стерегли Его там (Ев. Матф. 27,36). Маленькая деталь, но говорящая о многом. От кого стерегли воины распятого Христа? Не только чтобы не допустить ухода Его с креста. Они стерегли Христа от Его друзей, стоявших тут же у креста Его, — от Его матери, от Его любимого ученика Иоанна, от Его учениц. Стерегли Его от их любви и ласки, от их сочувствия и помощи.

Разве эти друзья Христа не спустились бы к потоку Кедрону, который протекал у горы Голгофы, чтобы утолить жажду Христа не едким уксусом, как сделали это воины, а чистой живительной водой? Конечно, они сделали бы это неоднократно за шесть часов страданий Христа на кресте. Они с любовью отирали бы пот с лица любимого своего Господа. Но, увы, воины стерегли Христа от всякого оказания Ему любви и помощи. И Христос, при такой близости Своих друзей, оказался на Голгофе в полнейшем одиночестве. Он видел с Своего креста слезы в их глазах — слезы любви и сострадания, и эти слезы, с одной стороны, утешали Его, а с другой стороны, они причиняли Ему боль и порождали в Его сердце чувство особенно глубокого одиночества.

В кубке с уксусом, поднесенном к устам Христа на Голгофе, содержались капли невыразимо мучительных болей. Большинство болезней, которые испытывают люди, сопровождаются болями. Поэтому в жизни каждого человека боли разного рода являются как бы неприятным аккомпанементом. Причем каждый человек страдает от своих, свойственных только ему болей. Один человек подвергается особенно часто головным болям, другой ревматическим, третий — болям сердечным, четвертый — желудочным болям. Или боли эти чередуются.

Но распятый наш Спаситель подвергся одновременно почти всем болям человеческого организма. Именно на Голгофе исполнилось пророчество Ис. 53,4: Он… понес наши болезни. Мы никогда не должны упускать из вида эту совокупность всех болей, которые перенес наш Господь на Голгофе.

Но острее всего почувствовал Христос на Голгофе уксус смерти. От этого уксуса вкусили все миллиарды людей, покоящихся на кладбищах мира. И только два человека не вкусили смерти за все тысячелетия человечества: Енох и пророк Илия.

Только восхищение Церкви избавит искупленных детей Господних от вкушения смерти. Христос мог бы ее не вкушать, и не было силы во всей вселенной, которая могла бы положить конец Его жизни. Но поскольку только в смерти Христа вечная жизнь каждого грешника и только смерть Христа могла открыть закрытые грехом двери рая для человечества, Христос и захотел Сам умереть на Голгофе, на жестком древе позорного креста — без подушки под головой и без врача, ощупывающего биение пульса.

О желании Христа умереть для нашего спасения, о желании Его принести Себя добровольно в жертву ради нашего вечного счастья говорят так ясно слова в Ев. Иоан. 18,3 — 4: Иуда, взяв отряд воинов… приходит туда (в Гефсиманский сад)… Иисус же, зная все, что с Ним будет (то есть видя перед Собой все ужасы Голгофы), вышел и сказал им: кого ищете? Воины пали на землю, как мертвые. Христос мог бы пройти мимо их и уйти от них. Но Он простер руки Свои и дал связать Себя. И пошел на крест Голгофы, и выпил добровольно чашу смерти.

Оставьте комментарий