Ев. Иоан. 12, 27
Мы только что стояли у яслей Вифлеема, то есть у колыбели Христа; а теперь мы стоим у креста Голгофы, то есть у одра смерти Христа.
Вифлеем и Голгофа, ясли и крест — есть ли что общее между ними? Их разделяют 33 1/2 года. В Вифлееме мы видим ночь, превращенную в яркий день. На Голгофе, наоборот, мы видим яркий солнечный день, превращенный в темную ночь, длившуюся три часа.
В Вифлееме мы слышим чудесное пение ангельского хора. На Голгофе раздается хуление многочисленного хора врагов Христа. В Вифлееме мы видим Марию с сияющим от счастья лицом. На Голгофе мы видим Марию с сердцем, пронзенным скорбью. Вифлеем — материнское счастье Марии. Голгофа — материнское горе Марии. Как будто ничего нет общего между Вифлеемом и Голгофой, между яслями и крестом.
Но Вифлеем и Голгофу можно поставить рядом. Можно поставить рядом ясли и крест. Христос говорит: «На сей час (час Голгофский) Я и пришел», то есть родился.
Возьмем благовещение Марии. Ангел Гавриил говорит ей: «И вот, родишь Сына и наречешь Ему имя: Иисус». В этих словах мы уже видим крест Голгофы и Христа, распятого на нем. Где же здесь крест? В слове «Иисус». Иисус — значит Спаситель, а спасти человечество от ада Христос мог только через крест, только через смерть на Голгофе. Другого пути для нашего спасения не было. Да, в имени «Иисус» мы видим крест.
Возьмем проповедь Ангела пастухам на поле Вифлеемском: «Я возвещаю вам великую радость, которая будет всем людям: ибо ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель, Который есть Христос Господь». И опять при слове «Спаситель» разве перед нами не встает крест с Агнцем Божьим, закланным на нем? Спасителем Христос стал только через крест, только через страдания и смерть на кресте. А в словах Симеона, сказанных Марии при посвящении Богу Младенца Иисуса, разве мы не видим Голгофы: «У тебя самой оружие пройдет душу».
Существует красивое предание: будто бы звезда, которую видели волхвы на востоке и которая привела их в Вифлеем, имела вид креста. Предания — это не Слово Божье, но они имеют глубокий и полезный смысл. В каждом предании есть свое глубокое назидание. И в предании о Вифлеемской звезде, что она имела вид креста, сокрыт для нас глубокий смысл.
В дарах волхвов разве мы не видим креста Голгофы? Они принесли в дар Христу-Младенцу золото, ладан и смирну. Смирну—как предзнаменование Его погребения. Помазание Христа к погребению было совершено трижды: волхвами, Марией из Вифании и Никодимом в саду Иосифа Аримафейского. Но ярче всего сияет крест Голгофы в пещере, где родился Иисус. Люди, не видящие креста в пещере, могут думать, почему нужно было родиться Спасителю мира в хлеву. Но когда мы видим крест Голгофы в Вифлееме, тогда нам становится понятно рождение Христа в пещере. Ведь пещера была местом жертвенных животных. А в яслях лежала истинная жертва за грехи мира — Агнец Божий. В этом глубокий смысл рождения Христа в пещере, в хлеву, и нахождение Его в яслях среди животных, которых приносили веками в Израиле в жертву за грех.
Но Христос Своей жертвой на Голгофе положил конец ветхозаветным жертвам, положил конец крови тельцов, козлов и агнцев, пролив Свою кровь для очищения всех грешников мира от их грехов.
Вифлеем действительно полон Голгофы. И над яслями Младенца Иисуса действительно ярко сияет крест нашего искупления.