ОБЗОР ВЕРОУЧЕНИЙ ЕВАНГЕЛЬСКО-БАПТИСТСКОГО БРАТСТВА

Вероучения, или исповедания веры, в краткой форме выражают основы христианского учения и служат целям упрочения единства в вере. В вероучение, как правило, входят учение о Боге, о человеке, о спасении, о Церкви, об отношении с окружающими людьми и другие истины. Вероучения можно рассматривать как выражение согласия поместных церквей в едином понимании основных истин Слова Божия. Назначение вероучений также состоит в определении содержания религиозной жизни верующих. При всей важности вероучения первое место все же принадлежит Слову Божию, на котором основывается христианское вероучение. Вероучения могут пересматриваться, расширяться и разрабатываться заново.

Важное назначение вероучения состоит и в том, чтобы дать ответ требующим отчета в нашем уповании – 1 Пет. 3, 15. В прошлом вероучения обычно представлялись гражданским властям при ходатайствах верующих о признании законности проводимых ими богослужений, при регистрации поместных церквей и в других случаях. Поэтому в вероучениях особое внимание уделялось практическим вопросам, которые ставились перед верующими самой жизнью.

На протяжении истории евангельско-баптистского братства церкви пользовались различными вероучениями. В настоящий обзор в хронологической последовательности вошли десять наиболее известных вероучений.

(1873) Вероисповедание новообращенного русского братстваЭтим вероучением пользовалась церковь баптистов в деревне Основа Херсонской губернии. Сохранился один экземпляр вероучения, переписанный М. Ратушным в 1871 году и изъятый у него в 1873 году. Автор этого вероисповедания не установлен. Судя по содержанию, в его основу было положено Гамбургское исповедание, которое находилось в обращении у немцев-баптистов Нового и Старого Данцига. Очевидно, к М. Ратушному оно попало через И. Вилера, который в 1871 году имел с ним общение. Не исключено, что они совместно и отредактировали его применительно к русским общинам.

(1876) Исповедание веры и устройство общины баптистовили Гамбургское вероисповедание, составлено и напечатано в 1847 году в Гамбурге. Им пользовались баптисты многих европейских стран, а также немецкие баптистские общины в России. В 1873 году А. Унгер, взяв его за основу, создал Вероучение братских менонитов. В 1876 году В. Г. Павлов перевел это вероучение с немецкого языка на русский для закавказских общин христиан-баптистов.

(1880) Вероисповедание русских баптистов было составлено в 1879—1880 годы И. Г. Рябошапкой. Вероисповедание было представлено в 1881 году И. Рябошапкой, Г. Кушнеренко и М. Ратушным от имени христиан-баптистов Любомирки, Полтавки, Основы и Ряснополя при направлении ходатайств в Министерство внутренних дел об открытии в Херсонской губернии молитвенных домов, согласно предписанию Маковского циркуляра.

(1895) Символ евангельской веры петербургских верующих составлен в 1895 – 1897 годы; его автор неизвестен. До 1897 года верующие петербургского пробуждения не имели разработанного вероучения, или символа веры.

(1902) Вероисповедание менонитской братской общины в России было принято братскими менонитами в 1902 году.

(1906) Исповедание веры христиан-баптистовизданное в 1906 году В. Г. Павловым, было переиздано в 1928 году Н. В. Одинцовым. Исповедание представляет собой уточненный перевод Гамбургского вероисповедания, сделанного В. Г. Павловым.

(1903) Краткое вероучение христиан евангельского исповедания, составленное в 1903 году П. М. Фризеном, было приложено И. П. Кушнеровым к судебному делу Е. Гросицкой и других верующих в Киеве. В 1908 году это вероучение по просьбе И. С. Проханова с некоторыми изменениями было представлено районному съезду евангельских христиан в городе Одессе, а в 1909 году оно было принято на съезде, проходившем в городе Екатеринославе.

(1910) Изложение евангельской веры, или Вероучение евангельских христиансоставил И. С. Проханов в 1910 году; это вероучение было переиздано им же в 1924 году.

(1913) Краткое изложение вероучения евангельских христиан было составлено в 1913 году И. В. Каргелем для второй петербургской общины евангельских христиан.

В рассматриваемых вероучениях имеются следующие разделы: о Боге, о человеке, о грехе, о Церкви Христовой, о Крещении и Вечере Господней, о служителях поместных церквей, о браке, о втором пришествии Христа и о суде, а также о гражданском порядке (государственной власти). Разделы о Слове Божием, об искуплении и спасении, об избрании, о благодатных средствах спасения, об обращении грешников, об освящении, о божественном законе содержатся не во всех вероучениях. Учение об омовении ног вошло в вероучения братских менонитов и христиан евангельской веры (пятидесятников); учения о клятве, любви к врагам и другие содержатся в Вероучении братских менонитов. Учение об ангелах включено в вероучение, составленное И. Г. Рябошапкой, и в Символ евангельской веры петербургских верующих. Авторы всех вероучений подчеркивали, что роль посредника между Богом и человеком принадлежит одному Христу, а не ангелам и тем более никому из смертных.

По своему характеру и содержанию названные вероучения можно разделить на две группы: общие вероисповедания, которые принимались братством баптистов, евангельских христиан, братских менонитов, христиан веры евангельской или большей частью церквей братства, и частные вероисповедания, которыми пользовались поместные общины и группы верующих.

Вероисповедания первой группы отличаются богословской продуманностью, глубиной изложения евангельских истин и исчерпывающим обоснованием излагаемых истин текстами Священного Писания. По содержанию все они близки к исповеданию веры и порядку устройства общин баптистов или основываются на нем. К первой группе следует отнести Вероисповедание менонитской братской общины 1902 года, Исповедание веры христиан-баптистов И. Г. Онкен (В. Г. Павлов), Вероучение евангельских христиан (И. С. Проханов) и Краткое вероучение христиан веры евангельской. Несколько особо стоит Вероисповедание новообращенного русского братства М. Ратушного.

Вероисповедания, принадлежащие отдельным церквам, отличаются простотой, краткостью и оригинальностью. Среди них особо следует отметить Вероисповедание русских баптистов (И. Рябошапка). Символ евангельской веры петербургских верующих, Краткое вероучение христиан евангельского исповедания (П. М. Фризен) и Краткое изложение вероучения евангельских христиан (И. В. Каргель).

Учение о Боге. В вероучениях, относящихся к первой группе, в учении о Боге прежде всего говорится о Его триединстве. Бог Отец, Бог Сын и Бог Дух Святой в Своем естестве и свойствах совершенны, вечны, равны и нераздельны; Отец есть истинный вечный Бог, Сын есть истинный вечный Бог и Дух Святой есть истинный вечный Бог. “Мы веруем… в Единого Бога”. “Мы веруем, что Отец, Сын и Дух Святой едины по Своей сути, волеизволению и действию”.

Наиболее обстоятельно учение о трех лицах Божества излагается в Вероучении братских менонитов, в котором подчеркивается, что Сын Божий Христос есть истинный Бог и истинный Человек. В вероучении, составленном И. С. Прохановым, говорится о Духе Святом как исходящем от Отца и посылаемом Отцом и Сыном. В Вероучении христиан веры евангельской особо отмечено, что в Ветхом Завете о Боге неоднократно говорится во множественном числе, что также свидетельствует о Его триединстве, многообразии Его проявлений и откровений.

В вероучениях церквей также подчеркивается триединство Бога. В вероучении, составленном П. М. Фризеном, сказано, что “Отец, Сын и Дух Святой суть единая, нераздельная, неслиянная святая Троица”. В вероучении, составленном И. В. Каргелем, делается акцент на последовательном откровении Бога в трех лицах: Бога Отца – святого, справедливого, праведного; Бога Сына, в Котором явлена любовь и благость Божий к людям; Бога Духа Святого, прославляющего Сына, обличающего мир о грехе и возрождающего человека к новой жизни. Те же истины изложены и в Вероучении христиан веры евангельской.

“Мы признаем, – говорил И. Г. Рябошапка, что все сказанное в символе Православной церкви… верно и со всем соглашаемся, потому что там все согласно со Священным Писанием”.

Учение о Слове Божием. Во всех вероучениях, кроме Вероучения братских менонитов, в котором этот раздел отсутствует, истинно вдохновенными Святым Духом признаются книги Ветхого и Нового Заветов в их каноническом составе. Все они “в совокупности составляют единственное истинное откровение Бога, данное роду человеческому”, и являются “единственным источником богопознания, а также… правилом и мерилом веры и поведения христианина”. В вероучении И. С. Проханова говорится не только о писаном (внешнем) откровении, но и о неписаном (внутреннем) откровении и о “помазании от Святого”, которое научает верующих – 1 Ин. 2: 20, 27. Без внутреннего откровения человек остается недоступным внешнему откровению, то есть Священному Писанию.

В вероучениях второй группы учение о Слове Божием отсутствует в вероучении И. Г. Рябошапки. В вероучениях II. М. Фризена и И. В. Картеля засвидетельствовано, что “Священное Писание в его каноническом составе… суть достаточное и необходимое для нашего спасения откровение Божие”.

Учение о человеке. Основные положения этого раздела изложены так: Бог сотворил первых людей святыми и праведными, могущими прославлять

Его и в единении с Ним достичь блаженства. Через коварные действия лукавого наши прародители отпали от Бога и обрекли себя и своих потомков на духовную и телесную смерть. Все люди сделались причастными падшему и в корне поврежденному естеству, склонными ко злу.

В вероучении И. С. Проханова сделан акцент на том, что человек создан со свободной волей, отсюда и его грехопадение явилось следствием неповиновения, несогласия с волей Божией, нарушив которую, человек лишился общения с Богом, святости и блаженства. Наличие свободной воли у человека является одной из основных истин Евангелия, имеющей отношение к вопросу спасения.

В вероучении, которое было в употреблении у М. Ратушного, отмечается, что “человек по природе духовно слеп, то есть он не видит своих грехов” и не осознает их страшных последствий.

То же самое, но более лаконично изложено и в вероучениях отдельных церквей.

Учение о грехе. Во всех вероучениях первой группы говорится о наследственном грехе. Все люди произошли от одной плоти, и поэтому они зачинаются и рождаются во грехах, способными и склонными ко всякому злу. Определение греха приведено в исповедании И. С. Проханова: “Нарушив закон Бога, человек совершил грех, который есть беззаконие – 1 Ин. 3, 4″. В Вероучении христиан веры евангельской добавлено, что, впав в грех, человек стал рабом греха.

И. Г. Рябошапка пишет: “Адам согрешил, и мы все как дети его по природе грешны”. В Символе христиан веры евангельской говорится, что “человеческий род в естественном своем состоянии лишен святости и совсем растлен”. И. В. Каргель излагает последствия грехопадения следующим образом: “Одним… грехом все заразились, стали чадами гнева и подверглись возмездию за грех, то есть смерти”. У Каргеля, как ни в одном другом вероучении, очень подробно говорится о смерти “духовной, телесной и вечной, или второй смерти, то есть смерти после физической смерти – От. 20, 12-15″.

Учение об искуплении и спасении. В некоторых вероучениях не делается различия между искуплением и спасением. Там, где речь идет об искуплении, говорится и о спасении, а под спасением подразумевается и искупление. В вероучениях М. Ратушного и И. Г. Рябошапки этот раздел отсутствует.

Учение об искуплении кратко, но достаточно полно изложено в Гамбургском исповедании: “Мы веруем, что Бог мог искупить человека от ужасных последствий его падения не иначе как посредством полного… удовлетворения Своего святого правосудия. Посему Он от вечности предопределил в жертву умилостивления Своего единородного Сына Иисуса Христа”. Христос, Сын Бога живого, явился на землю в подобии плоти греховной, соединив вечное божественное естество с человеческим. Христос явил совершенное послушание Богу, исполнив за нас закон Божий, и принес за нас в жертву Свою плоть и Свою жизнь. Он понес на Себе гнев Божий и наказание за наши грехи. Это вечное и полное искупление, совершенное Христом, есть единственная причина нашего спасения. Посредством его нам даруются прощение всех грехов, оправдание… праведность… жизнь вечная; через искупление мы также получаем силу возненавидеть грех, умереть для него, желать добра и творить его”. Таким образом, здесь спасение представляется как следствие искупления. В Исповедании веры христиан-баптистов эти истины повторяются почти в такой же последовательности.

В вероисповедании, составленном И. С. Прохановым, искупление и спасение излагаются как равнозначные понятия: “Самое спасение, или искупление, Богу было благоугодно совершить через Посредника”. Но в то же время говорится, что искупление “есть единственное средство для спасения”. Как видим, в понятие искупление вкладывается иной смысл: искупление является средством для спасения. У братских менонитов об искуплении сказано очень кратко: “Человек может получить искупление от проклятия, вечной смерти и от гнева Божия только через… искупительную жертву Иисуса Христа, Агнца Божьего”. В Вероучении христиан веры евангельской подчеркивается, что искупление совершено Христом, но, чтобы получить спасение, каждый человек должен лично прийти ко Христу и принять верою совершенное Им спасение.

В вероучениях, принадлежащих отдельным церквам, об искуплении и спасении говорится весьма кратко. Например, в вероучении П. М. Фризена читаем: “Человек может спастись только посредством единой, навеки совершенной, удовлетворившей Божию праведность искупительной и умилостивительной жертвы Иисуса Христа”. В Символе веры петербургских верующих в этом разделе, кроме того, говорится, что для спасения необходимо “духовное рождение, или рождение свыше”, без которого никто не может спастись.

И. В. Каргель в вероучении говорит о спасении, “совершенном Самим Богом в лице Иисуса Христа. Посредством смерти Христа за всех человеков Бог предлагает умилостивление, примирение, прощение… грехов, оправдание и жизнь вечную. Но дело спасения Божия остается бездейственным для человека, если оно не совершится в человеке. Первое уже совершил Христос без нашего содействия, второе совершает Дух Святой с согласия человека”. Дух Святой производит в нас веру в жертву Христа, покаяние и упование на совершенное Христом спасение.

Учение о Церкви Христовой. Наиболее кратко и емко учение о Церкви Христовой изложено в Гамбургском вероисповедании и в Исповедании христиан-баптистов, принадлежащем В. Г. Павлову. Христианская Церковь есть соединение истинных учеников Христовых, она устрояется на основании Слова Божия. Неизменным правилом и руководством для Церкви является Новый Завет. Присоединение к Церкви Христовой на земле совершается через крещение. Всякий обращенный к Господу не может оставаться один, но должен быть соединенным с другими учениками Господними как с членами одного Тела, живыми камнями единого дома Божия с целью взаимного назидания, утешения и вспоможения на пути спасения.

В Вероучении братских менонитов учению о Церкви также уделено большое внимание. В нем дана характеристика верующих, из которых состоит Церковь; указаны признаки принадлежности к истинной Церкви. Среди них названы “плоды обращения и истинной веры в Иисуса Христа, прилежное изучение Священного Писания и проповедь Евангелия, исполнение установлений Христа – Крещения и Хлебопреломления, открытое исповедание, живая молитва, любовь к ближним… ожидание пришествия Христа. Те, кто исполняет все это в своей жизни… возрождены Христом и суть истинные члены Его Тела”.

В Вероучении И. С. Проханова даны определения Вселенской, поместной и домашней церквей. Поместная церковь определена как “собрание, общество, или община возрожденных душ, соединенных одной верой (одним исповеданием), одной любовью и надеждой и проживающих в одной местности”. Назначение поместной церкви состоит в “утверждении Царства Христа среди ее членов и распространение его в мире”.

В Вероучении христиан веры евангельской также сказано, что Церковь Христова “есть живой организм, Тело Христово”, и что в ней “должна быть строгая церковная дисциплина и порядок, предписанные Словом Божиим”.

Среди вероучений поместных церквей необходимо особо выделить Вероучение петербургских верующих и вероучение И. В. Каргеля. “Верую, что какое бы то ни было число истинных христиан, – читаем в первом вероучении, – соединенных законным порядком (что значит “законным”, не объясняется – авт.), есть Церковь Христова, Главой которой является Сам Христос”. “Проповедование Евангелия есть главное средство, определенное Христом, которое приводит грешников к покаянию и назидает верующих людей жить в святости. Обязанность Церкви – исполнить заповедь Спасителя: “Идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари”. В вероучении И. В. Каргеля дается краткое описание Вселенской церкви, которая “состоит из спасаемых… призванных святых, живущих в этом мире, и спасенных, уже находящихся на небесах у Господа. И те, и другие составляют одно Тело, Глава которого – Христос”.

О служителях Церкви. В большинстве вероучений в этом разделе подчеркивается, что Главой Церкви является Господь Иисус Христос и что других верховных глав на земле Церковь не знает. Каждая поместная церковь из среды своих членов избирает на служение пресвитеров (старшин или епископов), учителей и диаконов, которые посвящаются на это служение через рукоположение. “Под рукоположением понимается установление Господа, о котором говорит Священное Писание; избранные церковью на служение лица выделяются пресвитерами этой или другой общины при возложении рук и молитве для совершения дел их призвания”.

В вероучении П. М. Фризена, кроме этого, добавлено, что утверждение на служение совершается с “возложением рук рукоположенными служителями Слова”. Учение о рукоположении служителей Церкви в вероучении И. С. Проханова существенно отличается от остальных. “Рукоположение пресвитеров и диаконов мы понимаем в том же смысле, как и рукоположение при исцелении, крещении, посылке на служение в дальние края и т. п., то есть как особого рода торжественную молитву церкви. Оно может совершаться в единении с церковью каждым… христианином, имеющим веру и залог Духа, как и в случае исцеления”. Исходя из этого, участвовать в рукоположении могли и нерукоположенные служители, но при этом отмечалось, что “лучше, если они будут рукоположены”. (Приведено из разъяснения И. С. Проханова “О возложении рук и рукоположении”.)

В Гамбургском вероучении христиан-баптистов, в вероучениях евангельских христиан и братских менонитов, кроме всего прочего, указаны обязанности пресвитеров, учителей и диаконов и их подчинение правилам церковного благочиния. И. В. Каргель весьма убедительно пишет о служителях: как “Иисус Христос сначала дал Своей Церкви апостолов, пророков, евангелистов, пастырей и учителей, так Он продолжает давать их по мере надобности и доселе”. Как видим, Каргель не упоминает пресвитеров и диаконов, хотя они и подразумеваются. Когда речь идет о качествах служителей, то делаются традиционные ссылки на послания апостола Павла к Тимофею и к Титу. В Вероучении христиан веры евангельской в числе служителей названы епископы (надзиратели), или пасторы, евангелисты и проповедники, диаконы и диаконисы, увещатели и увещательницы.

Учение о Крещении и Вечере Господней. Почти во всех вероучениях Крещение и Вечеря Господня названы установлениями Христа и рассматриваются как благодатные средства для духовной жизни уверовавших. В вероучениях М. Ратушного и петербургских верующих этим установлениям придается значение таинств, то есть видимых знаков, в которых невидимо сообщаются благодатные дары. Однако в тексте других вероучений этому священнодействию не придается такое значение.

В вероучении М. Ратушного и петербургских верующих отмечается, что крещение является не только обещанием доброй совести, но “оно есть символ очищения от грехов”, “гробоположения и воскресения Иисуса Христа”. “Крещение есть печать Завета, знак освящения действием Святого Духа и средство присоединения к видимой церкви”. В Вероучении братских менонитов и П. М. Фризена крещение объясняется как “символ (знак) возрождения и соединения со Христом и с Церковью”, а также как знак “омытия внутренней… нечистоты кровью Христа”.

В Гамбургском исповедании и его вариантах крещение изложено как первый “плод веры и любви, как послушание Господу и Его Церкви”. Оно “есть также… заверение с Божьей стороны крестящемуся по вере, что он погружен во Христа Иисуса и, таким образом, умер с Ним, погребен и воскрес; что грехи его омыты и что он становится возлюбленным дитем Божиим, к которому благоволит Отец Небесный”. В учении о крещении указывается, кто может быть крещен, а также форма и формула крещения. Крещение принимает верующий путем однократного погружения в воду во имя Отца и Сына и Святого Духа.

В вероучении, составленном И. С. Прохановым, говорится о двух видах крещения. Духовное крещение есть крещение Духом Святым, которое представляет собой принятие Святого Духа; оно знаменует собою начало новой твари и сопровождается рождением свыше и сообщением даров Святого Духа. Это – крещение в смерть Христа, то есть “переворот в душе человека, при котором он умирает для греха и восстает для праведности, уподобляясь Христу. Крещение водой является внешним знаком ранее совершившегося в душе верующего крещения Духом Святым”. Оно имеет значение и силу только для тех, “кто получил крещение духовное”.

И. В. Каргель учение о крещении излагает предельно кратко, но достаточно полно и ясно. И. Г. Рябошапка приводит следующую формулу крещения: “Помни, брат (сестра), что даешь обет Богу от чистой своей совести служить Ему верно, до конца своей жизни! Свидетелями сему являются небо, земля и вода и многие братья и сестры. Крещу тебя во имя Отца и Сына и Святого Духа”.

При освещении Вечери Господней в вероучениях первой группы прежде всего подчеркивается ее значение для практической жизни христиан. В Вечере Господней общение святых находит свое высочайшее выражение; она объединяет верующих “для любви, мира и единства, согласно словам Писания” – 1 Кор. 10, 17. Далее сказано: “в… святых знаках Вечери – хлебе и вине – Христос дает верующим вкушать духовным образом Свое Тело и Свою Кровь”. Об этом же говорится и в вероучении М. Ратушного: “Мы принимаем тайны Христовы и воспоминаем Его страдание и смерть в знак общения со Христом и в знак общения верующих между собой”.

В вероучении И. С. Проханова выделено шесть моментов, касающихся Вечери Господней. Прежде всего Вечеря Господня знаменует смерть Христа и наше духовное общение с Ним, зависимость духовной жизни верующего от распятого и воскресшего Спасителя, участие верующего в смерти Христа – смерти для греха, единение верующих во Христе и, наконец, предвкушение – радости и совершенства, которые ожидают искупленных в Царствии Божием.

В вероучениях поместных церквей Вечеря Господня объясняется П. М. Фризеном следующим образом: “Вечеря Господня совершается под видом хлеба (простого) и вина (чаши)… Хлеб и вино суть святые знаки – символы Тела и Крови Христовых. Верующие духовно и таинственно приобщаются Тела и Крови Спасителя”. В вероучении И. В. Каргеля сказано, что “Вечеря Господня дана Самим Господом для воспоминания… Его отдачи Самого Себя не только за нас, но и нам в духовную небесную пищу” – Ин. 6, 51.

Учение о браке. Составители вероучений едины в том, что брак утвержден Богом для взаимного вспомоществования между мужем и женой, для продолжения рода человеческого и во избежание блуда. Мужчина должен иметь только одну жену, а женщина – одного мужа. В случае смерти одного из супругов другому позволялось вступать во второй брак, но только в Господе. Развод допустим лишь в случае прелюбодеяния. В исповедании веры христиан-баптистов развод признан допустимым и в случае злоумышленного оставления неверующей стороной. При этом почти все авторы вероучений, кроме И. В. Каргеля, признавали допустимым вступление во второй брак невиновной стороны, но только в Господе. И. В. Каргель считал, что разведенные должны оставаться безбрачными.

И. С. Проханов, отмечая важность брака, называет семью основой общества. Брак представляет собой двоякий союз: духовный (нравственный) и телесный. В Вероучении братских менонитов в разделе о браке подчеркивается значение святости семейной жизни и прочности брачного союза.

О гражданском порядке (государственной власти). Основные принципы и правила христианского поведения в отношении окружающих людей, общества и государства, членами и гражданами которого являются верующие, сформулированы в трех разделах вероучений: “О Церкви Христовой” – Обязанностью Церкви на земле является проповедь Евангелия для Спасения грешников в окружающем мире; “О браке” – Брак является не только божественным, но и гражданским установлением и должен также получать гражданское (государственное) подтверждение, а также в разделе “О гражданском порядке”.

Наиболее полно гражданские вопросы изложены в Гамбургском исповедании и в вероучениях, составленных на его основе. В частности в Исповедании веры христиан-баптистов говорится:

Мы веруем, что правительства от Бога установлены, и Он облекает их властью для защиты добрых людей и для наказания злых. Мы считаем себя обязанными проявлять безусловное повиновение законам страны, если таковые не ограничивают свободного исполнения обязанностей нашей христианской веры, и тихой и безмятежной жизнью во всяком благочестии должны облегчать их тяжелую задачу. Мы считаем себя также обязанными, по Божию повелению, молиться о правительстве, чтобы по Его воле и под Его милостивой защитой оно так употребляло вверенную ему власть, чтобы сохранить мир и правосудие.

Мы веруем, что правительство, которое и во времена Нового Завета не напрасно носит меч, имеет право и обязанность по Божьему закону наказывать делающих злое и употреблять меч в защиту граждан своей страны, а посему мы считаем себя обязанными нести, когда потребует от нас этого правительство, военную службу.

Мы не видим препятствий со стороны нашей веры для принятия правительственных должностей.

В вероучении И. С. Проханова в связи с этим записано следующее: “Мы принимаем воинскую повинность как оброк, но имеем общение с теми, кто мыслит иначе по этому вопросу”, и далее: “Любя свой народ и будучи готовыми отдать для его блага нашу жизнь, мы не можем во имя этой любви испытывать неприязнь к какому-либо другому народу. Мы верим, что национальные особенности народов должны служить для конечного блага всего человечества, а не причиной распрей и войн. Мы верим, что когда Дух Христа, Который учит о любви к врагам, проникнет в сознание народов, тогда “милость и истина сретятся, правда и мир облобызаются” – Пс. 84, 11. Мы верим в грядущее торжество мира: “перекуют мечи свои на орала и копья свои – на серпы; не поднимет народ на народ меча, и не будут более учиться воевать” – Ис. 2, 4. Мы считаем своей обязанностью содействовать приближению этого времени нашей молитвой и жизнью, словом и делом”.

В вероучениях И. В. Каргеля и христиан веры евангельской по этому вопросу сказано, что “только в отношении служения Богу мы признаем недопустимым человеческое вмешательство и отдаем кесарево кесарю, а Божие Богу”.

О втором пришествии Господа, о воскресении мертвых и последнем суде. Истины, касающиеся будущего, обстоятельно изложены в Гамбургском исповедании и в производных от него, а также в вероисповедании, бывшем в употреблении у М. Ратушного. “Мы веруем во второе пришествие Господа нашего Иисуса Христа в силе и славе, – говорится в последнем. – И считаем день Его явления венцом искупления, ибо в этот день глаза всех увидят Истину и чудное величие дела Его искупления; люди увидят Царя славы увенчанным и с Ним Церковь, невесту Его; ибо умершие во Христе воскреснут телесно в нетленной славе, увидят Его, как Он есть, будут подобны Ему и будут царствовать с Ним во веки”.

То, что второе пришествие будет видимым, отмечено в вероучении И. С. Проханова. Однако Проханов при этом отмечает, что пришествию Христа должны предшествовать “усиление зла, приход антихриста, его падение, первое воскресение мертвых и наступление тысячелетнего Царства Христа”. И. В. Каргель разделял во времени пришествие Христа за искупленными, которое будет невидимо для мира, от пришествия “со Своими и всеми ангелами небесными”, которое будет видимо для глаз всякого человека.

В Вероучении христиан веры евангельской в этом разделе сказано следующее: “Слово Божие учит, что Христос придет вторично за Своим верным народом. Усопшие в Нем воскреснут, а живущие верующие в Него будут изменены и восхищены вместе на облаках в сретение Господу. Для тех, кто не ожидал Его, Он придет как тать; ожидающие же Его не будут застигнуты врасплох”.

Учение о последнем суде во всех вероисповеданиях представлено сходно, а именно: “Мы веруем также в воскресение нечестивых для всемирного суда, когда все люди предстанут перед Христом… Сын Божий всем верующим в Него и следовавшим за Ним даст вечное блаженство, а всем нечестивым произнесет приговор вечного осуждения”. Как блаженство, так и мучения человека после этой жизни неизменны… вечны, и переход из одного состояния в другое невозможен, равно как и спасение после смерти”.

Ниже приведены другие учения, которые содержатся в некоторых исповеданиях.

Учение об избрании изложено в Гамбургском исповедании, в исповеданиях христиан-баптистов и евангельских христиан. В первых двух говорится: “Те лица из погибшего рода человеческого, которые в течение времени усвоят искупление, избраны… Отцом Небесным; имена их будут написаны на небесах, а сами они преданы в руки Искупителя как Его народ, как овцы Его стада, за которых Он положил Свою жизнь; как Его наследие, как приобретение Его смертельного борения и как Его невеста. Искупленным дарована жизнь вечная во Христе Иисусе и в то же время предопределены все средства, которые должны привести к вере во Христа, к святости и, наконец, к вечному блаженству. Такое определение Божие неизменно и утверждено навеки, так что те, которых оно касается, – избранные, не могут быть похищены из рук Христовых, но силою Божиею соблюдаются в вере и любви… пока не сделаются сонаследниками Его славы”.

Такой традиционно кальвинистической позиции Гамбургское вероисповедание обязано одному из его авторов – И. Г. Онкену, который в молодости находился под сильным влиянием кальвинизма.

Однако в евангельско-баптистском братстве имелось и другое понимание избрания, которое было выражено на страницах журнала “Баптист” доктором богословия Э. Я. Маллинсом. “Избрание нельзя рассматривать как произвольный выбор со стороны Божией… Евангелие, Святой Дух, Церковь, проповедники… и все другие средства убеждения и привлечения людей к Богу являются необходимыми для того, чтобы Бог мог спасти человека потому, что Он избрал его, чтобы человек избрал Бога”.

И. С. Проханов, также придерживавшийся этого понимания, пишет: “Благодать Божия предлагается… всем людям, а не только предопределенным к вечному спасению. Предопределение Божие одних к вечному спасению, а других к вечному осуждению основывается на предузнании, на предведении того, примут ли они Его призыв или нет. Благодать Божия не подавляет свободы человека, не действует на нее непреодолимо и не исключает деятельного участия человека в том, что совершается через нее… но сам человек по свободному решению может отказаться от благодати”.

Учение о благодатных средствах спасения содержится в исповеданиях христиан-баптистов и братских менонитов. Благодатными средствами являются: Слово Божие, Крещение, Вечеря Господня, общение святых и молитва. Этими средствами Господь привлекает к Себе грешников и дарует им спасение, приобретенное Христом. Молитва названа душой этих благодатных средств и условием достижения состояния мира и святости. Молитва рождается с момента начала новой жизни и никогда не должна прекращаться.

В Вероучении христиан веры евангельской молитве посвящен особый раздел, в котором в частности говорится: “Истинная молитва прежде всего должна выражаться такими словами, которые соответствуют нуждам и чувствам, наполняющим сердце молящихся; она должна исходить от сердца и быть одухотворенной живой верой в благодать Божию. Молитва не есть заслуга человека, а проявление милости Божией. Верующие… совершают молитву бодрствуя, с благоразумием”.

Изложение истин о молитве в вероучении И. С. Проханова сходно с приведенным выше.

Учение об обращении грешников имеется в Гамбургском исповедании, в исповеданиях веры христиан-баптистов, братских менонитов и евангельских христиан.

“Словом Божиим, которое живо и действенно, человек пробуждается от глубокого греховного сна, осознает свои грехи и виновность перед Богом и сердечно раскаивается в них. Сознавая грозящую ему опасность, он прибегает ко Христу как к… единственному Избавителю и Спасителю и верою в Него получает прощение грехов и свидетельство, что он является чадом Божиим и наследником вечной жизни. Эта великая перемена в сердце и сознании грешника является исключительно делом Святого Духа. По милости Своей Господь сопровождает Свое Слово могучим, животворным действием и совершает возрождение грешника… открывает его сердце, просвещает его душу и рождает живую веру во Христа”. Человек бессилен изменить свою греховную природу. Никакое человеческое влияние – ни современная культура, ни образование, ни нравственные законы – не в силах произвести этой перемены в человеке. Только Дух Святой возрождает грешника к новой жизни.

Раздел об освящении отсутствует во многих вероучениях, включая и вероучение И. В. Каргеля, несмотря на то что ему принадлежит замечательный труд “Христос – освящение наше”. Учение об освящении имеется в вероучении П. М. Фризена и в некоторых других.

Суть освящения составляет “святая детская любовь к Богу. Эта любовь, производимая, сохраняемая и питаемая Святым Духом в сердце, постепенно преображает человека в образ Божий”. Освящение христианина продолжается всю жизнь. Мы непрестанно нуждаемся в прощающей благодати Божией, поскольку наша праведность, “как запачканная одежда”; праведность наша сокрыта во Христе. Только бодрствующий христианин, пребывающий во Христе, имеет силу жить свято.

О значении божественного закона в христианской жизни говорится в Гамбургском исповедании, в вероисповедании братских менонитов и в вероисповедании И. Г. Рябошапки. Однако более обстоятельно значение божественного закона в христианской жизни изложено в Гамбургском исповедании, которое и приведено здесь. “Закон должен производить познание греха и служить детоводителем ко Христу. Закон показывает грешному человеку своим совершенством и ненарушимостью, великим содержанием и духовным значением невозможность исполнить его, а посему он пробуждает потребность в благодати и прощении”. Человек, пытающийся выполнить требования закона Божия, обнаруживает свою несостоятельность и приходит ко Христу. При этом речь идет не об обрядовой части закона, которая являла собой тень будущих благ, а о нравственной его стороне, в том виде, “как она изложена в десяти заповедях… В законе Божием выражены сущность и воля Божия на все времена”.

В этом же разделе дано разъяснение четвертой заповеди, относящейся к субботе – дню покоя. В Новом Завете, в книге Откровения день покоя назван днем Господним, то есть это день, посвященный Господу. По духу, а не по букве христианская суббота является для нас радостным днем покоя от земных трудов.

По-видимому, правильное понимание субботы в то время имело немаловажное значение в связи с распространением учения субботников.

И. Г. Рябошапка в разделе о законе подчеркивал, что не обрядовая его часть, а нравственная имеет значение в жизни христианина. “Мы придерживаемся ветхозаветного закона для того, чтобы уразуметь наши преступления перед Богом. Из Нового Завета мы умудряемся еще больше потому, что… узнаем о Божием помиловании нас, недостойных грешников, через Иисуса Христа. Мы не признаем того, что не имеет основания в Священном Писании”.

Об омовении ног говорится в вероучениях братских менонитов и христиан веры евангельской. В последнем вероучении об омовении ног упоминается вскользь, в разделе о Вечере Господней: “Перед совершением Вечери Господней мы также соблюдаем заповедь Христа относительно омовения ног друг другу, чтобы и наши ноги были чистыми…” В Символе веры братских менонитов также записано, что делается “это в общине по примеру и указанию нашего Спасителя” Со временем большинство церквей братских менонитов оставили обычай омовения ног

О клятве (присяге) речь идет в Гамбургском исповедании, в исповеданиях христиан-баптистов и братских менонитов. В первых двух вероисповеданиях записано следующее: “Мы признаем, что употребление клятвы воспрещено христианам. Но… благоговейное, торжественное призывание Бога в Свидетели истины, законно требуемое и даваемое, есть молитва, только выраженная в необыкновенной форме”. Братские менониты указывали на то, что “слова наши должны быть искренними, и наши “да” и “нет” должны быть исполнены… совершенной истины, как высшая клятва”.

О любви к врагам и невозможности мести записано в Вероучении братских менонитов. Как уже упоминалось ранее, по этому вопросу также высказался И. С. Проханов: “Любя свой народ… мы не можем во имя этой любви испытывать неприязнь к какому-либо другому народу”.

О церковном порядке и церковном благочинии. Эти вопросы освещены в Гамбургском исповедании, в исповеданиях христиан-баптистов, братских менонитов и христиан веры евангельской. Изложены также обязанности членов поместной церкви, порядок решения внутрицерковных вопросов, принятия в члены церкви и исключения из членов церкви, основы церковной дисциплины.

У христиан веры евангельской, кроме перечисленных, получили освещение вопросы, касающиеся обетования Божия о ниспослании Святого Духа, взаимоотношения родителей и детей, отношения к старцам и вдовам, правила поведения молодых людей, а также отношение верующих к политическим партиям и к государственным выборам.

По первому вопросу сказано следующее: “Верующим людям принадлежат обетования Божии о крещении Духом Святым и огнем и ниспослании благодатных даров Духа Святого. Через крещение Духом Святым даруется сила для нравственной жизни и служения Богу и людям”.

Отношение к политическим партиям выражено следующим образом: “Будучи членами духовного Тела Его (Христа), то есть Церкви, которая “не от мира сего”, мы не вступаем ни в какие политические партии и не принимаем в них участия. Что же касается исполнения нашего гражданского долга и отношения к государственным выборам, то каждый христианин по совести перед Богом подает свой голос за тех, кто стремится жить в мире и любви и приносить благо народу без всякого насилия”.

Вероучение объединенного братства. На сорок третьем всесоюзном съезде в 1985 году было принято новое Вероучение евангельских христиан-баптистов [1]. Вероучение длительное время разрабатывала комиссия ВСЕХБ под председательством старшего пресвитера по Украине Я. К. Духонченко. Первый проект вероучения был опубликован в журнале “Братский вестник”, № 4 в 1980 году. Окончательный вариант, учитывающий итоги обсуждения, состоит из тринадцати разделов.

    1. О Слове Божием, или Священном Писании.
    2. О Боге.
    3. О триединстве Бога.
    4. Об Иисусе Христе – Сыне Божьем.
    5. О Духе Святом.
    6. О человеке.
    7. Церковь Христова.
    8. О водном крещении.
    9. О Вечере Господней.
    10. О воскресном дне.
    11. О браке и семье.
    12. О втором пришествии Иисуса Христа и о суде.
    13. Отношение к государству.

Одобренное съездом вероучение рекомендовано [2] поместным церквам в качестве вспомогательного материала для духовного воспитания верующих. По своей сути оно соответствует рассмотренным в данной главе вероучениям.

Источник: История Евангельских Христиан-Баптистов в СССР. Издательство ВСЕХБ, Москва 1989 г.

Реклама

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s

%d такие блоггеры, как: