Иоан. 19, 17; Марк. 15, 20 — 21
Обозрим еще раз пережитое Христом.
В Гефсимании — смертельная скорбь при виде чаши!
Поцелуй Иуды — предательство!
Бегство учеников — одиночество!
В Синедрионе — клевета, обвинение в богохульстве!
У Понтия Пилата — великие физические страдания! Бичевание!
Удары по терновому венцу на голове!
Насмешки воинов!
Сегодня мы познакомимся с новым страданием Христа — это позор! В чем он заключался? Пилат, несколько раз заявлявший о невиновности Христа, в конце концов приговорил Его к смерти! То есть сделал Христа злодеем со всем вытекающим отсюда позором! После приговора Пилата исполнилось пророчество (Ис. 53, 12): И к злодеям причтен был…
В чем же заключался позор, выпавший на долю Христа? Осужденные на глазах народа должны были нести свой крест на спине, совершая шествие по улицам города к месту казни, при свете дня, при большом стечении любопытного народа, при презрении и насмешках толпы.
Весь этот позор Христос испил до последней капли. Позор злодея для невиновного — это очень тяжелое страдание. Тем более для Того, кто ходил по нашей земле — благотворя.
Посмотрим, как Христос несет позор злодея. Троих ведут на Голгофу: Христа и двух разбойников! Нет сомнения, что Христа воины Пилата поставили впереди, чтобы всем этим сказать, что Он — главный злодей. Он и в этом смысле причтен к злодеям. У всех их кресты на плечах. Отряд воинов сопровождает их, чтобы они не сбежали.
Приведу в пример два предания об этом шествии Христа на Голгофу: Христос, шатаясь под тяжестью своего креста, прислонился к двери одного дома, стоявшего при дороге. Хозяин дома безжалостно ударил Христа и толкнул Его… Это предание о мерзком поступке. Но вот другое предание о красивом поступке! Женщина, по имени Вероника, увидела, как Христос упал под тяжестью креста. Она вышла из своего дома и отерла платком кровь и пот с лица Христа. За что Христос будто бы оставил на платке Свой нерукотворный образ.
Христос не донес Своего креста до конца, то есть до Голгофы. Вспомним, что спина и плечи Христа были в ранах после бичевания. Вспомним, что Он не спал ночь перед этим шествием. Вспомним Его кровавый пот в Гефсимании. Он был совершенно обессилен… Кто-то должен был нести крест Христа. Ах, если бы тут был один из апостолов! Хотя бы Петр, торжественно обещавший умереть со Христом! Но нет никого из друзей Иисуса.
Вдруг навстречу идет человек, Симон Киринеянин. Стой! — кричит один из воинов… Симон Киринеянин шел с поля (Лук. 23, 26). Значит, он был уставшим. Он шел домой. Значит, его дома ждали. Ему предстоял противоположный путь — а это всегда неприятно, да еще под позорным крестом, рядом с двумя разбойниками, как будто и его ведут на казнь!
Вот прекрасное разъяснение слов Христа: Кто не берет креста своего и следует за Мною, тот недостоин Меня (Матф. 10, 38). Мы называем всякую трудность крестом, но трудности несут и не ученики Христа.
Истинным крестом являются только те трудности, которые связаны с делом Христа! Крест — это самоотречение для Христа и Его дела! Без этого креста, то есть без самоотречения, нельзя быть истинным учеником Христа.
Благословения, полученные Симоном Киринеянином от несения креста, от этого неприятного для него события, — он стал учеником Христа. Я уверен, что он уверовал на Голгофе. И его два сына — Александр и Руфь — уверовали тоже.
Несение креста превратилось для Симона в самое светлое событие его земной жизни.
Он имел счастье послужить Христу в Его уничижении, взять Его ношу на себя.
И для нас, теперешних учеников Христа, самыми светлыми событиями нашей жизни будут те дела, которые мы сделали во имя Христа и для славы Христа.
Источником нашей радости будут те жертвы, которые мы принесли для дела Христа и для блага ближних. И в час смерти мы ни о чем не будем так жалеть и так печалиться, как о том, что у нас мало было дел и мало было жертв для Христа и ближних.