Онищенко Иван Федорович (ок.1815-1892)

И. Ф. Онищенко родился около 1815 г. в украинской семье крепостных крестьян православного вероисповедания в с. Основа, Одесского уезда, Херсонской губ., Украина. В книге украинского историка, акад. М. Грушевского «3 icторії релігійної думки на Україні», 1925, Львов, на стр. 135-ой читаем: «Первая яркая личность в истории украинского евангелического движения, какая нам известна, это — Онищенко».

Иван имел характер неспокойный, непоседливый. Уже в ранней юности (ок. 1830 г.) он научился сапожному ремеслу и ходил на заработки в г. Николаев и по окрестным селам. Часть таким образом заработанных денег он должен был отдавать помещику Свечину. Во время хождения на заработки он где-то познакомился с евангельскими взглядами и начал всё более ими проникаться. Скорее всего, это произошло в 1845 г.

Об этих своих глубоких переживаниях он рассказал следующее: «Однажды я молился в поле, плакал и кричал: «Господи, вразуми меня, наставь меня!» Не знаю кто, — я этого не видел, — будто снял с меня одежду, и стало мне легко, и я стал свободным и познал Бога. Другим разом я также молился в поле, стоял на коленях. Вдруг раздался страшный гром; я задрожал всем телом и услышал голос: «Держись!»

Такие и подобные им переживания пришлось иметь ему много раз ещё до крещения, а также и после него. Никогда и никому в своей жизни он не рассказывал о тех людях, кто привели его к Богу и открывали ему Св. Слово, хотя о других жизненных происшествиях он рассказывал охотно и подробно. Познав истину Божью, И. Онищенко начал осторожно её сокровища открывать некоторым из своих односельчан. Тогда же начал учиться у него сапожному делу молодой Михаил Ратушный, живший по соседству; он ему стал читать и объяснять Сл. Божие. И между ними возникали «оживленные религиозные беседы».

В годах 1845-1850 он совсем оставил православную церковь и стал посещать немецкие кирки, где внимательно слушал толкование Сл. Божьего на немецком языке, которому научился у немцев-колонистов, сапожничая в их семьях. Ещё раньше он научился читать и писать по-русски. И. Онищенко принял св. крещение не позже, как осенью 1852 г., а весной 1853 г. преподал его некоторым своим единомышленникам, имена которых, на жаль, не сохранились. [В книге «Путь спасения», М., 1992 г., изд-во «Протестант», читаем, что в 1857 г. И. Онищенко был заключен в тюрьму г. Херсона, где 12 сент. 1859 г. был осужден на пожизненную ссылку в Сибирь, куда ему власти разрешают идти без конвоя.

Подобного в трудах выдающихся наших братьев-историков, — д-ра И. А. Кметы, Г. Л. Домашовца и С. Н. Савинского, — не встречается. Нет упоминания об этом и в книге д-ра Л. Жабко-Потаповича «Христове свiтло в Україні», по которой пишется эта биография.] Нет сомнения, что тогда же он поддерживал живые связи с колонистами в Рорбахе и Вормсе, Одесского уезда, и Раштадта, Онаньевского уезда. До них тогда доходили еще слабые, но уже ощутимые проявления того духовного пробуждения, которое вскоре стихийно объединило все немецкие колонии в то движение, которое сами же немцы назвали «штундой» (бибелштунде).

Но эти связи Ивана Онищенко были до некоторой степени ограничены. Это было обусловленно, прежде всего, его скромным и тихим характером. Он никогда не навязывался людям; также не любил выдвигаться из среды окружавших его. Так, например, он никогда не предъявлял претензии быть руководящим начатого им движения, хотя фактически и должен невольно им быть. В силу вышеназванных качеств И. Онищенко держался в тени, выдвигая на руководящие места других братьев.

Братья это замечали и понимали, и прикрывали его собой. Среди них установилось никем не писанное условие — щадить и беречь этого Божьего человека от тех власть имеющих «скорпионов», которые начали всем им угрожать, особенно в 60-ые годы, когда власть решила с помощью насилия и судебных кар остановить всё евангельское движение. Братья изолировали И. Онищенко от внешних связей. Через это его можно было встретить очень редко не только в общинных собраниях, но и вообще вне его сада. В силу своего внутреннего тяготения к своеобразному «аскетизму», присущего для многих верующих в то время, И. Онищенко устроил себе в саду возле пасеки жильё, в котором и жил отдельно от семьи.

Он себе сам готовил пищу, шил и ремонтировал одежду и обувь. Что касается семьи, то он ей помогал очень усердно, трудясь чрезвычайно старательно. Все своё свободное от физического труда время он посвящал молитве, чтению Сл. Божьего и беседам с братьями, особенно, с М. Ратушным, руководящим местной общиной. Во всех важных вопросах, какие возникали у верующих, И. Онищенко был полезным советником, хотя и здесь, первое место давал М. Ратушному, говоря: «Бог дал мне свет, а Михаилу — разум».

Все, даже не принадлежащие к церкви, знали, что и «сам Ратушный и другие сектанты до сих пор пользуются его советами» (А. Рождественский «Южно-русский штундизм», с.с. 52-53). Все попытки некоторых православных исследователей штундизма изобразить И. Онищенко каким-то странным или нелюдимым, или даже «отступником» не выдерживают никакой критики. До конца своей жизни он остался верным Господу, Его Слову и общине.

И когда в 70-ые годы на смену диким выступлениям и расправам толпы наступило организованное «правовое» гонение на верующих со стороны властей, И. Онищенко смело выступал со своими проповедями перед народом и пленял сердца людей горячими, почти фанатичными, речами: «Высокий, худой, с детскими простодушными голубыми глазами, с врожденным даром слова… Онищенко оказывал влияние на людей… как настоящий сектант-мистик» (А. Рождественский, там же). Но наилучшим свидетельством о нем было то, что он влиял не только на посторонних, но и на своих самых близких: его жена, сын, невестка и внуки приняли Сл. Божие от него, приняли крещение и веру в Христа-Спасителя сохранили в своем роду до наших дней.

На съезде наших верующих в г. Кировограде летом 1943 г. правнук И. Онищенко, член баптистской церкви, был живым свидетелем живой веры рода Онищенко и самого основателя рода. О последних годах и днях евангельского пионера известно очень мало. Умер он в с. Основе в своей семье года 1892-го так тихо и незаметно, как тихо он для Христа и своего народа жил и трудился, оставив многих учеников и последователей.

(Сокращенный свободный перевод с украинского языка на русский страниц 105-107 из книги д-ра Л. Жабко-Потаповича «Христове світло в Україні», 1991 г., Чикаго, США).

Источник: Л. Коваленко. Облако свидетелей христовых. Киев. 2006

2 комментария

  1. Братья, если вы публикуете данные (об Онищенко), которые очень сильно отличаются от общепринятых источников, пожалуйста будьте осторожны и приводите источники. Иначе вы рискуете помогать противникам Евангелия — дескать, «этим баптистам нельзя доверять, они даже недавние исторические факты искажают, занимаются мифотворчеством».
    Пусть вас Бог благословит.
    брат Юрий

    1. Источник внизу статьи, спасибо за напоминание.

Оставьте комментарий