В каком отношении ты к Духу Святому? (Часть 1)

Предисловие

Отдавая в печать настоящую книжечку, автор руководствуется одним только горячим желанием, — предложить вопрос, поставленный в заголовке, не только тесным кружкам, которым он уже часто бывал предложен, но еще, возможно, большему цислу дорогих искупленных.

Он желал бы от сердца, чтобы Дух Святой вступил в безусловные, полные права во всех спасенных Кровию Христа душах, и чтобы сами они достигли обетованной силы свыше. Догматические вопросы, так достаточно освещаемые во многих выдающихся сочинениях, вовсе не затрагиваются; попутные указания на всеобщее печальное отношение к Духу Святому также делаются только изредка, потому что, в сущности, собственная скудость и недуховность сознаются уже многими.

Главным намерением было выдвинуть непосредственно из Слова Божия, а также из опыта мужей Писания, преимущественно положительные благословения, причастником которых становится ученик Господень при своем должном отношении к Духу Святому и благодаря полноте Его; выдвинуть для того, чтобы каждый испытал себя в этом свете, возжаждал полноты Его и не успокоился до тех пор, пока не обретет ее. Пусть Тот, о Ком идет речь на этих страницах, при их посредстве или непосредственно без них, Сам говорит каждому читателю, чтобы довести его и до этой цели!

Такова горячая молитва Автора.

1. Приняли ли вы Святого Духа?

«Во время пребывания Аполлоса в Коринфе, Павел, прошедши верхние страны, прибыл в Ефес и, нашедши там некоторых учеников, сказал им: — приняли ли вы Святою Духа, уверовав ? Они же сказали ему: — мы даже и не слыхали, есть ли Дух Святой» (Деян. 19:1-2).

В этих словах заключается короткое, но очень важное повествование из первых дней насаждения христианства апостолами. Это были дни, когда устроение Царства Божия совершалось еще во всей чистоте, по плану Божию, и Дух Святой Сам избирал, приготовлял и употреблял Свои орудия. Поэтому на основании тех дней мы и можем лучше всего усмотреть, в каком отношении находится Дух Святой к ученику Господа, и кто в действительности истинный христианин.

Приведенный отрывок повествует нам, как ап. Павел во время своих миссионерских путешествий приходит в Ефес и находит там некоторых учеников. Это, конечно, должно было невыразимо обрадовать раба Иисуса Христа, и он, по тогдашнему обычаю, вероятно, и остановился у них. Но вот, он вскоре находит, что с ученичеством этих людей что-то неладно, им не хватает достоверного признака Христианина; — истинного чада Божия, — Духа Святого.

Он сразу, без особого предисловия, приступает к сути дела; он спрашивает их совершенно непосредственно: «Приняли ли вы Святого Духа, уверовав?» Он не думает ни минуты, что это слишком трудный вопрос для простого христианина, или: ждать ответа на него значило бы требовать слишком многого, И мы скажем также со своей стороны: слава Богу за этот ясный вопрос из уст апостола, потому что из него мы видим, чего искали и спрашивали у христианина в те благословенные дни.

А что тогда было несомненным признаком чада Божия, остается, конечно, еще и теперь, так как ни Господь, ни план Его не изменились, и измениться не могут. Поэтому прежде чем мы будем говорить о Духе Святом что-либо более глубокое, я хотел бы обратиться к каждому из своих читателей с серьезным вопросом: принял ли ты Святого Духа, уверовав? Только будучи в состоянии ответить на него радостным «да», можешь ты спокойно продолжать чтение этой книжечки, и она, без сомнения, послужит тебе в благословение. Прежде всего посмотрим:

Насколько этот серьезный вопрос относительно Духа Святого необходим еще в настоящее время?

Он особенно необходим потому, что до сих пор очень многие воображают себя христианами именно как те двенадцать Ефесян, не приняв Святого Духа. Ах, как многим Он совершенно излишен, они не знают, на что Он существует. Если вы когда либо слышите их говорящими о духовных вещах, они, пожалуй, говорят о Боге; Христос уже реже является предметом их разговора, а о Духе Святом им не приходит даже и мысли. Далеки, очень далеки они от Него. Я еще хорошо помню то время, когда сам находился в этом печальном состоянии. Когда наступал Духов день, я праздновал сошествие Духа Святого, совершившееся 1800 лет тому назад, то есть, за много, много времени до нас.

Это был, конечно, праздник, касавшийся апостолов, и ни я, ни кто-либо другой, в настоящее время не имел с ним ничего общего, а потому он не представлял для меня большого значения. Чтобы теперь могли существовать люди, имеющие Святого Духа, было для меня решительно невозможным. Если бы апостол Павел тогда пришел ко мне с вопросом: «принял ли ты Святого Духа?» — я счел бы его за экзальтированного человека, который не совсем в уме. И все же, грустно сказать, как многие еще доныне именно в таком положении. Друзья мои, око Божие не находит в вас единственно несомненного признака христианина; да и не одно око Божие: всякий, кто как ап. Павел, имеет Духа Святого, заметит, что Его вам недостает. Ах, если б и вы узнали, что вам Его не хватает!

Этот серьезный вопрос так необходим потому, что все еще естъ люди, имеющие веру без Духа Святого. Те Ефесяне были верующими, как мы должны заключить из слова апостола: «уверовав». У них была вера, которая, однако, не была произведена Духом Святым: они, ведь, даже и не знали, есть ли Дух Святой. Так что это была вера, которая не могла ни спасти их, ни сделать блаженными, но оставила их в прежнем их погибельном состоянии. Может быть, это была вера в исторический факт, в букву, вера умственная, но не вера обновленного сердца.

Разве мы не находим и теперь у многих того же самого? Если бы мы в каком-нибудь кругу или доме вдруг у всех подряд начали спрашивать: «Истинна ли Библия, Слово ли это Божие? Сын ли Божий Иисус Христос? Умер ли Он за грехи мира?» — разве мы не получили бы от большинства решительного ответа: «Я знаю, что это правда, и верю всему». Иной, пожалуй, был бы даже в состоянии думать о себе, что он может положить жизнь за эти истины, и все же такая вера, не порожденная Святым Духом, -мертвая вера, оставляющая эти дорогие души точно такими же мертвыми, как она сама. Возлюбленные друзья, что сделало Лютера живым христианином, человеком Божиим, который так победоносно пред глазами всех восторжествовал над миром?

Была ли это такая вера? Нет, о нет! Ее он имел еще прежде, нежели пошел в Августинский монастырь, прежде чем нашел там прикованной драгоценную Библию. Уже тогда он верил, что Библия истинна, что Иисус Христос — Сын Божий и умер за грешников; но при этой вере он все-таки оставался погибшим, не спасенным грешником, что сам со временем живо сознал именно в этом монастыре. Ему нужна была совершенно другая вера, вера, о которой он в последствии так торжественно свидетельствует в своем кратком катехизисе: «Я верю, что не собственной силой и разумом могу верить в Иисуса Христа, моего Господа или придти к Нему, но что Дух Святой призвал меня посредством Евангелия, просветил Своими дарами» и т.д. Первую веру он имел своей собственной силой и разумом, без признания и просвещения; спасающей же веры он не мог достигнуть без Духа Святого, и никто не достигает ее без Него.

О, дорогие друзья, вы, имеющие веру, не произведенную Духом Святым, позвольте мне сказать открыто и торжественно пред Богом: вы погибли вместе с нею. Спросите себя серьезно, откуда у вас вера, и, если вы найдете, что она не дело Духа Святого, тогда начните сначала сегодня же, как те двенадцать мужей в Ефесе, которым апостол должен был еще только осветить путь ко Христу.

И еще: этот вопрос относительно Духа Святого столь важен потому, что без Него мы вовсе не принадлежим Христу. Вы же, можете принадлежать к одной из существующих церквей, можете быть крещены и усердно принимать участие в вечере Господней, можете не пропускать посещений церкви или религиозных собраний, вы можете правильно собираться в домашнем кругу на молитву, можете иметь много познания и кое-какие дела, достойные похвалы; но если вы Духа Христова не имеете, вы и не Его (Рим.8:9).

Я уверен, что апостол Павел трепетал за тех двенадцать мужей в Ефесе, ему было страшно, что они, ложно считая себя на пути к вечной жизни, могли в конце концов навеки погибнуть. Он знал, что быть без Духа Христова — не постороннее дело, не вопрос второго разряда, но самое великое, самое главное, от чего зависит вечное счастье или вечное горе каждого. Поэтому, испытайте себя теперь, будьте вполне честны к самим себе перед Богом, пока еще есть время, и вы можете сделаться причастными Духа Святого.

Подумайте только: не быть Его, не принадлежать Христу, несмотря на то, что носите имя христианина! Значит, не быть Им признанным, быть Им отверженным! А если вы не Его, чьи же тогда? Тогда, чтобы не сказать большего, вы принадлежите миру, вы еще погибаете во грехах своих! Но, может быть, вы спросите с своей стороны:

Как мы можем узнать, приняли ли мы Духа Святого?

Мы можем убедиться в Его присутствии по Его действиям в нас. Действия Духа Святого состоят в следующем:

Приходя к человеку, Он, во-первых, заставляет его осознать себя погибшим грешником. Мы знаем, все люди ведь грешники, и большинство из них признает это, но не все видят, что они -погибшие грешники. А наш Господь о Духе Святом говорит: «И Он, пришед, обличит мир о грехе и о правде, и о суде» (Ин.16:8). Если в твоем доме, среди твоих знакомых или незнакомых есть кто-либо, еще никогда не пробудившийся от своего греховного состояния, кому грехи его еще не причинили забот, и кто может, как все другие вокруг него, равнодушно продолжать свой путь, тот имеет полное основание сомневаться в том, что он когда-либо имел дело с Духом Святым, потому, что все, к кому Он ни приходил, прежде всего начинали сознавать свое состояние погибшего грешника. Посмотрите на кого хотите из Ветхого или Нового Завета.

Вот, например, Давид. Он долгое время спокоен, несмотря на свое глубокое падение; все, что он делает, состоит в том, что он, подобно Адаму в раю, старается прикрыть свои грехи. Но лишь только нисходит на него свет Духа Святого, мы видим его лежащим ниц со слезами на глазах и слышим, как он взывает в глубокой скорби: «Беззакония мои превысили голову мою, как тяжелое бремя отяготели на мне, смердят, гноятся раны мои от безумия моего» (Пс.37:5-6). «Беззакония мои я сознаю, и грех мой всегда предо мною» (Пс.50:5). «Не входи в суд с рабом Твоим, потому что не оправдается пред Тобой ни один из живущих. уныл во мне дух мой, онемело во мне сердце мое» (Пс. 142:2, 4). Вот великая грешница (Лук.7:37).

Почему она была великой грешницей? Потому что она долго могла пить беззаконие, как воду, она могла опускаться все ниже и ниже и не тревожилась; но лишь только в ее бедное, грешное сердце посредством Духа Божия проникает свет, она сокрушена раскаянием и скорбью и не стыдится дать волю слезам в чужом доме. Возьмите Закхея. Он давно грешный мытарь и начальник мытарей, пока его сердце не пробуждается приближающимся Господом. Тут он открыто говорит о своих грехах и готов исправить, что может, и перед людьми (Лук.19:8).

Вот и ап. Павел, муж, который вообще был, как сам говорит, »по правде законной непорочный» (Фил.3:5); когда же озаряет его свет небесный, он видит себя «первым» из грешников (1Тим.1:15). Да, это производит Дух Святой. Друг мой, сделался ли ты когда-нибудь уже в своих глазах погибшим грешником? Если нет, то настало для тебя время узнать, что ты еще не имел никакого дела с Духом Божиим и также еще далек от Христа.

Второе, что производит Дух Святой, следующее: Он возбуждает необходимость в Спасителе и приводит вас к Нему. Господь Иисус говорит о Нем: «Он прославит Меня» (Иоан.16:14). Еще для многих Иисус не прославлен, и потому они не имеют в Нем ничего. И мы могли бы сказать каждому: вы и впредь не будете иметь в Нем ничего, пока не увидите, что вы в неправде, во грехах, осуждены пред Богом, и пока не захотите быть спасенными от этого состояния.

Когда грешник доходит до такого сознания, он начинает томиться по Агнце Божием, Который взял на Себя грех мира. Совершает это в нем Дух Святой, Который не преминет показать ему Христа в Его совершенном деле спасения, в Его страданиях и смерти. Господь же Иисус Христос, так возвеличенный перед грешником, без сомнения, привлечет его к Себе.

Вскоре, разбитый и сокрушенный, займет он место у креста и скажет словами песни: «Душе измученной нашел покой я у креста, и гам сложить я посох свой желал бы навсегда». Почему же так скажет он? Потому что теперь он может засвидетельствовать по собственному, блаженному опыту: «ранами Его я исцелился» (1Пет.2:24).

О, как многие удивляются таким душам, тому, что их взор мог так внезапно отвратиться от всего другого и приковаться только ко Христу; да, они не знают, что Он сделался для них прекраснее сынов человеческих. Сделался ли Он уже и для тебя прекраснее их, дорогой читатель? Если да, то это произошло через Духа Святого.

Следующее действие Духа Святого, когда Он приходит к нам, вот каково: Он кладет на сердце наше печать, что мы теперь дети Божии. «Сей Самый Дух свидетельствует духу нашему, что мы — дети Божий», говорит ап.Павел (Рим.8:16). Я еще очень хорошо помню то время, когда не мог выносить, чтобы верующие так открыто выступали и исповедывали, что они дети Божий. «Какое высокомерие», — думал я: «как можно до того заноситься, чтобы говорить так о себе, и даже еще утверждать, что уверен в своем спасении».

Я считал это дерзостью, надменностью или просто воображением. Я утверждал, что никогда, никогда не допущу себя зайти так далеко. И наверно, если бы я остался без Духа Святого, я еще и до сих пор находился бы на стороне утверждающих это до настоящего времени. Но, слава Богу, Он не оставил меня в моем печальном неведении, но дал душе моей уверенность, которой не может отнять у меня ни мир, ни диавол, ни какой либо ангел. Если бы эта уверенность была дерзостью, воображением, если бы она была не от Него, она, конечно, давно бы уже умерла, она исчезла бы так же, как и пришла; теперь же она остается непоколебимой и вечной, как Он. Дорогие друзья, давать это свидетельство спасающимся через Христа совершенно в порядке вещей для Его чудного дела. Ведь Он начал все дело, следовательно Он же должен довести его и до конца.

Сначала Он показывает нам бездну, к которой мы направляемся, но это разве для того, думаете вы, чтобы мы упали в нее или отчаялись на краю ее? Никогда! Нет, только для того, чтобы поставить пред нами Иисуса, Спасителя душ наших, и чтобы мы могли ухватиться за Него и спастись. И как только мы бросаемся к Нему, Он кладет Свою печать на наше дело веры, Он дает нам уверенность, чтобы скорбь наша обратилась в радость, и наши слезы — в торжество. Апостол так изображает этот процесс: «В Нем и вы, услышав слово истины, благовествование вашего спасения, и уверовав в Него, запечатлены обетованным Святым Духом, Который есть залог наследия нашего, для искупления удела Его, в похвалу славы Его» (Ефес.1:13-14). Пережил ли это и ты, мой друг?

Но еще одно. Дух Святой изменяет затем человека так, что он становится прямой противоположностью того, чем был раньшеЕсли бы это не происходило, тогда искупление не имело бы значения, оно было бы только пустым воображением, жалкой болтовней. Но возрождает человека Дух Святой, и по этому новому рождению можно прежде всего узнать, имеем ли мы Его.

Пожалуй, двенадцати Ефесянам именно и не хватало этой удивительной перемены их существа и жизни, и ал. Павел тотчас заметил это. Мы часто слышим, как говорят: «откуда вы можете знать, что у меня в сердце? никто не может заглянуть другому в душу». Это правда, но все же существует такая возможность, как у ап. Павла по отношению к тем Ефесянам. Дух Святой в нас ищет Того-же Святого Духа в вас, и, если Он там есть, Он скоро узнает Его. Правда, Его действиям, часто подражают, чтобы обмануть других, но это очень редко удается. Одна дама рассказывала однажды, что с ней было, когда она в первый раз встретилась в Швейцарии с детьми Божиими. Понаблюдавши за ними некоторое время и найдя, что они действительно были совсем другими людьми, она решила точно также молиться и так же говорить — словом, быть такою же, как они.

Вскоре ей пришлось быть в маленьком собрании этих верующих и, после того, как молились другие, помолилась и она. «Слова легко слетали с моих уст», — говорила она, — «и я сама была в высшей степени удовлетворена когда окончила молитву, что мне хорошо удалось». После меня молилась моя домовая хозяйка. Она говорила с Господом совсем откровенно, по-детски, и, между прочим, молилась и за меня, сказав приблизительно следующее: «Господи, открой этой дорогой душе, что она погибшая, чтобы она не обманывалась».

Глубоко пристыженная, я не знала, куда деваться; я видела, что этих людей не обманешь, а я, собственно, намеревалась это сделать». Ах, старание подделать такую жизнь — одно, и совсем другое, когда Святой Дух творит ее в человеке. Это именно чудо Божие. Это — тоже самое, как если бы вы сказали текущей вниз реке: теперь теки обратно! И она потекла бы. Не так ли буквально было с тарсянином Савлом, который после говорит нам: «Кто во Христе, тот новая тварь; древнее прошло, теперь все новое» (2Кор.5:17). Ново все направление сердца, нова цель предлежащей жизни, новы все стремления с того дня, новы мысли, нов язык и новы даже самые обыденные поступки, потому что они совершаются в Боге. Что раньше считалось преимуществом, теперь почитается тщетою ради Христа; что раньше было любимо, потому что нравилось плоти, теперь ненавидится, и что раньше было ненавидимо и избегаемо, потому что причиняло боль плоти, теперь любимо всем сердцем.

Знаешь ли ты что-нибудь об этой чудной перемене, о рождении свыше? Не о перемене в других говорю я, дорогой читатель, но ты сам испытал ли в себе это обновление? Если ты можешь с радостью перед своим Богом утвердительно ответить на эти вопросы, то ты действительно пришел ко Христу, к крови кропления, говорящей лучше, нежели Авелева, тогда ты принадлежишь Ему; и Дух Святой, приведший тебя ко Христу, соединивший тебя с Ним и создавший в тебе эту новую жизнь, — отныне твоя печать, залог наследия твоего к твоему искуплению.

Но не останавливайся на этом, как будто ты уже все знаешь и имеешь; это только удивительное, чудное начало. Христос, к Которому ты пришел, и Святой Дух, Который совершил в тебе все это, хотят быть познанными дальше и глубже, чтобы довести эту новую жизнь до совершенства и до славного окончания.

2. Сила свыше

«Вы же оставайтесь в городе Иерусалиме, доколе не облечётесь силою свыше».(Лук.24:49).

«Вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святый, и будете Мне свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии, и даже до края земли». (Деян.1:8).

Если бы мы захотели сравнить двенадцать учеников в Ефесе (Деян.19), даже не знавших, есть ли Дух Святой, с двенадцатью апостолами Господа до Пятидесятницы, мы всё-таки никак не могли бы прийти к заключению, что последние были в том же или подобном состоянии, как первые. Потому что, если бы это было так, ученики Христовы должны бы были быть крещены вторично после Пятидесятницы, как те.

О чём же идёт речь во всех торжественных обетованиях Господних относительно Духа Святого, Которые Он дал им перед Своею смертью и которые торжественно повторил после Своего воскресения? Да не думает никто: «да это ведь так просто, это мне уже давно известно: дело разумеется, идет о сошествии Духа Святого». Оно конечно, неоспоримо верно, но мы так быстро отделываемся этим поверхностным знанием от великого события излияния Святого Духа, не вникая в его собственное значение и важность, только в ущерб своей собственной личности.

Мы, может быть, стоим выше тех Ефесян, может быть, мы достигли уровня двенадцати учеников Христовых, которые были с Ним три с половиною года, и не нуждаемся, как и они не нуждались, в том, чтобы слышать о чудесах, заключенных именно в Его обетованиях. Насколько теперь мой глаз может видеть, над многими детьми Божиими в наши дни еще не исполнились именно эти славные обетования, а, между тем, они принадлежат им точно так же, как двенадцати или 120 ученикам, испытавшим на себе их осуществление в тот славный день Пятидесятницы (Деян.2).

И во многих случаях они, наверно, оттого не исполнились, что или были непоняты или же значение их было умалено. В силе свыше до такой степени чувствуется недостаток, что вздохи и жалобы о том слышатся постоянно. И где даже нет этих жалоб, там ежедневная жизнь рожденных от — Бога душ свидетельствует, что не хватает полноты и свежести свыше. И как многие вполне ясно сознают, что у них что-то не так, как должно бы быть, хотя они возрождены Святым Духом и действительно обращены. Подойдем же ближе к этим обетованиям и рассмотрим на примере двенадцати апостолов.

I. Что не разумеется под этой силой свыше.

Каждый может увидеть это лучше всего на учениках Господних, которым были даны и для которых исполнились эти обетования. Там мы находим, что дело отнюдь не идет об обращении. Эти дорогие двенадцать или, вернее, одиннадцать учеников были воистину обращены к Пастырю и Блюстителю душ своих задолго до сошествия Святого Духа в Пятидесятницу. Мы хорошо знаем, что всегда существовали верующие, которые были того мнения, что обращение апостолов Господних последовало только в тот день; особенно часто думают так те из них, которые с самого начала своей жизни веры были исполнены этой силой свыше. Пусть свидетельство Господне решит нам этот вопрос. Как говорил Он о них до Пятидесятницы? Были ли они для Него детьми мира сего или Он отличал их от последних? Ведь Он сказал именно давая одно из обетовании о грядущем Духе Святом: «Которого мир не может принять,… а вы знаете Его», — следовательно, Он не признавал их принадлежащими к миру. Он очень точно отличал их от него. То же самое утверждает Он, говоря: «Мир уже не увидит Меня; а вы увидите Меня» (Иоан.14:17-19).

Далее, Иоанна 15:19: «Если бы вы были от мира, то мир любил бы свое; а как вы не от мира, но Я избрал вас от мира, потому ненавидит вас мир». И, наконец, посмотрим Иоанна 17:14-16, где Он дважды торжественно свидетельствует пред Отцом: «Они не от мира, как и Я не от мира». Нет, Он никак не подразумевает обращения ко Христу, когда говорит им об исполнении силою свыше; Он говорит здесь о чем-то, что необходимо уже обращенным к Нему. Значит, как обделяют себя все дети Божии, когда думают, что обратившись, достигли всего, и тем считают это обетование исполнившимся на них, а затем проводят всю жизнь веры нищими и бессильными.

Дело не идет здесь также об оправдании и прощении. Что сказал Господь в этом отношении о Своих учениках? Не сказал ли Он: «Вы уже очищены через Слово, которое Я проповедал вам» (Иоан.15:3). И не сказал ли Он Петру, когда тот хотел умыть не только ноги, но и руки, и голову: «Омытому нужно только ноги умыть, потому что чист весь«. И чтобы их истинная чистота не могла быть смешана с нечистотою какого-нибудь Иуды, Господь исключает этого черного ворона из их среды, говоря: «И вы чисты, но не все» (Иоан.13:10). Итак, тут не могло быть более никакой речи о всеобщем прощении грехов, кроме того, в котором ежедневно еще нуждается дитя Божие. Следовательно, при обетовании силы свыше дело не идет ни об обращении, ни об оправдании. И что же можем мы заключить из этого, ты, друг мой, и я? Вот что: может быть неопровержимой истиной, что ты и я были когда-то оправданы во Христе, так что Он может сказать нам, как некогда ученикам: «вы чисты», но мы притом все-таки можем не обладать этою силою свыше, потому что никогда не заявили притязание на обетование о ней, как на нашу собственность, и также никогда не приняли его исполнения.

Далее, дело не идет также и об усыновлении Богом, когда Господь обещает эту силу свыше. Мы именно потому особенно выдвигаем эти пункты, что бывают дети Божий, которые непременно хотят, чтобы их различали. Апостолы были все детьми Божиими через веру в Него. И они не веровали вроде тех Иерусалимских верующих, о которых сказано: «Многие, видя чудеса, которые Он творил, уверовали во имя Его.Но Сам Иисус не вверял Себя им, потому что знал всех» (Иоан.2:23-24).

О нет, наоборот они были Его доверенными, которым Он открывал все Свое сердце и которым говорил все, что слышал от Отца Своего (Иоан.15:15). Если все те, которые приняли Его, получили власть быть детьми Божиими и родились от Бога (Иоан.1:12-13), то среди этих всех они, наверное, были первыми. Таким образом, и насчет этого не может быть более никакого сомнения. Но отсюда вытекает, что сила свыше заключает в себе еще нечто драгоценнейшее и высшее, нежели обращение, оправдание и усыновление Богом. Ведь Он повелел же этим возлюбленным Своим, обладавшим уже всеми этими благами, не отлучаться из Иерусалима, пока они не будут облечены силою свыше, т.е., пока не будут одеты ею, как одеваются одеждой. Да, Он даже сказал: «Лучше для вас, чтобы Я пошел; ибо если Я не пойду, Утешитель не придет к вам» (Иоан.16:7).

Что вы скажете на это, братья мои, вы, которые удовлетворились вышепоименованными благами, и что бы вы еще сказали, если бы имели сверх того видимое присутствие вашего Господа, как имели его ученики? Однако Он сказал: «Лучше для вас, чтобы Я пошел, и чтобы Утешитель пришел вместо Меня». Какой же силой должна быть сила свыше, когда и телесное присутствие нашего Искупителя не может возместить ее!

Еще более. Сила свыше означает нечто гораздо большее, нежели вообще действие Духа Святого в детях Божиих. Когда Господь говорил о Духе Святом в последнем смысле, дело шло не о силе свыше. Мы все знаем, что без действия Духа Святого мы не можем ни обратиться, ни оправдаться, ни возродиться, так что и ученики не имели этого без Него. Они очень хорошо знали о действиях Его и до Пятидесятницы, они знали даже Его Самого, как свидетельствует Господь, говоря: «Которого мир не может принять, потому что не видит Его и не знает Его; а вы знаете Его». Он мог уже тогда сказать о них еще более, что видно из слов: «ибо Он с вами пребывает«. Но то, что должно было последовать вместе с излиянием Его, Он выразил в этих коротких словах: «и в вас будет» (Иоан.14:17).

Да, что касалось Духа Святого, Господь пошел с Ними еще дальше. Мы все знаем, что Он сделал после того, как восстал из гроба и в первый раз явился посреди них, когда двери были заперты. Мы так читаем: «Сказав это, дунул, и говорит им: примите Духа Святого» (Иоан.20:22). Разве это были только пустые слова, не было ли это действительным сообщением Духа Его? Дух Святой есть чудное дыхание Божие, и Воскресший дунул Им на них. Но все же, это не было еще обетованной силой свыше, это был только залог, задаток будущего, если можно так выразиться, потому что Он заповедал им чаять этой силы, как еще предстоящей, и ожидать ее в Иерусалиме.

Мы все, насколько мы ученики Иисусовы, также знаем кое-что о действиях Духа Святого, о Его чудном влиянии, мы знаем Его Самого; но знаем ли мы Его также и как силу свыше, как третье лицо Божества, Которое взяло нас во владение, как тех 120, собравшихся в день Пятидесятницы? Если нет, то давно пора научиться лучше понимать это обетование Отца и ожидать его исполнения для нас.

После того, как мы видели, что под обетованиями Господними об излиянии Духа Святого отнюдь не разумелись действия благодати, чрез которые мы становимся чадами Божиими, а высшие блага, делающиеся достоянием тех, которые уже дети Божий и знают Духа Святого, — посмотрим,

II. О чем же шла речь при этом обетовании силы свыше.

Это пять-таки может разъясниться нам на примере учеников. На них обнаружилось, что обетованный Дух Святой оказался именно тем, за что выдавал Его уходящий от них Господь, то есть, истинной силой, Божьей силой, силой свыше; потому что все, совершенное Им над ними, в них, и производившееся с тех пор чрез них, носило печать Божественной власти и силы. Насколько иными людьми сделались они чрез Него, и как быстро прекратилась их прежняя немощь! Это до такой степени признается всеми детьми Божиими, что большинство из них соглашается на сравнение своей личности с учениками до Пятидесятницы, но не решаются сравнивать себя с ними после того славного события.

Мы видим, что Дух Святой сказался с тех пор как сила Божия, над их характером. Как многие в наши дни постоянно извиняют свое недостойное поведение темпераментом или характером, будто Христос ничего не совершил для последнего! Мы просили бы каждого посмотреть на этих учеников и обратить особенное внимание на то, что была в состоянии сделать с ними эта удивительная сила свыше. Возьмем только Петра в день Пятидесятницы. Не он ли был раньше всегда готов тотчас ударить мечом?

А здесь насмешники, представляющие его и всех, бывших с ним, напившимися сладкого вина; они побуждают его встать и отразить это постыдное обвинение. Как поступит он с ними? Будет ли он угрожать им, говорить им какие-нибудь жестокие слова? Ничуть. Он употребляет скорее слова любви, слова в просительном тоне, с убедительными доводами, что они неправы, когда говорит: «Мужи Иудейские и все живущие в Иерусалиме! Сие да будет вам известно, и внимайте словам моим: они не пьяны, как вы думаете, ибо теперь третий час дня; но это есть предреченное пророком Иоилем» (Деян.2:14-16). Как он изменился против прежнего, как нежно относится к душам, находящимся пред ним; чувствуется, что он не хотел бы оттолкнуть их, а лучше приобресть.

Насмешку их он обращает в повод для того, чтобы осветить их взгляд на Духа Святого, на Христа, на этих собравшихся и на всех слушателей. Откуда появилось это? Это была только что принятая сила свыше, овладевшая и управлявшая этим ревнителем. И не забудем, это была перемена не в мирском человеке; нет, это была перемена в чаде Божием. Ах, если бы она произошла еще во многих и произошла также открыто и видимо для мира!

Если бы мы могли видеть после этого дня Иоанна и Иакова, мы бы тоже нашли, что эти Воанаргес, или «сыны Громовы», с того времени не были более в состоянии низводить огонь с неба; нет, они сделались двумя помазанными свидетелями любви Господней, Прочти послание первого и посмотри, как свят и строг он по отношению к греху и как, все-таки, полон чистой любви. Прочти его Евангелие и заметь, насколько больше он выдвигает и дополняет многое о любви Бога и Христа, по сравнению с другими Евангелиями.

Да и о всех остальных мы после Пятидесятницы ничего больше не читаем в отношении их желания спорить, высокомерия, страха пред страданиями. Братья мои, если в вас есть жестокость, отсутствие любви, плотские помышления, если есть наклонность превозноситься над другими, и вы, борясь против этого, не могли победить, знайте, что это и впредь будет так, пока вами не овладеет и вас не наполнит сила свыше. Она должна изменить вас уже как чад Божиих, или вы останетесь такими, как есть; Иисус никогда не изобразится в вас. О, стремитесь же к этой полноте Духа!

Дух Святой проявился, как сила свыше, в их свидетельстве о Христе. Как они молчали все три с половиною года! У нас нет ни одного слова их свидетельства миру, кроме того только, что они, как мы знаем, буквально повторяли, что Господь вложил им в уста, а именно: «Покайтесь, и веруйте в Евангелие». Это было все. Теперь же из уст одного мужа излилось в один час больше слов жизни, нежели у них всех в три с половиною года.

И как свободно текла эта река или, лучше, эти реки, потому что все они говорили «о великих делах Божиих» (Деян.2:4,7,11). Не нужно было никакого напряжения, никакого побуждения извне, никакого увещания. И, притом, как бесстрашно, несмотря на большое сборище, как радостно и с каким дерзновением, несмотря на насмешников, свидетельствуют они. Все это могла произвести в этих простых людях только сила свыше; без нее дело Божие, наверно, не подвинулось бы вперед. Какое есть множество детей Божиих в наши дни, которые не могут открыть уст своих для Господа; правда, они имеют убеждение, что не должны молчать, но в них все-таки нет силы для свидетельства.

И если они иной раз и делают это из чувства долга или для успокоения своей собственной совести, — как это бывает вынужденно, как сопряжено с каким-то риском, с каким страхом смешано! Чего же тут недостает? Недостает силы свыше, Духа свидетельства Иисусова. Если такое чадо Божие — проповедник или евангелист, то оно, пожалуй, еще утешает себя тем, что свидетельствует в своих проповедях; однако, как многие из них вовсе не свидетельства, а только произведения природного ума, потому что говорящего так увлекательно на разработанную тему часто никак не подвинешь сказать частным образом простого слова своему собрату, стремящемуся к вечности. Где же там любовь Христова, побуждающая его? Ее нет, потому что она является только с Духом Святым, излившимся в сердце.

Далее, Святой Дух Пятидесятницы проявился в учениках, как сила в приобретении душ. Много ли мы читаем о работе их в продолжении трех с половиною лет пребывания с Иисусом? Они имели власть над нечистыми духами, они проповедывали Евангелие царствия, исцеляли больных и совершали иные добрые дела во имя Господа; но нам не сообщается ни об одном случае приведения ими душ ко Христу.

Когда Господь привлек к Себе самарянку, они пришли из города с купленной пищей и увещевали Его: «Равви, ешь!» Но Он отвечал: «У Меня есть пища, которой вы не знаете«. Ах, они не знали о спасении драгоценных душ для вечной жизни через их посредство. Они, без сомнения, остались бы и впредь в таком же положении, если бы не облеклись силою свыше. Когда это случилось, то вот в один день родилось для Господа 3000 душ! Бесплодно ли ты, чадо Божие, в духовном отношении? Бездетно ли ты в своей жизни веры? Как бедно ты тогда! Взывай об этой силе свыше, ожидай ее, пока не будешь облечен ею, потому что без нее у тебя нет ничего, чтобы быть благопотребным Иисусу.

Совершенно особенно проявился Дух Святой, как сила, в том, что Он произвел все это и еще много других благословений в тотчас же. Одним разом все они были чудно изменены; это совершилось в один день; они тотчас вступили в чудную, полную жизнь. Это не было медленное воспитание в себе христианского характера, что стараются делать в наши дни. Да, сила свыше в Духе Святом есть сила, преображающая немедленно, она -творческая сила, она жизнь Божия, проявляющаяся в ту самую минуту, когда бывает получена. Потому она и есть нечто прочное, всегда нечто глубже и глубже проникающее, как видим на учениках.

Потому что все, случившееся с ними в день Пятидесятницы, отнюдь не было тем оживлением, которого ожидают для себя многие дети Божий в наше время от пробуждения необращенных. До тех пор, пока такое пробуждение держится в своей силе, им кажется, что и они кое-что получают; ослабляется первое, оканчивается и их оживление, да иначе и быть не может, потому что, если бы у таких чад Божиих все обстояло правильно, они были бы полны Духа Святого, они сами вызывали бы повсюду пробуждение, а не новообращенным приходилось бы оживлять их.

Верующие получают в таких случаях в действительности не более, как только наружное дуновение небесного Ветра, тогда как сердце их в глубине остается в своем ленивом покое. Да ниспошлет Господь вскоре новую Пятидесятницу для всех Своих спасенных на земле!

Мне не хотелось бы оставить этого чудного предмета о Духе Святом в силе, не указав еще на рожденных чрез Него из среды мира детей Божиих. На них мы можем видеть, что обращение и облечение силою свыше могут произойти одновременно. Эти 3000 были удивительным образом сразу рождены в полную жизнь. Тут перемена достигла самой глубины их существа, такая перемена, какой мир после того не видел больше. На отдельных душах, конечно, но не на таком множестве, как здесь.

В наши дни правило: «каковы родители, таковы и дети», применялось, и совершенно основательно, также и на духовном поприще. Если первые сильны и вполне здоровы, то и потомки их будут такими же. О скольких обращенных в настоящее время приходится сказать, что они едва-едва прозябают: они, правда, имеют жизнь, но жизнь незавидную.

Рассмотрев основательно причину этого, мы найдем, что они были приведены ко Христу людьми, которые, хотя и были обращены и возрождены, как ученики до Пятидесятницы, но сами никогда не приняли силы свыше; людьми, оставшимися в детском возрасте после многих лет жизни веры и жившими отчасти по плоти. Если же мы подойдем ближе к новообращенным в Иерусалиме, какая чудная картина предстанет тогда пред нашими духовными очами!

Прежде всего взглянем на их полное отделение от мира. Их решение идти за Христом было неуклонно с самого первого дня новой жизни, тут не было колебаний, не было хромоты на оба колена. Как ни была нова и как ни отличалась от религиозного сообщества, к которому они принадлежали до тех пор, основанная в этот день Церковь Господня, они, тем не менее, присоединились к ней в этот же самый день.

«Мы ради Господа принадлежим к Церкви», звучало в их душах, и они доказали это на деле. Они дали спасти себя от сего развращенного рода (Деян.2:40). Итак, всецело были они посвящены Господу, что все окружающие чувствовали это, никто не смел пристать к ним. И это отнюдь не было тем высокомерным фарисейским благочестием, дающим понять: «Подальше от меня, потому что я святее тебя»; тут была истинная святость. Первое, как мы знаем, вызывает ненависть, вторая же производит в окружающих благоговение, как случилось в Иерусалиме, потому что сказано «народ прославлял их» (Деян.5:13). Благодарение Господу, есть и теперь единичные души, решившиеся на полный разрыв с миром; но сколько преданности наполовину, сколько хромоты замечаем мы в большинстве.

Кажется, как будто они должны сначала тысячу раз посоветоваться с плотью и кровью, они опять и опять торгуются насчет того, какое количество мира и его удовольствий могут они еще себе оставить. Мыслиправда, переменились, поворот совершился, но нет силы жить новой жизнью. Чего недостает? Недостает Пятидесятницы для этих новообращенных душ!

И далее, посмотрим на полную любовь новообращенных в Иерусалиме. Она, ничто другое, показывает нам силу Духа Святого в них. Всякое себялюбие изгнано из их среды. Вспомним только, из скольких стран и частей света собралось это множество, насколько эти люди должны были разниться друг с другом в обычаях, взглядах и характерах, и все же, они как бы соединились в один сплав, они действительно стали одно целое. Их не разделял ни язык, ни звание или положение, ни обычаи или приобретенная привычка; любовь, излившаяся в их сердца Духом Святым, уничтожила все преграды. Мы читаем следующее чудное повествование: «Все же верующие были вместе, и имели все общее. И продавали имения и всякую собственность, и разделяли всем, смотря по нужде каждого» (Деян.2:44-45).

Откуда взялось все это? Мы ничего не читаем о совещаниях и решениях в церкви на этот счет; не разум привел их к такому самоотречению, нет, он никогда не приведет к подобным вещам; не произвел в них этого и пример, который бы они видели. Для этого чудного явления может существовать только одно объяснение, именно -сила свыше, породившая его. Разве мы не нуждаемся и теперь в таких новообращенных? Не нуждается ли в них мир, чтобы они подтверждали славное Евангелие Божие! О вы, свидетели Христовы, дайте облечь себя силою свыше, чтобы и рождаемые вами как бы рождались в ней, потому что все ваше красноречие не возможет совершить этого.

И, наконец, что мы скажем о постоянстве в жизни веры этих новообращенных? Какое свидетельство об их внутреннем здоровье дает Дух Святой, говоря: «Они постоянно пребывали в учении апостолов, в общении и преломлении хлеба и в молитвах» (Деян.2:42). Они не только знали учение апостолов, но пребывали в нем; это значит, что они проводили его в ежедневную жизнь, последняя устраивалась сообразно с ним. Они сами были чудной иллюстрацией к истинам Божиим, украшением их. И они пребывали в общении.

Производит это общение всегда Дух Святой, и пока Он действует, будет и оно искренно и сильно; если же Его деятельность встречает в детях Божиих препятствие, то и оно прекращается. Не приходиться ли иногда сказать об общении детей Божиих в наши дни того, что сказал Даниил о великом истукане: они «не сольются одно с другим, как железо не смешивается с глиною» (Дан.2:43). Как много стараний прилагается, чтобы сделать это общение тесным, сколько союзов заключается, но оно все-таки не проявляется. Там же, напротив, мы читаем: «Каждый день единодушно пребывали в храме» (Деян.2:46). Невольно хотелось бы спросить: откуда же они брали время, чтобы так очевидно выразить свое общение? Там было нечто чудесное, что так могущественно влекло их друг к другу; нечто, нисшедшее на них свыше, сила свыше. И это было не только в начале, нет, они постоянно пребывали в общении, они пребывали в нем и тогда, когда расходились или им приходилось в отдельности отправляться на чужбину.

Желание, которое мы все повторяем в речах и в песнях: «общение Святого Духа да будет со всеми нами», — достигло у них своего осуществления. Посмотрим на их постоянное преломление хлеба. Оно совершалось даже «по домам». Это были святые встречи, посещения, которые мы так хотели бы видеть вновь.

Вероятно, у них было так, как при посещении Мариею Елисаветы, где они обе исполнились Духа Святого, потому что Господь был единственным предметом их разговора. Всегда вместе во имя Его, и Он всегда среди них. Не удивительно, если один говорил другому: «Не возвестить ли нам вместе смерть Его?» — и не удивительно, если это было выражением их общего желания, так что они тотчас вспомнили любовь своего

Господа, отдавшего себя за них на смерть. И какими людьми молитвы были они! Они также постоянно пребывали в молитве. Дух, Которого они приняли, был Духом благодати и молитвы. Это они молились так, что поколебалось место, и они снова исполнились Святым Духом. Чистые руки воздевались на всяком месте как мужами, так и женами, и где они не могли быть подняты, где устам приходилось молчать, там, тем не менее, говорило сердце с Тем, Кто был столь близок к ним, и они к Нему.

Можем ли мы иначе, как не с горячо жаждущим сердцем обращать свой взор к Богу и пламенно молить: О, Господи, неужели эти Твои дары предназначались только для Твоей Церкви в ее юности? Отче, неужели у Тебя одно только благословение?! Дух Святой, прийди и сделай Твоих детей алчущими и жаждущими Тебя и измени их тогда Твоею силою, чтобы образ и характер Христов стал очевиден в них, и всякая плоть вокруг них сделалась причастницей Тебя чрез их свидетельство!

3. Исполняйтесь Духом

«Но исполняйтесь Духом». Ефес. 5:18.

В наше время было высказано, что в том положении, в котором находились ученики до излияния Духа Святого в день Пятидесятницы, можно было быть только перед тем славным событием; теперь же, когда мы живем после него, и Дух Святой уже сошел к нам, дети Божий тотчас получают силу свыше. Дай Бог, чтоб было так!

Честь и поклонение Господу за то, что это верно относительно некоторых душ; но, тем не менее, верно и то, что гораздо большая часть живущих ныне детей Божиих еще никогда не дошла до этого опыта. Большинство из них не знает даже об этой чудной полноте, предназначенной для них, и именно по этой причине не стремится к ней. Время от времени они, пожалуй, с завистью смотрят на первых учеников, но без всякой надежды опускают руки, говоря себе: это не для нас! Ах, если бы мужи Божии, исполненные Духом, повсюду встали и вразумили эти искупленные кровью Христовою души!

Читая внимательно Деяния Апостолов и их Послания, мы постоянно встречаем признаки того, как даже и во времена апостолов многие души обращались, но сначала находились в состоянии, похожем на состояние учеников до Пятидесятницы, и только спустя некоторое время делались причастниками полноты Духа Святого. Без сомнения, это отмечено для нас в Писании так обстоятельно с той целью, чтобы мы через него обратили внимание на этот факт.

Вот, например, чудный рассказ в Деян.8 о великом пробуждении в Самарии, происшедшем через Филиппа. В данном рассказе мы читаем об единодушном, усердном слушании проповеди, сопровождаемой знамениями и чудесами; затем следует уверование слушателей во Христа и великая радость во всем городе; как мужчины, так и женщины добровольно крестятся.

Не может быть никакого сомнения в том, что здесь происходили истинные обращения, произведенные Духом Святым. И как бы для того, чтобы особенно удостоверить их подлинность, обрисовывается до мелочей ложное обращение Симона. Однако, несмотря на то, что эти обращения случились так скоро после Пятидесятницы и никак не могли произойти без Духа Святого, ни один из обращенных не получил силы свыше. Пришедшие из Иерусалима апостолы Петр и Иоанн тотчас увидели это и не успокоились до тех пор, пока Дух Святой не сошел на всех.

Подобное же произошло с тарсянином Савлом, обратившимся, без сомнения, на пути в Дамаск. На нем обнаружились все признаки действия Духа Святого. Иисус, прославленный Господь, является ему с неба; он не слышит, как другие, только голос, но понимает каждое слово и, сокрушенный вконец, отныне готов делать только то, чего хочет Господь.

Вот он, следуя указанию Господню, велит отвести себя в Дамаск. Здесь он постится и молится так, что Господь совершенно особенно указывает на его молитву. Все это признаки истинного обращения. Но Господь не останавливается на этом. Он посылает к нему ученика, который, между другими поручениями, которые он имеет исполнить над ним, особенно выдвигает исполнение Святым Духом (Деян.9:1-19).

Торжественно-важная заповедь в нашем тексте, данная Ефесянам, также имеет в виду этот факт. Кто такие были христиане в Ефесе? Прочтем те благословения, о которых апостол пишет в первой главе, как о принадлежащих им во Христе Иисусе. В заключение всех этих благ он говорит: (вы) «запечатлены обетованным Святым Духом» (Ефес.1:13).

Было ли это все, что им должно иметь в отношении Духа Святого ? Оно было велико и чудно, и апостол непрестанно благодарит Господа за них, но тотчас же следует его молитва: «Чтобы Бог Господа нашею Иисуса Христа, Отец славы, дал вам Духа премудрости и откровения к познанию Его» (ст.17). Однако, его молитва за них недостаточна, и он посылает им торжественное увещание: «исполняйтесь Духом». Мы особенно нуждаемся в этом увещании, мы, удовлетворившиеся запечатлением Духом Господним. Пусть же оно будет обращено Господом в особенности и к нам.

I. Обратим внимание на его важность.

Увещание «исполняйтесь Духом» важно в отношении того, к кому оно относится. Оно относится к тебе, чадо Божие, оно обращено к тебе, Церковь Иисуса Христа, как мы видим на Ефесянах. Господь никогда не говорит этих слов миру; нет, о нем Он выражается так: «Мир не может принять Его, потому что не видит Его и не знает Его» (Иоан.14:17). Значит, чтобы принять Его в полноте, нужно видеть и знать Его. Дух Святой и отдельная душа, приведенная ко Христу, Дух Святой и Церковь Иисуса Христа находятся в такой тесной связи, что можно было бы сказать: Он ради них в этом мире, и они чрез Него. Его сошествие в силе и день рождения Церкви совпадают.

О том дне сказано: «исполнились все Духа Святого» (Деян.2:4). И это исполнение Духом все повторялось в первой Церкви. О, если бы оно настало хоть в одной из церквей в наши дни, оно проложило бы дорогу для повторения того же самого в ней и в каждом отдельном живом члене тела Христова! Не похожи ли мы на наполненный сосуд, который, будучи выставлен на солнце, скоро испаряет свое содержимое, если не пополняется постоянным притоком извне? В те блаженные дни эти пополнения могли быть точно отмечены. Ап. Петр, исполнившись Духа Святого в день Пятидесятницы, по прошествии значительного времени является, исполнившись Им, пред начальниками и старейшинами народа (Деян.4:8).

Ну, от него, этого первого среди апостолов Господних, мы можем вполне естественно ожидать того; однако, что мы читаем обо всей Церкви? Была ли эта чудная полнота достоянием одних апостолов? Часто стараются уверить нас в этом. Они, говорят нам, нуждались в этой полноте, чтобы быть в состоянии свидетельствовать. Но в той же самой главе мы находим собранной молящуюся Церковь, и драгоценная книга сообщает нам о дивном окончании этого молитвенного собрания следующее: «И по молитве их поколебалось место, где они были собраны, и исполнились все Духа Святого и говорили слово Божие с дерзновением» (Деян.4:31). Да, члены Церкви также должны говорить слово Божие и нуждаются для этого в полноте Духа Его.

Немного далее мы читаем о недостаточной благотворительности в столь увеличившейся между тем Церкви. К кому обращены взоры апостолов? К людям ли, во-первых, хорошо обученным, хозяйственным и умеющим обходиться с деньгами? Мы, вероятно, прежде всего посмотрели бы на эти качества. Апостолы же говорят: «выберите из среды себя семь человек изведанных, исполненных Святого Духа и мудрости; их поставим на эту службу» (Деян.6:3). Они должны были «пещись о столах», но и удивительно, что и для такой простой работы им было необходимо быть исполненными Духа Святого. И апостолам не пришлось далеко искать их, они находились среди братьев! Если ты, Церковь Божия, если каждый отдельный член ее хотите походить на первых христиан, то ныне нет к тому другого пути, как: «Исполняйтесь Духом».

Но к какому времени относится это увещание? Если оно было своевременно тогда, когда Господь передал его Ефесянам, то тем более теперь. Там перед нами апостольская церковь, которой в то время не было сказано еще ни слова порицания, теперь же, ах, как много пришлось бы нам порицать в каждой отдельной церкви, а что еще должен был бы сказать Господь? Я не говорю о мирской церкви, а хотел бы иметь в виду только общины, состоящие из действительно возрожденных христиан.

Не хочется ли нам, заглянув туда, возвысить голос и громко плакать? Что это против прежнего! Как сухо везде. Иссяк ли источник или мы, может быть никогда до него не дошли или сами удалились от него? Правда, мы встречаемся с прекрасным устройством, какое едва ли существовало в первых церквах: вот правильное богослужение, проповедь слова, детское богослужение, или воскресная школа, вот союзы юношей, девиц, женщин, красивое пение хора и т.д. Хорошо, очень хорошо все; но веет ли во всех этих учреждениях и союзах Дух Святой? Если нет, то скажите мне, что такое наши богослужения без Него, что наши проповеди, что наши лучшие молитвы, что наши песни, что я, что ты, что каждый из нас без Его полноты? По крайней мере — неугодны Богу. Если никто не может даже назвать Иисуса Господом без Духа Святого, разве могут тогда достигнуть цели без Его Божьего благоволения какие бы то ни было учреждения? Они будут Ему благоугодны только тогда, когда мы будем исполнены Духом.

Но что же означает это чудесное напоминание? «Исполняйтесь Духом» означает, что мы должны быть наполнены Им в такой степени, как сосуд, в который не входит больше ни капли, иначе жидкость польется через край. Оно ведь означает, что никто и ничто, кроме Него, никто и ничто рядом с Ним не должно занимать нас. Не написано ли, что мы — сосуды милосердия во славу Ему? Но неужели Бог, имея сосуды, не наполнил бы или не захотел бы их наполнить? Или разве Он хотел бы наполнить их чем-либо другим, а не Самим Собою, раз Он их на то создал? О, я скажу, что это Его единственное намерение, которое Он горячо стремится исполнить.

Он неоднократно заявлял об этом. Когда Моисей строил Ему скинию; — место для Его обитания, Он как бы с большим нетерпением ожидал окончания постройки, чтобы войти в нее. Потому что лишь только этот раб Божий повесил последнюю завесу в воротах двора и тем закончил все сооружение, как мы читаем: «и покрыло облако, скинию собрания, и слава Господня наполнила скниию. И не мог Моисей войти в скинию собрания, потому что осеняло ее облако, и слава Господня наполняла скинию.» (Исх.40:33-35).

Как будто Господь сказал: это жилище Мое, только Я хочу жить здесь. Я один, и никто со Мною. Он наполнил ее всю, даже для самого Моисея не осталось там места… О, если бы мы стали когда-нибудь пусты от самих себя! Так же было с храмом Соломоновым. Когда священники вышли из святилища, «облако наполнило дом Господень. И не могли священники стоять на служении, по причине облака; ибо слава Господня наполнила храм Господень» (ЗЦар.8:10-11). Мы ничего не читаем об этом чудном облаке присутствия Иеговы после того, как Израиль окончил свое путешествие, и все же оно было там, оно было невидимо там; лишь только дом для Господа был снова готов, лишь только храм был передан Ему, невидимое облако стало видимым и наполнило его. А что написано о нас? Не сказано ли: «Разве не знаете, что вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас?» И в другом месте: «Не знаете личто тела ваши суть храм живущего в вас Святого Духа, которого имеете вы от Бога, и вы не свои?» (1Кор.3:16; 6:19). Заметим же себе, Господь не говорит: тело ваше должно быть храмом

Духа Святого, но Он говорит: оно есть храм. А храм Духа Святого также должен быть наполнен Им. Ах, если бы люди вскоре снова воскликнули при виде детей Божиих: «что это значит? Они напились сладкого вина!»

II. Как мы можем достигнуть осуществления этого увещания?

О, если бы мы серьезно спрашивали: что нужно для того, чтобы исполниться Духом Святым? Я хотел бы дать только два или три ответа. Нужно:

Прежде всего сделаться совершенно пустым. Маленькое словечко «но» в нашем тексте указывает на то, что, будучи христианином, можно быть наполненным также и чем-нибудь другим; да кто не знает, что это так. А раз сосуд полон, в него не возможно влить ничего более, он уже занят; чтобы он был годен для принятия чего-либо, его надо опустошить.

Если мы полны себялюбия, зависти, неуступчивости, клеветы, шуток, похоти очей, похоти плоти, гордости житейской и т.д., Дух Святой не может наполнить нас. Два предмета никогда не могут занимать одного и того же места. Оно так в естественном мире, одинаково и в духовном. Как определенно говорит об этом Священное Писание: «Не любите мира, ни того, что в мире: кто любит мир, в том нет любви Отчей» (1Иоан.2:15). Ап. Иоанн не знает сделок: или любовь к миру или к Отцу; в последнем случае любовь к миру должна быть исключена. Ап. Петр так говорит тем, о которых он мог сказать, что они приняли с ним равно драгоценную веру: вы «соделались причастниками Божеского естества», но непосредственно за этим прибавляет: «удалившись от господствующего в мире растления похотью» (2Пет.1:4). Это мы уж сами заметили и умоляли Бога, чтобы Он удалил из нас то, что мешает Ему, но этого не случилось. Почему? Потому что Он не хочет делать этого против нашей воли, Он хочет, чтобы мы сами охотно положили это на Его жертвенник. О, если бы мы только всецело отдали Ему себя и все, что мы еще удерживаем: как скоро получили бы мы полноту Его Святого Духа! Поэтому освободите, освободите для Него место!

Далее, Он хочет, чтобы мы алкали и жаждали Его. Вследствие того, что это бывает так редко, бывает редко и исполнение Духом Святым. Мы так легко удовлетворяемся. А слово Божие говорит: «Открой уста Твои, и Я наполню их» (Пс. 80:11). Здесь мы видим человеческую, а также и Божию сторону; Бог несомненно и безусловно исполнит Свое обетование, Свое святое намерение, но вот условие для тебя: «открой уста твои«.

Не означает ли это: будь полон горячего желания, стремления, будь голодным и жаждущим, будь полон ожидания? Что предшествовало чудному празднику Пятидесятницы? Страстное ожидание с единодушным пребыванием и молением в горнице. Бог хочет дать дожди благословения, в том нет никакого сомнения, но готовы ли мы принять их? Несколько лет назад ехали два друга из города. Их застиг сильный дождь, ливший, как из ведра. Один из них выразил, между прочим, желание: «Хоть бы Господь снова послал на Свой народ такой проливной духовный дождь!» Другой молчал. Когда же первый спросил его, почему он ничего не говорит, разве это не составляет и его желания, второй ответил: «Конечно, это и мое желание: но я думаю, что могут существовать вот какие обстоятельства.

Представь себе, что сейчас именно во время сильного ливня, на этом большом поле находятся тысячи сосудов, в которые все же не попадет ни капли воды». Первый с удивлением снова спросил: «Как возможно, чтобы при таком дожде в тысячу сосудов не попало бы ни капли?» — «Очень просто»,-возразил другой: «представь себе, что все они опрокинуты своим отверстием вниз»…Как многие дети Божии — опрокинутые сосуды, их отверстия обращены к земле, их желания направлены вниз. Бог ведь хочет излить воды, но на кого? На жаждущее. У Него приготовлены потоки, но для кого? Для иссохшего. «Изолью Дух Мой на племя твое и благословение Мое на потомков твоих», прибавляет Он в торжественном обещании (Ис.44:3). Дорогой читатель, есть род почвы, для которого каждая капля воды излишня, и другой род, для которого каждая служит благословением. Болото ли мы с тобой или жаждущее, плодоносное поле?

Если мы хотим быть исполненными Духом Святым, мы должны быть готовы принятое отдавать. Многие наполненные сосуды Божии снова опустели, очень опустели; не потому что давали, а потому, что не давали. Обетование о полноте Духа Святого было дано с точным назначением, чтобы мы были свидетелями Иисуса. «Когда же придет Утешитель», — сказал Господь перед Своим отходом, — «Которого Я пошлю вам от Отца, Дух истины, …Он будет свидетельствовать о Мне. А также и вы будете свидетельствовать» (Иоан.15:26-27).

И после Своего воскресения: «Вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святой, и будете Мне свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии и даже до края земли» (Деян.1:8). Как диаволу удалось ограничить в нашем понятии назначение свидетельствовать о Христе только теми двенадцатью учениками Господа; но не подразумевал ли Он нас, имея в виду край земли? Разве Он не знал, что Его Евангелие достигнет досюда только в наше время? И разве Он не думал о всех своих искупленных, когда в последний день праздника воскликнул многотысячной толпе: «Кто верует в Меня, у того, как сказано в Писании, из чрева потекут реки воды живой» (Иоан.7:38).

Кто захотел бы ограничить это всеобъемлющее «кто верует в Меня» только двенадцатью апостолами, проповедниками, миссионерами и особыми вестниками Божиими? Оно непременно заключает в себе и наименьших из верующих в Него; они должны бы были получить обетованного Святого Духа целыми реками, они должны бы были быть исполнены Им. Однако, то, чем они должны были быть наполнены, не предназначалось для них одних, но и для других вместе с ними. Готовы ли мы быть только соединительными трубами, самоотверженно питающими и напояющими других, охотно отдающими каждую каплю, наполняющую нас? Не ограничимся только желанием отдать себя на это, но пусть эта отдача действительно совершится теперь же! И знайте, дорогие искупленные, только полнота этого елея радости, которым был помазан Учитель более соучастников Своих, делает мудрых дев мудрыми, которые, когда придет Жених, войдут с Ним на брачный пир. Поэтому, — «исполняйтесь Духом«.

Часть 2

Реклама

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s

%d такие блоггеры, как: