Ев. Иоан. 19, 19 — 20
«Пилат же написал и надпись и поставил на кресте». Не будем думать, что надпись была только над головою распятого Христа. Надписи были и над головами обоих распятых разбойников. Надписи над головами распинаемых обозначали их вину, их преступления. По обычаям Рима, это было обязательным делом при каждой казни осужденных на смерть преступников. О надписи над головою распятого Христа мы читаем также в Евангелии от Матфея 27, 37: «И поставили над головою Его надпись, означающую вину Его: Сей есть Иисус, Царь Иудейский».
Евангелист Иоанн, описывающий распятие Христа короче, чем другие евангелисты, подчеркивает, под воздействием Духа Святого, эту надпись над головою распятого Христа. Он говорит, что ее написал Пилат — сам ли или через своих писцов, это не важно. Важно содержание надписи, которое гласило: «Иисус Назорей, Царь Иудейский».
Какова была цель Пилата, когда он ставил эту надпись над головой Христа? Эта надпись отражает бурю в душе Пилата. Возможно, что была буря сомнений в отношении личности Иисуса Христа, Которого Пилат предал на распятие.
Во время суда над Христом Пилат пережил трудно поддающееся описанию переживание в своей душе. Вспомним уединенную беседу Пилата со Христом внутри своей претории. Пилат задает вопрос Иисусу: «Ты Царь Иудейский?» — «Что Ты сделал?» Христос ответил Пилату: «Царство Мое не от мира сего; если бы от мира сего было Царство Мое, то служители Мои подвизались бы за Меня, чтобы Я не был предан Иудеям; но ныне Царство Мое не отсюда. Пилат сказал Ему: итак Ты Царь?» (Ев. Иоан. 18, 33 — 37). Нет сомнения, что эта беседа Пилата с Иисусом произвела на него глубокое впечатление.
В тайнике души Пилата появилась вера во Христа как в «Царя Иудейского». И он не скрывает этой веры перед иудеями, он говорит им: «Хотите ли, отпущу вам Царя Иудейского?» (Ев. Иоан. 18, 39). Некоторые, может быть, даже большинство толкователей Евангелия хотят видеть в этих словах Пилата! только иронию, только насмешку по адресу Христа. Но нет, это не ирония, не насмешка. В душе Пилата идет борьба веры с неверием, убеждения в царственности Христа с сомнением: царь ли Он? Эту борьбу в душе Пилата: мы наблюдаем в течение всего судебного процесса над Иисусом.
Пилат все снова и снова повторяет, что он не находит вины в Иисусе. Пилат все снова и снова старается освободить Иисуса. И был момент, когда сердце Пилата дрогнуло с особой силой; и этот момент показывает, что Пилат не только допускал царственность Христа, но был склонен допустить даже и божественность Христа. Об этом, часто забываемом моменте мы читаем в Ев. Иоанна 19, 7 — 9: «Иудеи отвечали ему: мы имеем закон, и по закону нашему Он должен умереть, потому что сделал Себя Сыном Божьим. Пилат, услышав это слово, больше убоялся. И опять вошел в преторию и сказал Иисусу: откуда Ты?»
Буря сомнения в душе Пилата заключалась в вопросе: не Сын ли Божий Христос на самом деле? Не Царь ли Он? И как поступить с Ним? Чтобы нам еще яснее стала эта буря в душе Пилата и его убежденность в праведности Христа, мы должны вспомнить его удивительный поступок после вынесения приговора Христу. Об этом поступке Пилата, раскрывающем перед нами его душу, мы читаем в Ев. Матфея 27, 24: «Пилат… взял воды и умыл руки пред народом, и сказал: невиновен я в крови Праведника Сего». После всего того, что мы узнали о сдвигах в душе Пилата в результате его встречи со Христом, — нас не должна удивлять надпись, поставленная им над головой распятого Христа.
Цель поставления этой надписи могла быть двоякая: во-первых, Пилат этой надписью, в очень тонкой форме, под видом вины Иисуса, выразил свое мнение о Христе, как о Царе Иудейском. Во-вторых, надпись Пилата говорила, в сущности, не о вине Христа, а о вине самих иудеев, поднявших руку на своего Царя. Эта надпись так жгла священников и первосвященников иудейских, что они сказали Пилату: «Не пиши: «Царь Иудейский», но что Он говорил: «Я Царь Иудейский».
Но Пилат остался тверд в своем решении, — с одной стороны, провозгласить своей надписью Христа «Царем Иудейским», а с другой стороны, — насмеяться над иудеями: вот как вы поступили с своим царем, вот каким троном — троном посреди двух злодеев — вы удостоили Его! Пилат говорит: «Что я написал, то написал». И надпись была написана на трех языках: еврейском, греческом и римском (то есть латинском). Еще раз мы должны сказать, что надпись на кресте Христовом является результатом сложного процесса, происходившего в душе Пилата. Но еще нечто более глубокое мы должны увидеть в надписи над головою Христа распятого. Это — действие Духа Святого, под влиянием Которого была сделана эта надпись.
О чем же говорит надпись на кресте Голгофы нашим сердцам? Она указывает нам на второй венец Христа распятого. Терновый венец был на голове Христа; царственный венец был над головою Христа, и именно о нем говорит надпись Пилата. Одному служителю Христа был преподнесен подарок: текст, «а котором было написано только одно слово — «Христос»; но на этом тексте было изображено два венца — один с длинными колючими терниями, другой — золотой, сияющий.
Вот эти два венца красуются и на Голгофе. И они будут красоваться во веки веков перед нашими очами, чтобы свидетельствовать нам о двух великих и драгоценных истинах, а именно: терновый венец говорит нам о Христе как о нашем Спасителе и Искупителе; царственный венец говорит нам о Христе как о Царе наших душ и Властелине наших сердец.
К сожалению, тысячи христиан видят только терновый венец Христа и не замечают Его царственного венца. Этим объясняется половинчатое христианство многих детей Божьих. Они свидетельствуют о своем спасении кровью Голгофы, но жизнь их говорит о том, что сердце их не вполне отдано Христу.
Если мы поднаем Христа как Царя и Властелина наших душ, то вслед за получением прощения наших грехов неминуемо последует полная отдача себя Христу, и лозунгом нашей жизни станут слова: все для Христа.
Всякий раз, когда засияет перед нами царственный венец Христа, мы должны повторять отдачу всего своего сердца Христу, дабы лозунг — все для Христа — был не только словом, но и делом.