«Воспевши пошли на гору Елеонскую…» (Ев. Матф. 26, 30). Этими словами начинается повествование Евангелия о страданиях Христа за грехи мира. «Воспевши…» — это единственное пение Христа, о котором говорится на страницах Евангелия. Тем замечательнее оно для нас. Это было пение многократного аллилуйя». Пение имеет удивительную силу ободрять, поднимать дух, давать крылья.
Христос провел благословенные часы в знакомой всем нам горнице в Иерусалиме. Там Он умыл ноги Своим ученикам, дав им пример служения друг другу. Там, в горнице, Он установил благословенную заповедь хлебопреломления. Там Он имел чудесную беседу со Своими учениками, и в этой беседе Он поведал им о «доме Отца», в котором много обителей; во время этой беседы Он дал им и через них всей Церкви Своей новую заповедь о любви друг к другу; Он сказал им о скорби, которая их ожидает, и о мире, который они будут иметь в Нем. В этой чудной беседе в горнице Христос открыл Своим ученикам тайну Духа Святого, — что Он не оставит их сиротами, но придет к ним в лице Святого Духа.
Быстро протекли благословенные часы последнего общения Христа с учениками. Наступило время покинуть уютную, ярко освещенную горницу и погрузиться в густую тьму Гефсиманской ночи — ночи физической и духовной. И Христос идет в эту ночь с пением аллилуйя».
Почему мы знаем, что Христос направился в Гефсиманию с пением аллилуйя»? Потому что все иудеи во время вкушения пасхального агнца пели Псалмы 112 и 113, начинающиеся и кончающиеся победным словом аллилуйя». О, если бы мы научились от Христа с пением наших славных псалмов встречать наши гефсиманские ночи!
Пройдемте с нашим Господом путь от горницы до Гефсимании. Путь шел виноградниками, и Христос Своей чудной притчей о Виноградной Лозе научил Своих учеников видеть в Нем «Лозу», а в себе ветви, и этой притчей Он открыл нам тайну нашей плодоносности. Наша плодоносность — в постоянной и живой связи с Ним.
На пути в Гефсиманию Христос вознес Свою молитву о единстве всех верующих в Него и показал, как дорого Его божественному сердцу это единство детей Божиих.
На пути в Гефсиманию Христос предсказывает Своим ученикам, что будет с ними в ближайшие часы. Он говорит им: «Все вы соблазнитесь о Мне в эту ночь, ибо написано: поражу пастыря и рассеются овцы.
Петр сказал Ему в ответ: если и все соблазнятся о Тебе, я никогда не соблазнюсь. Иисус сказал ему: истинно говорю тебе, что в эту ночь, прежде, нежели пропоет петух, трижды отречешься от Меня». Христос, будучи Богом, знал наперед все, что Ему придется перенести ради нашего вечного спасения.
Он знал все до мельчайших подробностей. Он шел на страдания без повязки на глазах. Какой скорбью было для нашего Господа знать, что самые близкие друзья — ученики и апостолы — покинут Его в самый трудный час Его жизни и тем самым нанесут первыми раны Его сердцу.
Эти раны, которые причинит Ему бегство апостолов, будут болезненнее, чем раны, которые причинит Ему язычник Понтий Пилат в своей претории. Какая скорбь должна была наполнять сердце Христа на Тайной Вечере, когда Он смотрел в дорогие для Него лица апостолов, и в это же самое время видел спины их в Гефсиманском саду, когда они оставили Его одного и в страхе бежали.
И не только Он видел их покидающими своего Учителя и друга, но Он слышал и ужасные, ранящие очень глубоко Его сердце слова отрекающегося от Учителя Петра. На пути в Гефсиманию Христос говорит Петру, какую рану нанесет он Ему своим троекратным отречением.
Плохими учениками в школе Христа оказались апостолы. Но является вопрос: а мы хорошие ученики Христа? Апостолы находились со Христом только три с половиной года; большинство из нас находятся у ног Христа много дольше. Научились ли мы у ног Христа верности и преданности Ему так, чтобы на вопрос Его: «не хотите ли и вы отойти?» — мы могли торжествующе сказать: «Господи! К кому нам идти? Ты имеешь глаголы вечной жизни!»
Полный скорби о Своих неверных учениках, Христос обещает им на пути в Гефсиманию снова встретиться с ними после Своего воскресения и принять их снова в Свою божественную школу. Он говорит им: «По воскресении же Моем предварю вас в Галилее», то есть пойду в Галилею, чтобы встретить вас там.
Он знает, что из этих апостолов — тростинок — еще вырастут дубы; он знает, что из этих беглецов еще выйдут герои веры, которые пойдут на мученическую смерть за своего Учителя. Христос с надеждой смотрит и на всех нас, таких плохих пока еще учеников Его. Он, воскресший, все снова и снова предваряет нас в наших «галилеях», чтобы и из нас, «тростинок», сделать «дубы», способные выносить любые бури и ураганы.
На пути в Гефсиманию мы видим удивительную самонадеянность Петра. Он говорит Христу: «Если и все соблазнятся о Тебе, я никогда не соблазнюсь… хотя бы надлежало мне и умереть с Тобою, не отрекусь от Тебя». Эта самонадеянность оказалась и у всех других апостолов, так как подобное говорили и они Христу. Мы знаем, какой пустой оказалась эта самонадеянность Петра и других апостолов.
И еще один замечательный урок на пути в Гефсиманию. Христос говорит Петру: «Симон! Симон! Се, сатана просил, чтобы сеять вас, как пшеницу, но Я молился о тебе, чтобы не оскудела вера твоя, и ты некогда обратившись, утверди братьев твоих». На пути в Гефсиманию Христос открывает всем нам, что Он молится и о нас, чтобы не оскудела вера наша.
Петр отрекся, но только устами, не сердцем; светильник его веры не угас, наоборот, воспламенился еще сильнее. Его вера выдержала огненное испытание и стала чище и крепче. В своем первом послании (1, 7) он говорит о вере, сохраненной во всех огненных испытаниях: «…дабы испытанная вера ваша оказалась драгоценнее… золота».